1. Объектом преступления является национальная безопасность Украины преимущественно в сфере государственной безопасности, информационной, экономической, научно-технологической и военной сферах.
В соответствии с законодательством Украины национальная безопасность Украины означает уровень защищенности жизненно важных интересов человека и гражданина, общества и государства, при котором обеспечивается устойчивое развитие общества.
Суверенитет государства означает верховенство государственной власти, ее самостоятельность внутри страны и независимость в международных отношениях, которая может быть ограничена только необходимостью выполнять договоры и обязательства в области международных отношений.
Территориальная целостность государства предполагает, что все составляющие территории государства (административно-территориальные единицы) находятся в неразрывной взаимосвязи, характеризуются единством и не имеют собственного суверенитета.
Территориальная неприкосновенность - это защищенность территории страны в существующих границах от любых посягательств, могут касаться незаконного изменения территории Украины, определенной решениями Верховной Рады Украины и международными договорами Украины.
Обороноспособность означает подготовленность государства к защите от внешней вооруженной агрессии или вооруженного конфликта. Составляющими такой подготовленности является совокупность экономического, политического, социального, научного, морально-психологического и чисто военного потенциалов. Состояние обороноспособности Украины отражают ее мобилизационные возможности, количество и качество Вооруженных Сил Украины, их способность быстро переходить на военное положение, организовано вступать в военные действия и успешно выполнять задачи по обороне от агрессии.
Государственная безопасность - это защищенность государственного суверенитета, конституционного строя, территориальной целостности Украины, ее экономического, научно-технического и оборонного потенциала, государственной тайны, правопорядка, государственной границы, жизненно важной инфраструктуры и населения от разведывательно-подрывной деятельности иностранных специальных служб, а также от террористических и других особо опасных посягательств со стороны преступных организаций, групп или лиц.
Среди других используемых в диспозиции ст. 111 понятий, с помощью которых определяется объект этого преступления, понятие "государственная безопасность" является наиболее широким, поскольку оно охватывает отсутствие угрозы суверенитету, территориальной целостности и неприкосновенности, обороноспособности государства. Однако оно уже, чем понятие "национальная безопасность", которое охватывает, кроме безопасности государства, а также безопасность общества и личности.
Экономическая безопасность предполагает защищенность интересов Украины в сфере экономики. Ее содержанием является, в частности, учета национальных интересов Украины при выборе методов и механизмов реформирования экономики, стабильность в правовом регулировании отношений в сфере экономики, в т. Ч. Финансовой политики государства, наличие эффективной программы предотвращения финансовых кризисов, значительные объемы инвестиционной и инновационной деятельности, независимость национальной экономики от конъюнктуры внешних рынков, высокие темпы расширения внутреннего рынка, отсутствие долговой зависимости государства, мобилизационная готовность национальной экономики и тому подобное.
Информационная безопасность в целом - это защищенность интересов Украины в сфере коммуникаций, информационных систем, информационной собственности. Ее обеспечивают, в частности, отсутствие технического и технологического отставания Украины от развитых стран мира в информационной сфере, а также проявлений монополизации этой сферы, отсутствие проявлений ограничения свободы слова и доступа граждан к информации, соблюдение режима функционирования важных, с точки зрения национальной безопасности и жизнеобеспечения населения , информационно-коммуникативных сетей и систем управления, отсутствие манипулирования общественным сознанием со стороны отдельных субъектов политического влияния. В контексте ст. 111 информационная безопасность прежде всего означает защищенность Украины от утечки информации, составляющей государственную тайну.
2.
С объективной стороны государственная измена может оказаться в следующих формах:
1) переход на сторону врага в условиях военного положения или в период вооруженного конфликта;
2) шпионаж;
3) предоставление иностранному государству, иностранной организации или их представителям помощи в проведении подрывной деятельности против Украины.
Переход на сторону врага означает, что гражданин Украины предоставляет непосредственную помощь государству, с которым Украина в то время находится в состоянии войны или вооруженного конфликта. В конкретных случаях это преступление может заключаться в поступлении на службу в определенных военных или иных формирований враждебного государства (полиции, карательных отрядов, разведки), предоставлении средств для совершения преступлений агентам спецслужб иностранных государств, устранении препятствий для их совершения или предоставлении указанным агентам другой помощи.
Переход на сторону врага является оконченным преступлением с того момента, когда гражданин Украины выполнил в интересах врага определенные действия в ущерб Украине. Один только факт предоставления согласия выполнить следующие действия (например, поступить на службу в полицию) является лишь приготовлением к совершению преступления и оставляет возможность добровольно отказаться от доведения преступления до конца. Совершение гражданином Украины в интересах враждебного государства общественно опасных действий, предусмотренных другими статьями УК, например, диверсии, посягательство на жизнь государственного деятеля и т.д., требует квалификации по совокупности преступлений, предусмотренных ст. 111 и, соответственно, статьями 113, 112.
Спецификой этой формы государственной измены является то, что оно может быть совершено только в условиях военного положения или, хотя и в мирное время, но в период вооруженного конфликта.
Военное положение - это особый правовой режим (политико-экономическая ситуация), что вводится в Украине или в отдельных ее местностях в случае вооруженной агрессии или угрозы нападения, опасности государственной независимости Украины, ее территориальной целостности и предусматривает предоставление соответствующим органам государственной власти, военному командованию и органам местного самоуправления полномочий, необходимых для предотвращения угрозы и обеспечения национальной безопасности, а также временное, обусловленное угрозой, ограничение конституционных прав и свобод человека и гражданина и прав и законных интересов юридических лиц с указанием срока действия этих ограничений.
Военное положение в Украине или в отдельных ее местностях вводится по предложению Совета национальной безопасности и обороны Украины указом Президента Украины, подлежит утверждению Верховной Радой Украины в течение двух дней с момента обращения Президента Украины. Режим военного положения существует, в частности, во временных рамках от дня и времени объявления Верховной Радой Украины по представлению Президента Украины состояния войны и до дня и времени объявления Верховной Радой Украины по представлению Президента Украины о заключении мира.
Понятие вооруженный конфликт имеет самостоятельное правовое значение для квалификации, если такой конфликт происходит за пределами военного положения - в случае фактического начала военных действий, но еще до объявления военного положения или вообще в мирное время. В контексте ст. 111 это понятие юридическим синонимом понятия боевая обстановка, содержание которого раскрыто в комментарии к ст. 402.
Не является враждебными незаконные формирования сепаратистского, ультрареакционные характера, ведущих борьбу с легитимными органами власти Украины. Однако переход на сторону врага в период вооруженного конфликта может иметь место и в форме вступления гражданина Украины к группировкам террористического характера, диверсионных отрядов, которые разжигают пограничные конфликты, нарушают неприкосновенность морского пространства Украины и др.
Переход на сторону врага, соединенный с переправкой человека (например, военачальника или известного ученого в области вооружения) через государственную границу Украины для платной передачи с целью, например, использование в вооруженных конфликтах или принудительного труда, требует дополнительной квалификации по статьям 149 и 332.
О понятии шпионаж, его предмет, объективную и субъективную стороны см. комментарий к ст. 114.
Предоставление иностранному государству,иностранной организации или их представителям
помощи в проведении подрывной деятельностипротив Украины заключается в содействии их возможным или действительным усилиям причинить вред национальной безопасности Украины.
Предоставление иностранному государству, иностранной организации или их представителям помощи в проведении подрывной деятельности против Украины заключается в содействии их возможным или действительным усилиям причинить вред национальной безопасности Украины.
Подрывной следует признавать любую деятельность, связанную:
с попыткой изменения системы высших органов государственной власти нелегитимным путем (это могут быть действия, направленные на насильственное изменение или свержение конституционного строя или на захват государственной власти, посягательство на жизнь государственного деятеля и т.п.);с вмешательством во внешней политике Украины (например, несанкционированное соответствующими органами государственной власти Украины разрыв дипломатических или консульских отношений с другим государством, срыв важных межгосударственных переговоров или глобальных межгосударственных форумов)
с вмешательством во внутреннюю политику (скажем, организация межконфессиональных, межэтнических и других конфликтов, разжигание сепаратистских настроений среди населения отдельных регионов, финансирование, оснащение или другое обеспечение незаконных вооруженных формирований на территории Украины, организация информационной экспансии со стороны других государств)
с попыткой изменения территории Украины (путем, например, организации не предусмотренных Конституцией Украины референдумов по территориальным вопросам)
с попыткой снизить обороноспособность Украины (организация и совершение диверсий в форме действий, направленных на разрушение объектов, имеющих важное оборонное значение, принятие решений о сворачивании научных исследований в области военной науки и техники, сознательное торможение приведения мобилизационных планов в соответствие с современными условиями изобретение специальных вирусов или внесения их в компьютерные системы с целью затруднения их работы или уничтожение накопленной на магнитных носителях важной для выполнения задач обороны информации и т.п.);
с созданием условий для деятельности на территории Украины иностранных разведок (вербовка агентуры среди жителей Украины, подбор кандидатов для вербовки и заблаговременный подкуп должностных лиц, в том числе тех, которые допущены к информации "особой важности", подготовка явочных квартир, оказание помощи в приобретении документов прикрытия для иностранных разведчиков, устройство их на должности, связанные с возможностью доступа к конфиденциальной информации);
с принятием мер по усилению экономической зависимости Украины от других государств (инициирование расторжения торговых связей Украины с другими государствами, подписание от имени Украины явно экономически невыгодных для нее внешнеэкономических контрактов,совершения диверсий в форме действий, направленных на разрушение объектов, которые имеют важное народнохозяйственное значение) и др.
В общем совершение любых действий, которые создают угрозы национальной безопасности Украины, может быть расценено как подрывная деятельность против Украины. Согласно законодательству Украины угрозы национальной безопасности - это имеющиеся и потенциально возможные явления и факторы, которые негативно влияют на состояние национальной безопасности, затрудняют реализацию национальных интересов Украины во внешнеполитической и внутриполитической сферах, в сфере государственной безопасности, в экономической, социальной и гуманитарной, научно технологической, экологической, информационной и военной сферах.
Таким образом, виды подрывной деятельности против Украины могут быть различными. Разной может выглядеть и помощь в проведении такой деятельности. Она может предоставляться путем организации или выполнения конкретного преступления, склонение к государственной измене других лиц, устранения препятствий для совершения определенных действий и тому подобное.
Законченным преступление в этой форме является с момента совершения соответствующего деяния, которым лицо оказала помощь в проведении подрывной деятельности против Украины.
Совершение гражданином Украины для предоставления иностранному государству, иностранной организации или их представителям помощи в проведении подрывной деятельности против Украины других преступлений, например, действий, направленных на насильственное изменение или свержение конституционного строя или на захват государственной власти, посягательство на жизнь государственного деятеля, посягательство на жизнь представителя иностранного государства, диверсии, пропаганды войны, организации массовых беспорядков, создание не предусмотренных законодательством военизированных формирований, требует дополнительной квалификации по соответствующим статьям Особенной части УК.
В случаях, когда определенные действия гражданина Украины, связанные с фактическим предоставлением помощи в проведении подрывной деятельности против Украины путем совершения других преступлений, были совершены по его собственной инициативе с целью продемонстрировать свою лояльность к иностранному государству, иностранной организации или их представителя и с помощью этого установить связь с ними, их в случае реальной совокупности преступлений также следует квалифицировать по ст. 111 и соответствующими другими статьями Особенной части УК.
Сговор виновного с другим лицом о насильственную смену или свержение конституционного строя или о захвате государственной власти квалифицируется только по ч. 1 ст. 109, однако сговор гражданина Украины с представителем иностранного государства или иностранной организации, содержанием которой является полученное первым от второй задачи совершить действия по насильственной смене или свержению конституционного строя или по захвату государственной власти, квалифицируются по совокупности преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 109 и ч. 1 ст. 111.Иностранное государство - это любое государство, кроме Украины, независимо от того, признана она Украина как суверенное и имеет Украина с ней дипломатические отношения.
Под иностранной организацией, как следует из содержания диспозиции ст. 111, следует понимать любую государственную или негосударственную учреждение, предприятие, объединение, орган другой страны, в т. ч. политическую партию, религиозную организацию, коммерческое предприятие, а также межгосударственное или международную организацию, в т. ч. неофициальное, нелегитимную или преступное ( "теневое" правительство в изгнании, международная террористическая организация и т.д.), кроме официальной международной организации, членом которой является Украина. Иностранной организацией также военная, политическая, экономическая, финансовая, пограничная или другая разведка.
Представитель иностранного государства или иностранной организации - это лицо, уполномоченное выражать интересы той или другого государства (иностранной организации) и действует от ее имени или представляет ее по специальному полномочию, в т. ч. тайным (неофициальным). К представителям иностранных государств следует относить, в частности: глав и сотрудников дипломатических представительств (послов, посланников, поверенных в делах, советников, атташе), консульских учреждений (генеральных консулов, консулов, вице-консулов, консульских агентов),
лиц, включенных в парламентских и правительственных делегаций иностранных государств как их члены, и находятся на территории Украины официальным или неофициальным поручениями.Не имеет значения, представляет лицо государство, признанное или не признано Украины как суверенное, или организацию, которая является законной или незаконной.
Кроме того, иностранным при определенных обстоятельствах может быть признана и организация, зарегистрированная в Украине, а представителем иностранной организации не обязательно иностранец или лицо без гражданства...
Далее здесь:
http://legalexpert.in.ua/komko ... .html