[ Сообщений: 325 ]  Стрaница Пред.  1 ... 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 ... 17  След.
Автор  
 
Сообщение  
Ветеран

Регистрация: 25.02.2015
Сообщения: 9439
Благодарил (а): 557 раз.
Поблагодарили: 591 раз.
abc писал(а):
ну я не столь категоричен
толстой мастер конечно
а достоевский - ну во первых один из моих любимых писателей - стараюсь каждый год идиота перечитывать
и всегда что то новенькое

вообще вся наша цивилизация существует в непрерывном развитии и познании
учёный науку познаёт и наиболее талантливые чрезвычайно глубоко в тайны мира проникают
а писатели познают душу
и вот -на мой взгляд - достоевского так никто и не превзошёл
жаль что из-за интернета сейчас мало читают - особенно дети успешно травятся тик токами ютубами и прочими эрзацзаменителями
для либерастов это щастье - так им очень легко быдло воспитывать
на украину гляньте - в основе то - необразованность а на выходе скотина и свинособака

Всю жизнь ношу это внутри, ибо обсудить не с кем )))

И даже если кто-то и прочитал в таком же обьеме, мало кто из прочитавших расшифровывает прочитанное.
Расшифровывать и понимать тоже нужно уметь. Тут у меня всегда есть хороший пример. "Мастер и Маргарита" читали все. Но никто так ничего и не понял. НИКТО. Ни учителя. Ни литературоведы-критики. Есть единицы. А ведь это математически точный роман. Я почти уверен, когда Михаил Афанасьевич его писал, перед ним лежал раскрытый Фауст. Вернее, не когда писал, а когда конструировал действие, каркас. И роман был написан сначала в виде тезисных событий прямо по пунктам 1, 2, 3... потом в виде пьессы, а потом и разросся до самого романа. Просто уверен в этом.

А я и не говорил, что Толстой не мастер. Да, он мастер слова. Есть художники, которые пишут картину с огромным мастерством. Но сказать им нечего. Эдакие китайцы в искусстве.
Что я имею ввиду под понятием "китайцы в искусстве". Они могут мастерски спеть "Темная ночь", "Журавли" или "Дороги", попасть в тон, повторить интонацию, и даже споют без акцента, но вряд ли они ее переживают. Следом они так же хорошо и качественно исполнят намецку народную песенку про Эрику:
Auf der Heide blüht ein kleines Blümelein
Und das heißt: Erika
Красивая песенка, которая стала очень популярной среди нацистов и превратилась в их военный марш. Напеваяя ее нацисты бомбили наши города, закалывали ножами детей.
А китайцы ее исполнят. Красиво исполнят. Ничуть не хуже, чем исполнили минуту назад "Темную ночь".

Немного отшел от темы. Возвращаясь к Достоевскому и Толстому. Толстой конечно не китаец в искусстве. Писатель. Не непризнанный гений, а просто гнилой. Непризнанный гений, на мой взгляд В.Дудинцев с его "Белые одежды". Первый роман слабенький, а второй конечно шедевр глубины Достоевского.
- сии облеченные в белые одежды кто, и откуда пришли?
- они пришли от великой скорби...
И опять, роман не понят большинством. Видел сериал по роману. Не смог смотреть. От негодования чуть не разбил телевизор. Эти животные, которые снимают фильм по роману, который они даже не поняли, это и есть те самые китайцы от искусства.

Можно понять иХорьков. Тупенькие, примитивные, полуживотные... мало что понимающие. Но сложно понять Толстого. Который конечно же мог понять и осмыслить. Но был заражен гордыней. Ихорьки... что с них взять, слепые, заблудшие. Но Лев Николаевич сознательно начал вводить ихорьков в искушение. В отличии от примитивных иХорьков он многое понимал. Потому и не нашлось ему место на кладбище, где даже иХорькам место находят.

"Идиот"... хмм... ? Кстати, самое близкое к Толстому произведение. Князя Мышкина как зовут? Правильно - Лев Николаевич... Это я дал вам направление, ориентир для понимания романа. Ну а дальше сами.
Хороший роман. Прям таки в тему нашего разговора.
Один говорил "Красота спасет мир", второй "Доброта спасет мир"... не спасла.
Толстой писал о доброте, а пришло все к кровавой бане. И точно так же вокруг Мышкина странным образом все становится совсем некрасивым. Ну сам в конце-концов становится реальным идеотом.

Вот что я знаю точно, иХорькам не суждено понять этот роман. Впрочем как и остальные.

А Федор Михайлович знал о чем писал. Сам прошел через чрезмерное человеколюбие и оказался в Нечаевском кружке. Мудр был Федор Михайлович.
И тем-не-менее, все-таки "Братья..." и "Бесы" поглубже.
Эх, еще б Горького вспомнить. Он то все увидел мобственными глазами. Взрослел на глазакх. Тупой и бессмысленный иХорек превращался в человека разумного. Ну а что еще оставалось делать? Алексей Максимович подстроился... вернее встроился. Да он и сам не имел ответов. Так и не ясно чем закончилась судьба Клима Самгина. Просто прервана и все...

Эх, хорошо зашли великие руссаие писатели в теме про иХорьков. Да они и не поймут.

   
  
    
 
Сообщение  
Ветеран
Аватара пользователя

Регистрация: 26.04.2016
Сообщения: 23580
Откуда: Воронеж
Благодарил (а): 1156 раз.
Поблагодарили: 1164 раз.
коон - вы литературовед
опасно с вами спорить :rzach:

а вообще - одни и те же книжки читаем
булгаков тоже из моих любимых авторов - и мастёр тоже у меня ежегодно перечитываем
удивительная книга - никогда не надоест и всегда что то новое

и вы правы - белые одежды (к стыду своему ) не читал - только фильм - фильм смотрел с интересом и до конца
надо прочитать - с инета не хочется - значит надо в бумаге найти

а идиот
ну просто завораживающий роман
там всё здорово - кроме окончания - не могу читать - достоевский так придавил - так несправедливо - так этого князя жаль и всех остальных - такая безнадёга - что не возможно читать
кстати мне очень понравилась экранизация - при всей моей нелюбви к миронову - это его роль - ну здорово всё сделал - именно таким князя я и представлял - да и остальные актёры точно отобразили своих героев

н-да
хорькам ничего этого не надо - им бы брюхо набить - взяток набрать и в швейцарию уехать - а оттуда Родину свою бывшую поливать
им не до внутренних переживаний
да и нет у них внутренностей - один ливер гнилой

_________________
«Новый мировой порядок при гегемонии США создается против России, за счет России и на обломках России» Бжезинский

   
  
    
 
Сообщение  
Старейшина

Регистрация: 05.09.2014
Сообщения: 87803
Благодарил (а): 21 раз.
Поблагодарили: 1065 раз.
СССР
незнамокто писал(а):
Таки признал кормильца? Сколько лет прошло с тех пор..сколько бананов съедено..
Sunburn писал(а):
сын партапаратчика угостил бананом...Я попытался жрать его кожуру...Пздц.Никогда мразям-комунякам это не забуду

Это не шутка - мартышка и в самом деле такое выдала?

)

_________________
Властитель слабый и лукавый, плешивый щеголь, враг труда, нечаянно пригретый славой, над нами царствовал тогда

   
  
    
 
Сообщение  
Старейшина

Регистрация: 05.09.2014
Сообщения: 87803
Благодарил (а): 21 раз.
Поблагодарили: 1065 раз.
СССР
Мухельзон писал(а):
поскреби хорька - найдешь какла местечкового :rzach:

Поскреби сраного бобра - найдешь колбасную крысу... ну или наоборот.

)

_________________
Властитель слабый и лукавый, плешивый щеголь, враг труда, нечаянно пригретый славой, над нами царствовал тогда

   
  
    
 
Сообщение  
Ветеран

Регистрация: 01.11.2018
Сообщения: 68664
Откуда: Кремленград
Благодарил (а): 25 раз.
Поблагодарили: 436 раз.
Россия
abc писал(а):
ну и что?
дело не в том что нравится толстой или нет
просто достоевский глубже в человеке копается
разумеется на мой взгляд

А то что и толстой и Достоевский в той или иной мере преследовались государством . Одному анафема другому тюрьма .

А вы говорите сидите тише воды ниже травы . Будьте молчаливыми сскатами

_________________
Бей бобров спасай Россию

   
  
    
 
Сообщение  
Ветеран
Аватара пользователя

Регистрация: 26.04.2016
Сообщения: 23580
Откуда: Воронеж
Благодарил (а): 1156 раз.
Поблагодарили: 1164 раз.
никогда я не говорил - что тише воды .........
я всегда говорил - что ради собственного брюха нельзя разрушать государство
это Родина твоя
изменения возможны только эволюционным путём - все остальные варианты - это ближний восток и украина

а по поводу великих писателей
они свой путь сами выбрали
а достоевский свои взгляды после каторги пересмотрел
спасает ли мир красота или доброта ?
сложный вопрос
без силы - ничего не спасёт
вот поэтому союз сперва создал защиту а потом - под этой защитой - и писатели стали душу исследовать

_________________
«Новый мировой порядок при гегемонии США создается против России, за счет России и на обломках России» Бжезинский

   
  
    
 
Сообщение  
Ветеран
Аватара пользователя

Регистрация: 14.09.2017
Сообщения: 149419
Откуда: Судострой
Благодарил (а): 985 раз.
Поблагодарили: 1150 раз.
СССР
Фёдор Михалыч эпилептии был подвержен, и здоровьем чах..оттого и депрессивностью отдавали его романы.
В бога он поверил, после несостоявшегося расстрела его..

К тому же игроком он был заядлым - состояния своих обеих жен в баден-бадене спустил..

Бобер

   
  
    
 
Сообщение  
Ветеран

Регистрация: 01.11.2018
Сообщения: 68664
Откуда: Кремленград
Благодарил (а): 25 раз.
Поблагодарили: 436 раз.
Россия
abc писал(а):
никогда я не говорил - что тише воды .........
я всегда говорил - что ради собственного брюха нельзя разрушать государство
это Родина твоя
изменения возможны только эволюционным путём - все остальные варианты - это ближний восток и украина

а по поводу великих писателей
они свой путь сами выбрали
а достоевский свои взгляды после каторги пересмотрел
спасает ли мир красота или доброта ?
сложный вопрос
без силы - ничего не спасёт
вот поэтому союз сперва создал защиту а потом - под этой защитой - и писатели стали душу исследовать

Вы мздоимец . От литературки . А не серьезный критик

Изображение

_________________
Бей бобров спасай Россию

   
  
    
 
Сообщение  
Ветеран

Регистрация: 01.11.2018
Сообщения: 68664
Откуда: Кремленград
Благодарил (а): 25 раз.
Поблагодарили: 436 раз.
Россия
незнамокто писал(а):
Фёдор Михалыч эпилептии был подвержен, и здоровьем чах..оттого и депрессивностью отдавали его романы.
В бога он поверил, после несостоявшегося расстрела его..

К тому же игроком он был заядлым - состояния своих обеих жен в баден-бадене спустил..

Бобер

И умер собстннно от курения . А Лёв Николаич он мяса не кушал ходил по аллеям босой .

_________________
Бей бобров спасай Россию

   
  
    
 
Сообщение  
Ветеран
Аватара пользователя

Регистрация: 26.04.2016
Сообщения: 23580
Откуда: Воронеж
Благодарил (а): 1156 раз.
Поблагодарили: 1164 раз.
никакой я не критик

_________________
«Новый мировой порядок при гегемонии США создается против России, за счет России и на обломках России» Бжезинский

   
  
    
 
Сообщение  
Ветеран

Регистрация: 01.11.2018
Сообщения: 68664
Откуда: Кремленград
Благодарил (а): 25 раз.
Поблагодарили: 436 раз.
Россия
abc писал(а):
никакой я не критик

Тогда прочтите стихотворение нашего всего .

Во глубине СИБИРСКИХ руд ( на каторге то есть )

Читайте с интонацией . Я слушаю

_________________
Бей бобров спасай Россию


Последний раз редактировалось Беломор 24.02.21, 20:21, всего редактировалось 1 раз.
   
  
    
 
Сообщение  
Ветеран
Аватара пользователя

Регистрация: 14.09.2017
Сообщения: 149419
Откуда: Судострой
Благодарил (а): 985 раз.
Поблагодарили: 1150 раз.
СССР
Почему достоевского в школьную программу включили?
Да потому что читая его, дети понимали - какая ж при царях житуха беспросветная была у народа :vata

   
  
    
 
Сообщение  
Ветеран

Регистрация: 01.11.2018
Сообщения: 68664
Откуда: Кремленград
Благодарил (а): 25 раз.
Поблагодарили: 436 раз.
Россия
незнамокто писал(а):
Почему достоевского в школьную программу включили?
Да потому что читая его, дети понимали - какая ж при царях житуха беспросветная была у народа :vata

Соглашусь . Ну это же песня . Нищий Раскольников и старуха процентщица. А ее топором по башке . Хрясь .

Вот такая житуха была у народа

_________________
Бей бобров спасай Россию

   
  
    
 
Сообщение  
Ветеран
Аватара пользователя

Регистрация: 14.09.2017
Сообщения: 149419
Откуда: Судострой
Благодарил (а): 985 раз.
Поблагодарили: 1150 раз.
СССР
Беломор писал(а):
незнамокто писал(а):
Почему достоевского в школьную программу включили?
Да потому что читая его, дети понимали - какая ж при царях житуха беспросветная была у народа :vata

Соглашусь . Ну это же песня . Нищий Раскольников и старуха процентщица. А ее топором по башке . Хрясь .

Вот такая житуха была у народа
Странно, что он ее не расчленил. Сейчас в питере такое не редкость. Дух достоевского

   
  
    
 
Сообщение  
Ветеран
Аватара пользователя

Регистрация: 26.04.2016
Сообщения: 23580
Откуда: Воронеж
Благодарил (а): 1156 раз.
Поблагодарили: 1164 раз.
вот вот коон - такое у них понимание достоевского
а читали ли они хоть что-нибудь?

_________________
«Новый мировой порядок при гегемонии США создается против России, за счет России и на обломках России» Бжезинский

   
  
    
 
Сообщение  
Ветеран
Аватара пользователя

Регистрация: 14.09.2017
Сообщения: 149419
Откуда: Судострой
Благодарил (а): 985 раз.
Поблагодарили: 1150 раз.
СССР
abc писал(а):
вот вот коон - такое у них понимание достоевского
а читали ли они хоть что-нибудь?
А вы вакцину спутник приняли в плечо?
Глупый пингвин
Робко прячет
Тело жирное
Своё в утёсах

Грянет спутник!
Печенег бежит!


Последний раз редактировалось незнамокто 24.02.21, 20:29, всего редактировалось 1 раз.
   
  
    
 
Сообщение  
Ветеран
Аватара пользователя

Регистрация: 26.04.2016
Сообщения: 23580
Откуда: Воронеж
Благодарил (а): 1156 раз.
Поблагодарили: 1164 раз.
2 марта второй укол
а что?

_________________
«Новый мировой порядок при гегемонии США создается против России, за счет России и на обломках России» Бжезинский

   
  
    
 
Сообщение  
Ветеран
Аватара пользователя

Регистрация: 14.09.2017
Сообщения: 149419
Откуда: Судострой
Благодарил (а): 985 раз.
Поблагодарили: 1150 раз.
СССР
abc писал(а):
2 марта второй укол
а что?
А достоевский наверно не стал бы колоться..и писал бы как россия чахнет в сырости и безнадеге, ожидая божьей кары..за убийство старух..

   
  
    
 
Сообщение  
Ветеран

Регистрация: 01.11.2018
Сообщения: 68664
Откуда: Кремленград
Благодарил (а): 25 раз.
Поблагодарили: 436 раз.
Россия
abc писал(а):
вот вот коон - такое у них понимание достоевского
а читали ли они хоть что-нибудь?

Вы меня спросите за что Достоевского сослали на каторгу ? Конечно у меня есть архивы. За распространение вот этого письма . Почитайте . 170 лет прошло . А как свежо читается

Вы только отчасти правы, увидав в моей статье рассерженного человека [1]: этот эпитет слишком слаб и нежен для выражения того состояния, в какое привело меня чтение Вашей книги. Но Вы вовсе не правы, приписавши это Вашим, действительно не совсем лестным отзывам о почитателях Вашего таланта. Нет, тут была причина более важная. Оскорблённое чувство самолюбия ещё можно перенести, и у меня достало бы ума промолчать об этом предмете, если б всё дело заключалось только в нём; но нельзя перенести оскорблённого чувства истины, человеческого достоинства; нельзя умолчать, когда под покровом религии и защитою кнута проповедуют ложь и безнравственность как истину и добродетель. Да, я любил Вас со всею страстью, с какою человек, кровно связанный со своею страною, может любить её надежду, честь, славу, одного из великих вождей её на пути сознания, развития, прогресса. И Вы имели основательную причину хоть на минуту выйти из спокойного состояния духа, потерявши право на такую любовь. Говорю это не потому, чтобы я считал любовь мою наградою великого таланта, а потому, что, в этом отношении, представляю не одно, а множество лиц, из которых ни Вы, ни я не видали самого большего числа и которые, в свою очередь, тоже никогда не видали Вас. Я не в состоянии дать Вам ни малейшего понятия о том негодовании, которое возбудила Ваша книга во всех благородных сердцах, ни о том вопле дикой радости, который издали, при появлении её, все враги Ваши — и литературные (Чичиковы, Ноздрёвы, Городничие и т. п.), и нелитературные, которых имена Вам известны. Вы сами видите хорошо, что от Вашей книги отступились даже люди, по-видимому, одного духа с её духом [2]. Если б она и была написана вследствие глубоко искреннего убеждения, и тогда бы она должна была произвести на публику то же впечатление. И если её принимали все (за исключением немногих людей, которых надо видеть и знать, чтоб не обрадоваться их одобрению) за хитрую, но чересчур перетонённую проделку для достижения небесным путём чисто земных целей — в этом виноваты только Вы. И это нисколько не удивительно, а удивительно то, что Вы находите это удивительным. Я думаю, это от того, что Вы глубоко знаете Россию только как художник, а не как мыслящий человек, роль которого Вы так неудачно приняли на себя в своей фантастической книге [3]. И это не потому, чтоб Вы не были мыслящим человеком, а потому, что Вы столько уже лет привыкли смотреть на Россию из Вашего прекрасного далёка [4], а ведь известно, что ничего нет легче, как издалека видеть предметы такими, какими нам хочется их видеть; потому, что Вы в этом прекрасном далёке живёте совершенно чуждым ему, в самом себе, внутри себя или в однообразии кружка, одинаково с Вами настроенного и бессильного противиться Вашему на него влиянию. Поэтому Вы не заметили, что Россия видит своё спасение не в мистицизме, не в аскетизме, не в пиетизме, а в успехах цивилизации, просвещения, гуманности. Ей нужны не проповеди (довольно она слышала их!), не молитвы (довольно она твердила их!), а пробуждение в народе чувства человеческого достоинства, столько веков потерянного в грязи и навозе, права и законы, сообразные не с учением церкви, а со здравым смыслом и справедливостью, и строгое, по возможности, их выполнение. А вместо этого она представляет собою ужасное зрелище страны, где люди торгуют людьми, не имея на это и того оправдания, каким лукаво пользуются американские плантаторы, утверждая, что негр — не человек; страны, где люди сами себя называют не именами, а кличками: Ваньками, Стешками, Васьками, Палашками; страны, где, наконец, нет не только никаких гарантий для личности, чести и собственности, но нет даже и полицейского порядка, а есть только огромные корпорации разных служебных воров и грабителей. Самые живые, современные национальные вопросы в России теперь: уничтожение крепостного права, отменение телесного наказания, введение по возможности строгого выполнения хотя бы тех законов, которые уже есть. Это чувствует даже само правительство (которое хорошо знает, что делают помещики со своими крестьянами и сколько последние ежегодно режут первых), — что доказывается его робкими и бесплодными полумерами [5] в пользу белых негров и комическим заменением однохвостного кнута трёххвостою плетью [6]. Вот вопросы, которыми тревожно занята Россия в её апатическом полусне! И в это-то время великий писатель, который своими дивно-художественными, глубоко-истинными творениями так могущественно содействовал самосознанию России, давши ей возможность взглянуть на себя самое, как будто в зеркале, — является с книгою, в которой во имя Христа и церкви учит варвара-помещика наживать от крестьян больше денег, ругая их неумытыми рылами!.. И это не должно было привести меня в негодование?.. Да если бы Вы обнаружили покушение на мою жизнь, и тогда бы я не более возненавидел Вас за эти позорные строки… И после этого Вы хотите, чтобы верили искренности направления Вашей книги? Нет, если бы Вы действительно преисполнились истиною Христова, а не дьяволова ученья, — совсем не то написали бы Вы Вашему адепту из помещиков. Вы написали бы ему, что так как его крестьяне — его братья во Христе, а как брат не может быть рабом своего брата, то он и должен или дать им свободу, или хоть по крайней мере пользоваться их трудами как можно льготнее для них, сознавая себя, в глубине своей совести, в ложном в отношении к ним положении. А выражение: ах ты, неумытое рыло! Да у какого Ноздрёва, какого Собакевича подслушали Вы его, чтобы передать миру как великое открытие в пользу и назидание русских мужиков, которые, и без того, потому и не умываются, что, поверив своим барам, сами себя не считают за людей? А Ваше понятие о национальном русском суде и расправе, идеал которого нашли Вы в словах глупой бабы в повести Пушкина, и по разуму которого должно пороть и правого и виноватого [7]? Да это и так у нас делается вчастую, хотя чаще всего порют только правого, если ему нечем откупиться от преступления — быть без вины виноватым! И такая-то книга могла быть результатом трудного внутреннего процесса, высокого духовного просветления!.. Не может быть!.. Или Вы больны, и Вам надо спешить лечиться; или — не смею досказать моей мысли… Проповедник кнута, апостол невежества, поборник обскурантизма и мракобесия, панегирист татарских нравов — что Вы делаете?.. Взгляните себе под ноги: ведь Вы стоите над бездною… Что Вы подобное учение опираете на православную церковь — это я ещё понимаю: она всегда была опорою кнута и угодницей деспотизма; но Христа-то зачем Вы примешали тут? Что Вы нашли общего между ним и какою-нибудь, а тем более православною, церковью? Он первый возвестил людям учение свободы, равенства и братства и мученичеством запечатлел, утвердил истину своего учения. И оно только до тех пор и было спасением людей, пока не организовалось в церковь и не приняло за основание принципа ортодоксии. Церковь же явилась иерархией, стало быть поборницею неравенства, льстецом власти, врагом и гонительницею братства между людьми, — чем и продолжает быть до сих пор. Но смысл учения Христова открыт философским движением прошлого века. И вот почему какой-нибудь Вольтер, орудием насмешки потушивший в Европе костры фанатизма и невежества, конечно, больше сын Христа, плоть от плоти его и кость от костей его, нежели все Ваши попы, архиереи, митрополиты и патриархи, восточные и западные. Неужели Вы этого не знаете? А ведь все это теперь вовсе не новость для всякого гимназиста… А потому, неужели Вы, автор «Ревизора» и «Мёртвых душ», неужели Вы искренно, от души, пропели гимн гнусному русскому духовенству, поставив его неизмеримо выше духовенства католического? Положим, Вы не знаете, что второе когда-то было чем-то, между тем как первое никогда ничем не было, кроме как слугою и рабом светской власти; но неужели же и в самом деле Вы не знаете, что наше духовенство находится во всеобщем презрении у русского общества и русского народа? Про кого русский народ рассказывает похабную сказку? Про попа, попадью, попову дочь и попова работника. Кого русский народ называет: дурья порода, колуханы, жеребцы? — Попов. Не есть ли поп на Руси, для всех русских, представитель обжорства, скупости, низкопоклонничества, бесстыдства? И будто всего этого Вы не знаете? Странно! По-Вашему, русский народ — самый религиозный в мире: ложь! Основа религиозности есть пиетизм, благоговение, страх божий. А русский человек произносит имя божие, почёсывая себе задницу. Он говорит об образе: годится — молиться, не годится — горшки покрывать. Приглядитесь пристальнее, и Вы увидите, что это по натуре своей глубоко атеистический народ. В нем ещё много суеверия, но нет и следа религиозности [8]. Суеверие проходит с успехами цивилизации; но религиозность часто уживается и с ними; живой пример — Франция, где и теперь много искренних, фанатических католиков между людьми просвещёнными и образованными и где многие, отложившись от христианства, всё ещё упорно стоят за какого-то бога. Русский народ не таков: мистическая экзальтация вовсе не в его натуре; у него слишком много для этого здравого смысла, ясности и положительности в уме: и вот в этом-то, может быть, и заключается огромность исторических судеб его в будущем. Религиозность не привилась в нём даже к духовенству; ибо несколько отдельных, исключительных личностей, отличавшихся тихою, холодною аскетическою созерцательностию — ничего не доказывают. Большинство же нашего духовенства всегда отличалось только толстыми брюхами, теологическим педантизмом да диким невежеством. Его грех обвинить в религиозной нетерпимости и фанатизме; его скорее можно похвалить за образцовый индифферентизм в деле веры. Религиозность проявилась у нас только в раскольнических сектах, столь противуположных по духу своему массе народа и столь ничтожных перед нею числительно. Не буду распространяться о Вашем дифирамбе любовной связи русского народа с его владыками. Скажу прямо: этот дифирамб ни в ком не встретил себе сочувствия и уронил Вас в глазах даже людей, в других отношениях очень близких к Вам по их направлению. Что касается до меня лично, предоставляю Вашей совести упиваться созерцанием божественной красоты самодержавия (оно покойно, да, говорят, и выгодно для Вас); только продолжайте благоразумно созерцать её из Вашего прекрасного далёка: вблизи-то она не так красива и не так безопасна… Замечу только одно: когда европейцем, особенно католиком, овладевает религиозный дух, — он делается обличителем неправой власти, подобно еврейским пророкам, обличавшим в беззаконии сильных земли. У нас же наоборот, постигнет человека (даже порядочного) болезнь, известная у врачей-психиатров под именем religiosa mania, он тотчас же земному богу подкурит больше, чем небесному, да ещё так хватит через край, что тот и хотел бы наградить его за рабское усердие, да видит, что этим скомпрометировал бы себя в глазах общества… Бестия наш брат, русский человек!.. Вспомнил я ещё, что в Вашей книге Вы утверждаете как великую и неоспоримую истину, будто простому народу грамота не только не полезна, но положительно вредна. Что сказать Вам на это? Да простит Вас Ваш византийский Бог за эту византийскую мысль, если только, передавши её бумаге, Вы не знали, что творили… «Но, может быть, — скажете Вы мне, — положим, что я заблуждался, и все мои мысли ложь; но почему ж отнимают у меня право заблуждаться и не хотят верить искренности моих заблуждений?» — Потому, отвечаю я Вам, что подобное направление в России давно уже не новость. Даже ещё недавно оно было вполне исчерпано Бурачком с братиею [9]. Конечно, в Вашей книге больше ума и даже таланта (хотя того и другого не очень богато в ней), чем в их сочинениях; зато они развили общее им с Вами учение с большей энергиею и большею последовательностию, смело дошли до его последних результатов, все отдали византийскому Богу, ничего не оставили сатане; тогда как Вы, желая поставить по свече тому и другому, впали в противоречия, отстаивали, например, Пушкина, литературу и театр, которые, с Вашей точки зрения, если б только Вы имели добросовестность быть последовательным, нисколько не могут служить к спасению души, но много могут служить к её погибели. Чья же голова могла переварить мысль о тождественности Гоголя с Бурачком? Вы слишком высоко поставили себя во мнении русской публики, чтобы она могла верить в Вас искренности подобных убеждений. Что кажется естественным в глупцах, то не может казаться таким в гениальном человеке. Некоторые остановились было на мысли, что Ваша книга есть плод умственного расстройства, близкого к положительному сумасшествию.. Но они скоро отступились от такого заключения: ясно, что книга писалась не день, не неделю, не месяц, а может быть год, два или три; в ней есть связь; сквозь небрежное изложение проглядывает обдуманность, а гимны властям предержащим хорошо устраивают земное положение набожного автора. Вот почему распространился в Петербурге слух, будто Вы написали эту книгу с целию попасть в наставники к сыну наследника. Ещё прежде этого в Петербурге сделалось известным Ваше письмо к Уварову, где Вы говорите с огорчением, что Вашим сочинениям в России дают превратный толк, затем обнаруживаете недовольство своими прежними произведениями и объявляете, что только тогда останетесь довольны своими сочинениями, когда тот, кто и т. д. [10] Теперь судите сами: можно ли удивляться тому, что Ваша книга уронила Вас в глазах публики и как писателя и, ещё больше, как человека? Вы, сколько я вижу, не совсем хорошо понимаете русскую публику. Её характер определяется положением русского общества, в котором кипят и рвутся наружу свежие силы, но, сдавленные тяжёлым гнётом, не находя исхода, производят только уныние, тоску, апатию. Только в одной литературе, несмотря на татарскую цензуру, есть ещё жизнь и движение вперёд. Вот почему звание писателя у нас так почтенно, почему у нас так лёгок литературный успех, даже при маленьком таланте. Титло поэта, звание литератора у нас давно уже затмило мишуру эполет и разноцветных мундиров. И вот почему у нас в особенности награждается общим вниманием всякое так называемое либеральное направление, даже и при бедности таланта, и почему так скоро падает популярность великих поэтов, искренно или неискренно отдающих себя в услужение православию, самодержавию и народности. Разительный пример — Пушкин, которому стоило написать только два-три верноподданнических стихотворения и надеть камер-юнкерскую ливрею, чтобы вдруг лишиться народной любви. И Вы сильно ошибаетесь, если не шутя думаете, что Ваша книга пала не от её дурного направления, а от резкости истин, будто бы высказанных Вами всем и каждому. Положим, Вы могли это думать о пишущей братии, но публика-то как могла попасть в эту категорию? Неужели в «Ревизоре» и «Мёртвых Душах» Вы менее резко, с меньшею истиною и талантом и менее горькие правды высказали ей? И она, действительно, осердилась на Вас до бешенства, но «Ревизор» и «Мёртвые Души» от этого не пали, тогда как Ваша последняя книга позорно провалилась сквозь землю. И публика тут права: она видит в русских писателях своих единственных вождей, защитников и спасителей от мрака самодержавия, православия и народности, и потому, всегда готовая простить писателю плохую книгу, никогда не прощает ему зловредной книги. Это показывает, сколько лежит в нашем обществе, хотя ещё и в зародыше, свежего, здорового чутья; и это же показывает, что у него есть будущность. Если Вы любите Россию, порадуйтесь вместе со мною падению Вашей книги! Не без некоторого чувства самодовольства скажу Вам, что мне кажется, что я немного знаю русскую публику. Ваша книга испугала меня возможностию дурного влияния на правительство, на цензуру, но не на публику. Когда пронёсся в Петербурге слух, что правительство хочет напечатать Вашу книгу в числе многих тысяч экземпляров и продавать её по самой низкой цене, мои друзья приуныли; но я тогда же сказал им, что, несмотря ни на что, книга не будет иметь успеха, и о ней скоро забудут. И действительно, она теперь памятнее всем статьями о ней, нежели сама собою. Да, у русского человека глубок, хотя и не развит ещё, инстинкт истины! Ваше обращение, пожалуй, могло быть и искренно. Но мысль — довести о нём до сведения публики — была самая несчастная. Времена наивного благочестия давно уже прошли и для нашего общества. Оно уже понимает, что молиться везде всё равно, и что в Иерусалиме ищут Христа только люди, или никогда не носившие его в груди своей, или потерявшие его. Кто способен страдать при виде чужого страдания, кому тяжко зрелище угнетения чуждых ему людей, — тот носит Христа в груди своей и тому незачем ходить пешком в Иерусалим. Смирение, проповедуемое Вами, во-первых, не ново, а во-вторых, отзывается, с одной стороны, страшною гордостью, а с другой — самым позорным унижением своего человеческого достоинства. Мысль сделаться каким-то абстрактным совершенством, стать выше всех смирением может быть плодом только или гордости, или слабоумия, и в обоих случаях ведёт неизбежно к лицемерию, ханжеству, китаизму. И при этом Вы позволили себе цинически грязно выражаться не только о других (это было бы только невежливо), но и о самом себе — это уже гадко, потому что, если человек, бьющий своего ближнего по щекам, возбуждает негодование, то человек, бьющий по щекам самого себя, возбуждает презрение. Нет! Вы только омрачены, а не просветлены; Вы не поняли ни духа, ни формы христианства нашего времени. Не истиной христианского учения, а болезненною боязнью смерти, чорта и ада веет от Вашей книги. И что за язык, что за фразы! «Дрянь и тряпка стал теперь всяк человек!» Неужели Вы думаете, что сказать «всяк», вместо «всякий», — значит выразиться библейски? Какая это великая истина, что, когда человек весь отдаётся лжи, его оставляют ум и талант! Не будь на Вашей книге выставлено Вашего имени и будь из неё выключены те места, где Вы говорите о самом себе как о писателе, кто бы подумал, что эта надутая и неопрятная шумиха слов и фраз — произведение пера автора «Ревизора» и «Мёртвых Душ»? Что же касается до меня лично, повторяю Вам: Вы ошиблись, сочтя статью мою выражением досады за Ваш отзыв обо мне, как об одном из Ваших критиков. Если б только это рассердило меня, я только об этом и отозвался бы с досадою, а обо всём остальном выразился бы спокойно и беспристрастно. А это правда, что Ваш отзыв о Ваших почитателях вдвойне нехорош. Я понимаю необходимость иногда щёлкнуть глупца, который своими похвалами, своим восторгом ко мне только делает меня смешным, но и эта необходимость тяжела, потому что как-то по-человечески неловко даже за ложную любовь платить враждою. Но Вы имели в виду людей, если не с отменным умом, то всё же и не глупцов. Эти люди в своём удивлении к Вашим творениям наделали, может быть, гораздо больше восторженных восклицаний, нежели сколько Вы сказали о них дела; но всё же их энтузиазм к Вам выходит из такого чистого и благородного источника, что Вам вовсе не следовало бы выдавать их головою общим их и Вашим врагам, да ещё вдобавок обвинить их в намерении дать какой-то предосудительный толк Вашим сочинениям. Вы, конечно, сделали это по увлечению главною мыслию Вашей книги и по неосмотрительности, а Вяземский, этот князь в аристократии и холоп в литературе, развил Вашу мысль и напечатал на Ваших почитателей (стало быть, на меня всех больше) чистый донос [11]. Он это сделал, вероятно, в благодарность Вам за то, что Вы его, плохого рифмоплёта, произвели в великие поэты, кажется, сколько я помню, за его «вялый, влачащийся по земле стих» [12]. Всё это нехорошо! А что Вы только ожидали времени, когда Вам можно будет отдать справедливость и почитателям Вашего таланта (отдавши её с гордым смирением Вашим врагам), этого я не знал, не мог, да, признаться, и не захотел бы знать. Передо мною была Ваша книга, а не Ваши намерения. Я читал и перечитывал её сто раз, и всё-таки не нашёл в ней ничего, кроме того, что в ней есть, а то, что в ней есть, глубоко возмутило и оскорбило мою душу. Если б я дал полную волю моему чувству, письмо это скоро бы превратилось в толстую тетрадь. Я никогда не думал писать к Вам об этом предмете, хотя и мучительно желал этого и хотя Вы всем и каждому печатно дали право писать к Вам без церемоний, имея в виду одну правду [13]. Живя в России, я не мог бы этого сделать, ибо тамошние Шпекины распечатывают чужие письма не из одного личного удовольствия, но и по долгу службы, ради доносов. Но нынешним летом начинающаяся чахотка прогнала меня за границу и N переслал мне Ваше письмо в Зальцбрунн [14], откуда я сегодня же еду с Анненковым в Париж через Франкфурт-на-Майне. Неожиданное получение Вашего письма дало мне возможность высказать Вам всё, что лежало у меня на душе против Вас по поводу Вашей книги. Я не умею говорить вполовину, не умею хитрить: это не в моей натуре. Пусть Вы или само время докажет мне, что я ошибался в моих о Вас заключениях — я первый порадуюсь этому, но не раскаюсь в том, что сказал Вам. Тут дело идёт не о моей или Вашей личности, а о предмете, который гораздо выше не только меня, но даже и Вас: тут дело идёт об истине, о русском обществе, о России. И вот моё последнее заключительное слово: если Вы имели несчастие с гордым смирением отречься от Ваших истинно великих произведений, то теперь Вам должно с искренним смирением отречься от последней Вашей книги и тяжкий грех её издания в свет искупить новыми творениями, которые напомнили бы Ваши прежние. Зальцбрунн, 15-го июля н. с. 1847-го года.

Источник: Письмо Белинскаго Гоголю. Дело Петрашевцев

_________________
Бей бобров спасай Россию

   
  
    
 
Сообщение  
До ветру спешащий
Аватара пользователя

Регистрация: 11.09.2014
Сообщения: 25688
Благодарил (а): 1764 раз.
Поблагодарили: 629 раз.
Встретились под часами
У вокзала в хохлостепях
Два форуашных педрилы
Ворчунэску и Хорь в лаптях

Взасос они целовались
Потом удалились в кусты
И щиро там завизжали
Две жирные эти свиньи

Потом как ни вчём ни бывало
Они застрочили посты
За сраную за гривняку
О том как живут москали

Две этих маланских педрилы
Скулили и выли с утра
А вечером чистили рылы
В калюжах сливного ставка

:hoh :hoh

_________________
Мазепа - в о р ! _______ Бандера - фашист !! _______ Хохол - х а л я в а !!!


Последний раз редактировалось zztop 24.02.21, 20:36, всего редактировалось 1 раз.
   
  
    
 [ Сообщений: 325 ]  Стрaница Пред.  1 ... 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 ... 17  След.




[ Time : 0.199s | 17 Queries | GZIP : Off ]