Такое впечатление, что некоторое особи как начали прыгать на майдане, так до сих пор не могут остановиться и самое удивительное то, что их не смущает, что их популяция уменьшилась больше чем в два раза и страны у них уже нет, но продолжают прыгать. Вот же неугомонные.
А тем временем....:
Будем возрождать отрасль научного приборостроения!14 мая 2024 года, на пленарном заседании государственной думы по назначению федеральных министров, кандидату на должность министра науки и высшего образования Российской Федерации Валерию Николаевичу Фалькову был задан ряд актуальных вопросов, некоторые ответы на которые мне показались довольно интересными, и я вкратце приведу их здесь.
Министр науки и высшего образования Фальков Валерий НиколаевичРумянцев А. Г., фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ», задал вопрос по поводу необходимости серьёзного повышения финансирования и обеспечения современным оборудованием научных центров:
Мы сегодня столкнулись с беспрецедентным санкционным давлением, которое является попыткой отрезать нашу страну от передовых научных и технологических разработок. Что планирует министерство с точки зрения решения этих вопросов, потому что это потребует серьёзного повышения финансирования и обеспечения современным оборудованием научных центров.Ответ:Согласно указу президента от 7 мая, внутренние затраты на исследования и разработку должны составить к 2030 году не менее 2% ВВП, в том числе за счёт увеличения инвестиций со стороны бизнеса не менее чем в два раза.
Государственные расходы на науку и сегодня постоянно увеличиваются. Если взять последние 6 лет, с 2018-го по 2023-й фактические расходы федерального бюджета выросли на 68% с 355 до 600 миллиардов рублей. При этом мы сознательно увеличиваем конкурсную поддержку или долю конкурсного финансирования.
Достаточно сказать, что конкурсная поддержка у нас выросла с 32 до 146 миллиардов. Это означает, что университеты и наши научные центры получают эти средства в конкурентной борьбе, что отражается на повышении эффективности расходования этих средств. Доля конкурсных денег увеличилась с 9% до 24%, и мы намерены и дальше увеличивать соответствующую программу.
Что касается научной инфраструктуры, то нашим уникальным российским преимуществом является наличие у нас инфраструктуры класса «мегасайенс». Она располагается у нас в регионах, это и байкальский нейтринный телескоп в Иркутской области, и национальный гелиогеофизический комплекс, это и СКИФ (сибирский кольцевой источник фотонов) в Новосибирске, это и площадки Курчатовского института в Гатчине, в Ленинградской области и так далее. Здесь в ближайшие два года мы сдаем и запускаем целый ряд очень серьезных установок.
Сейчас происходит обновление приборной базы научных организаций. Президент ставил цель — 55%, при этом к концу 2024-го — 50%. Нам уже удалось обновить её на 55%, а к концу этого года будет уже 60%, и мы продлеваем эту программу.
Ну и, наконец, мы развиваем отечественную программу научного приборостроения, по сути дела, возрождаем отрасль. В Советском Союзе была отрасль научного приборостроения. С того времени мы многое потеряли, но сейчас каждый год вкладываем по программе не менее 4 миллиардов. За несколько лет мы восстановим эту отрасль полностью.
Также, Горячева К. А., фракция «НОВЫЕ ЛЮДИ» задала актуальнейший вопрос о промышленных роботах:
Президент дал задачу, чтобы к 2030 году по числу промышленных роботов Россия вошла в 25 ведущих стран мира. Готово ли министерство рассмотреть возможность создания дополнительного направления для передовых инженерных школ, которые здорово себя зарекомендовали именно в этой сфере, промышленной робототехнике, или перепрофилировать часть существующих, может быть, отдельно под это направление, проектируемые школы создать?Ответ:
Я думаю, надо задействовать потенциал максимально широкого количества наших школ и не только те, которые созданы по проекту, а везде, где есть инженерное образование. По-другому преподавать роботизацию, автоматизацию и развивать её с точки зрения технологии и науки, поскольку это, по большому счёту, сквозная технология, которая используется и в автомобилестроении, в авиастроении, в судостроении, микроэлектронике, металлургии.
Нет такой отрасли, где у нас сегодня нет роботизации и автоматизации. Поэтому в рамках федерального проекта сегодня мы посмотрели, проанализировали — более половины школ реализуют так или иначе соответствующие элементы того, о чём мы с вами говорим. Это реальные технические решения, технологии и программно-аппаратные комплексы.
Наиболее яркий пример — Санкт-Петербургский государственной морской технический университет, где есть универсальный сварочно-наплавочный технологический комплекс для пилотной и производственной линии Онежского судостроительно-судоремонтного завода.
Я бы мог перечислять: Уральский федеральный университет, наш базовый университет «СТАНКИН», Южный федеральный университет и так далее. Но вы абсолютно правильно говорите, поскольку это сквозная технология и у нас стоит задача по последнему указу президента войти в число 25 стран по уровню роботизации, мы предусмотрим соответствующий показатель и будем смотреть за тем, как двигаются школы. Это, мне кажется, стимулирует то, о чём вы говорите.
Смолин О. Н., фракция «КПРФ», в частности, спросил:
В Послании Федеральному Собранию 2023 года Президент России поставил задачу формирования национально-ориентированной системы образования и ухода от принудительной так называемой Болонской системы. Однако затем указом №343 был объявлен эксперимент, и формирование этой системы фактически приостановлено до его окончания. Между тем страна остро нуждается в квалифицированных кадрах, особенно инженерных.
Не считаете ли вы целесообразным, помимо расширения специалитета, в соответствии с Посланием президента, не дожидаясь результатов эксперимента, принять подзаконные акты о совместимых специальностях, чтобы бакалавр коммерции не мог объявить себя магистром юриспруденции или бакалавр ветеринарии — магистром истории?Ответ:В нашей системе высшего образования с 2025 года не будет понятия «бакалавр». У нас будет высшее образование и специализированное высшее образование.
Количество программ продолжительностью пять и пять с половиной лет мы постепенно увеличиваем. Кроме того, мы устраняем ещё одну проблему. В прежней логике и в прежней системе только бакалавры имели право поступать и получать специализированное образование бесплатно, то есть магистратуру.
В новой логике, любой, кто получил высшее образование, может также пойти и бесплатно получить специализированное образование. Другой разговор, что сама по себе эффективно, массово, магистратура у нас, к сожалению, не сформировалась. И в нашей новой системе магистратура останется, но будет она совершенно иной.
ЗаключениеТо есть, расходы на науку уже неуклонно увеличиваются, отечественную отрасль научного приборостроения будут возрождать, автоматизации и роботизации будут обучать системно с точки зрения технологии и науки, а бакалавров упразднят вовсе. Как-то так :-)
Тенденции положительные. Жаль, что они происходят не добровольно, просто потому, что это логично и полезно для экономики любой страны, а под давлением внешних факторов. Ну, хоть так.
https://dzen.ru/a/ZkTVXlFMIH4L ... ct%5D