900 хиросим в одном поезде: Россия собралась возрождать один из самых страшных проектов СССРПервый ракетоносец на железнодорожной платформе был создан в СССР. Более грозного и мобильного орудия не было ни в одной из армий мира. Благодаря своим возможностям эти комплексы представляли серьезную угрозу для вероятного противника. Поэтому американцы искали пути уничтожения уникального оружия и это им удалось, причем с согласия советских властей.

Спустя десятилетия возвращение боевых поездов на российские железные дороги возможно, но теперь в виде БЖРК нового поколения, превосходящего по характеристикам своего предшественника.
БЖРК «Молодец»13 января 1969 года в СССР был подписан приказ «О создании подвижного боевого железнодорожного ракетного комплекса (БЖРК) с ракетой РТ-23». Необходимость в этом возникла, когда в руки советской разведки попал план создания Вашингтоном ракетного поезда и фотографии образца. Так появилась идея создания аналогичного оружия для нанесения ответного ядерного удара.
Попытки США создать ракетные поезда не увенчались успехом из-за дороговизны и особенностей железнодорожной сети страны. А детище советских конструкторов всё же пополнило состав вооружения СССР.
Разработчиком БЖРК было назначено конструкторское бюро «Южное» в Днепропетровске, а главными конструкторами стали академики братья Уткины. Владимир Уткин проектировал ракету РТ-23 УТТХ, впоследствии получившую имя «Молодец», а Алексей Уткин занялся разработкой стартового комплекса и вагонов для поезда-ракетоносца.
Он же «Скальпель»В целях конспирации ракетные поезда выглядели как стандартные пассажирские и состояли из 17 вагонов. В 7 вагонах размещался пункт управления, узел связи и командный состав, в одном — горючее. Еще 9 вагонов, замаскированных под рефрижераторы, скрывали в себе три пусковые установки. На одну ракету приходилось три вагона: в одном размещалась сама установка, а два соседних были нужны для распределения нагрузки тяжелого оружия на железнодорожное полотно, ведь вес одной ракеты составлял 100 тонн, а каждый поезд нес по три таких «Молодца».

Чтобы столб пламени не наносил повреждений вагонам и путям при запуске ракеты, было придумано гениальное решение. Пороховой заряд выбрасывал ракету на 20 метров над землей, после чего еще один заряд отклонял её в сторону, а уже потом включался маршевый двигатель. Запускать ракеты можно было из любой точки железнодорожной сети или сразу из трех, причем одним поездом. Для этого в составе имелось три тепловоза, которые при необходимости могли отвезти три пусковых вагона в разные точки.
Дальность стрельбы составляла 10 100 км. Кроме 10 ядерных боеголовок мощностью 500 килотонн, каждая ракета несла комплекс преодоления противоракетной обороны противника, а ударная мощность залпа одного состава была эквивалентна 900 бомбам, сброшенным на Хиросиму. Ракетный состав мог за сутки проходить 1000 км и работать в автономном режиме до 28 суток. Неудивительно, что ракетный поезд стал угрозой номер один для НАТО, где получил обозначение SS-24 «Скальпель».
Заложник политических соглашенийВ 1987 году первый такой поезд заступил на боевое дежурство. Всего их было создано 12 и около сотни «Молодцев». Поскольку ракетоносцы не отличались от обычных составов, то, выезжая на железнодорожную магистраль, исчезали для разведки противника. Запад выделял огромные средства для их отслеживания, но спутники-разведчики никак не могли отличить боевой комплекс от состава с рефрижераторами, везущими продукты питания. Хотя одно отличие всё же было — пусковые модули с ракетой имели по 8 колесных пар, остальные вагоны — по 4, но заметить это было возможно только с близкого расстояния.
«Поезда-призраки», именно так их назвали на Западе, готовые в любой момент нанести удар из любой точки СССР, не могли не нервировать потенциальных противников. Американцы пытались создать нечто подобное под названием Peacekeeper Rail Garrison, но этот поезд так и не встал на рельсы. Тогда, в 1991 году американской стороне удалось подвести советское руководство к подписанию договора, по условиям которого суперпоезда больше не могли нести патрулирование по всей железнодорожной сети страны, а могли ходить лишь по определенным маршрутам. Вскоре было подписано следующее соглашение, которое требовало снятие с вооружения и утилизации баллистических ракет РТ-23 УТТХ, уничтожение «ядерных поездов» и запрещало разработку новых ракетных комплексов этого типа.

Запад поспешил помочь в уничтожении поездов, которые не давали им покоя, выделив средства для сборки разделочной технологической линии на Брянском ремонтном заводе. Из 12 составов уцелело лишь два, их передали в музей Вооружённых сил России, остальные были разобраны и утилизированы в период с 2003 по 2007 год.
Старый новый страх заокеанских военныхВ 2010 году Россия и США подписали договор СНВ-III, который не препятствует созданию новых ракетных систем. И в этом же году Пентагон объявил о начале разработки проекта быстрого глобального удара, который предполагал создание новых бомбардировщиков и истребителей, гиперзвуковых ракет, боевых лазеров и ударных беспилотников. Тогда Россия решила вернуть на вооружение железнодорожные ракетные комплексы.
В 2012 году в Московском институте теплотехники стартовало проектирование нового поколения БЖРК под названием «Баргузин». Такой ракетный поезд будет вооружен 6 межконтинентальными баллистическими ракетами РС-24 «Ярс» с дальностью полета 11 тысяч км. Они, в отличие от «Молодцев», несут всего 4 боеголовки, а не 10, зато отличаются большей точностью попадания, и вес их вдвое меньше. Облегченный вес ракет дает возможность использовать для их транспортировки вагон со стандартной 4-осевой ходовой частью, и обслуживать такой состав сможет один тепловоз, а не три, как раньше. При этом в «Баргузине», как и в советском «Молодце», будет использоваться система минометного старта с отклонением ракеты.

На сегодняшний день разработка данного комплекса приостановлена, однако изменение военно-политической ситуации в мире в худшую сторону может стать основанием для возобновления работ по проекту. А возвращение в строй этого оружия грозит противникам России большими неприятностями. Его маневренность и феноменальная живучесть в случае ядерного удара по территории России позволит нанести по агрессору ответный удар, причинив непоправимый ущерб.
https://dzen.ru/a/Y_ruATtq2H-1ES8f