В Севастополе ждут "Каспийского монстра"
Планируется возродить круизные сообщения между полуостровом и материковой Россией на скоростных судах и экранопланах
28 мая, SevastopolMedia. Крылатая "Комета"
Тему "Морских технологий в Черноморском регионе" бсудили специалисты во время III Межрегиональной научно-технической конференции в Балаклаве, передает ИА SevastopolMedia.
Была затронута и тема "Скоростных пассажирских линий СПК в Черноморском регионе в 1959-2016 годах".
Суда на подводных крыльях типа "Комета" пользовались популярностью в Советское время. На одном только заводе "Море" в Феодосии было построено 86 "Комет", на которых пассажиры совершали морские прогулки. Особой популярностью пользовался маршрут Одесса— Евпатория— Севастополь-Ялта— Алушта— Судак — Феодосия – Сочи.
Через экскурсионное бюро любой человек мог легко и просто приобрести билет на "Комету".
Кстати, в Советском Союзе "Ракета" -первое пассажирское судно на подводных крыльях, вступило в эксплуатацию в 1957 году. С конца 1950-х годов начался серийный выпуск пассажирских судов на подводных крыльях "Ракета", "Метеор", "Комета" и "Беларусь". В 1970-е — 1980-е годы последовали суда "Восход", "Полесье", "Колхида", "Циклон", "Ласточка".
В единичных экземплярах в 1960-е годы были построены экспериментальные СПК "Стрела-1" (первое в Советском Союзе морское пассажирское СПК, 1961), "Стрела-2" (1962), "Стрела-3" (1963), "Буревестник" (1964), "Чайка", "Спутник" (1961), "Вихрь", СПК с автоматически управляемыми подводными крыльями проекта 1233 "Тайфун" в пассажирском варианте (1969). На начало 1960-х годов пришелся бум судов на подводных крыльях. К 1963 году суда этого типа были задействованы в пассажирском судоходстве по Волге, Днепру, Оби, Иртышу, Амуру и другим водным путям страны. Прогноз пассажирских перевозок на 1963 год составил 2 миллиона пассажиров, что на 50 % превышало фактический показатель минувшего 1962 года.
Но в 90-ые годы суда такого типа оказались нерентабельными, слишком большой расход топлива. "Кометы" были списаны или проданы.
А вот заграницей, в частности в Нидердандах СПК типа "Восход" по прежнему востребованы. Пассажиры на таких крылатых судах активно совершают морские путешествия.
В России в начале 2000-х начались попытки возрождения морского сообщения между Украиной и Россией. Так, Новороссийская компания имеет 3 суда типа "Олимпия". На Украине судостроительно-судоремонтный завод "Нибулон" закупил "Восходы", на которых также осуществляются морские круизные маршруты.
А Крым…
— Ни в Крыму, ни в Краснодаре нет предприятий, которые бы взялись за возрождение скоростных пассажирских линий СПК. В Феодосии на заводе "Море" хранится "Циклон", в Керчи на судостроительном заводе "Залив" — два недостроенных судна на подводных крыльях типа "Олимпия". Перспектива использования скоростного направления есть, — было озвучено во время конференции.
В то же время специалисты сошлись во мнении, что, просчитав рентабельность, можно предположить, что за счет большого потребления топлива, билеты на морские маршруты будут дорогие.
Тем не менее, эту тему не собираются закрывать, ища пути и возможности для реализации.
Есть альтернатива
Если суда типа "Комета" потребляют немало топлива, то экранопланы как уверяют специалисты, более перспективны. 15 грамм топлива на пассажира! Правда, вместимость людей на экраноплане не такая большая, как на теплоходах на плавучих крыльях. Всего 16 человек.
Почему бы не запустить в Севастополе экраноплан ЭК-12 "Иволга" задался идей участник конференции— Президент Морской Ассоциации Санкт-Петербурга Александр Гадалин.
"Деньгами мы помочь, конечно, не сможем. Но берите любую бухту и стройте", — прокомментировали в 2014 году задумку севастопольские чиновники.
Стоимость, кстати, такого морского транспорта порядка 1,5 миллиона рублей.
На данный момент у Александра Гадалина есть технологии, как возможно возродить скоростные линии в Черноморском регионе. Предстоит долгая и тяжелая работа. Восстановить то, что было утрачено. Ведь эта отрасль судостроения не может быть забыта.
Справка
Создатель первых в нашей стране судов на подводных крыльях – конструктор Ростислав Евгеньевич Алексеев. Спроектированы они были в конструкторском бюро Горьковского (теперь Нижегородского) завода "Красное Сормово", где он почти всю свою трудовую жизнь проработал главным конструктором.
Под его руководством и непосредственном участии была выпущена целая серия скоростных и комфортабельных пассажирских теплоходов "Ракета", "Метеор", "Комета", "Вихрь", признанных во всем мире лучшими в этом классе судов.
Инженерная идея полета над плоской поверхностью (землей или водой), опираясь на сжатую воздушную среду под крылом аппарата, впервые была проверена еще в 1940 году в США, где с 1960 года разработка и постройка экранопланов велась авиационной фирмой "Локхид".
В Советском Союзе экспериментально подобной тематикой начали заниматься в конструкторском бюро Р.Е.Алексеева, увидевшего в ней перспективное направление развития судостроения. В 1961 году на базе города Чкаловска она впервые воплотилась в реальность. Первый, еще небольшой советский экраноплан, совершил пробный рейс.
Уже через короткое время Алексеев сделал решительную попытку строительства большого летающего судна. Она увенчалась успехом, который подтвердили, в частности, сообщения иностранных секретных служб, зафиксировавших с помощью разведывательных спутников параметры и предназначение "каспийского монстра", как они его окрестили.
Английский военно-технический журнал "Джейн" так писал о нем: "Гигантская советская экспериментальная крылатая машина с размахом крыльев 40м , длиной более 90 м, проходит испытания на Каспийском море. Они начались в 1964 г. Аппарат, для которого оптимальная высота движения от 4 до 14 м над поверхностью, имеет потенциальную скорость 560 км/ч. …". Удачный исход первого испытания корабля-макета (КМ), как его назвали в центральном конструкторском бюро (ЦКБ), принес Алексееву "добро" от министерства обороны и финансирование его проекта еще как минимум на 5 лет, хотя сам конструктор предполагал и гражданские варианты использования своего детища.
Кстати, по некоторым данным Китай, который взялся в середине 90-х годов прошлого века за разработку экранопланов по российским технологиям, уже имеет семнадцать таких машин. Все работы по этой тематике в Поднебесной засекречены.
_________________ "Я против повышения пенсионного возраста. И пока я президент, такого решения принято не будет." В.В. Путин.
|