Wilga писал(а):
Wal писал(а):
Wilga писал(а):
Wal писал(а):
Не слыхал, чтобы в России книгу Коперника запрещали.
...По инициативе православной церкви до 1815 года выпускалось пособие для учащихся «Разрушение коперниковской системы».
И что? Критика - это не запрет. Да, ее особо не популяризировали в раннее время, но уже по указу Петра 1го была издана книга Гюйгенса (астрономическая), где все это излагалось аккуратно. По сути-то ведь противоречий никаких нет.
В 1815-м году учащиеся в католических странах уже изучали систему Коперника, а не её критику.
И именно поэтому, возможно, Наполеон решил тогда сунуться, полагая что забитое население ему не даст отпор.
" редко кто вспоминает о Наполеоне как покровителе наук и искусств и как об ученом, который был избран в 1797 году членом Института Франции..."
Так и в России изучали. Именно что в школьной программе
Цитата:
Оставим в стороне «просвещенную» Европу. Посмотрим, как и когда узнали о системе Коперника в «темной, варварской» России. Так вот, было это в ХVII веке. Примерно в 1655 году насельник Чудова монастыря в Кремле иеромонах Епифаний (Славинецкий) вместе с двумя другими монахами (имена их неизвестны) перевел трактат Иоганна Блеу «Введение в Космографию», содержащий изложение системы Коперника (издана в 1645 году в Амстердаме). Русский перевод вышел под заглавием «Зерцало всея вселенныя, или Атлас новый».
Как отмечено в книге Д.О. Святского «Очерки истории астрономии в Древней Руси», в «Зерцале…» гелиоцентрическая система излагается в следующих выражениях: «…прежде лет близ ста в мир паки произведе Николай Коперник, и ныне изящнейшие вси математики подражают: Солнце (аки душу мира и управителя вселенные, от него же земля и вси планеты светлость свою приемлют) полагают посреде мира недвижиму. Меркурия же на первом крузе...». И далее идет перечень планет, с указанием времени их обращения, и прилагается чертеж-план коперниковой системы.
При этом иеромонах Епифаний был не каким-то подпольщиком, а достаточно значимым церковным деятелем своего времени, сподвижником патриарха Никона. Перевод и издание были выполнены по личному указанию патриарха.
Однако переводом трактата с изложением системы Коперника дело не ограничилось. Царю Алексею Михайловичу понадобились масштабные иллюстрации. И они были сделаны. В книге Б.А. Воронцова-Вельяминова «Очерки истории астрономии в России» читаем: «На потолке дворцовой столовой царя Алексея Михайловича в 1662 году была нарисована огромная картина, изображавшая знаки зодиака, планеты и их сферы со всеми подробностями, звезды и кометы, эклиптику и другие линии, рассматриваемые в математической астрономии. Эту картину в 1688 году скопировали для столовой царицы Софьи Алексеевны, а затем и для других царских палат. Были и другие картины астрономического содержания, в том числе в палатах знаменитого Коломенского дворца, бывшего чудом русского деревянного зодчества. Астрономические картины писали мастера Иван Мировский, Степан Петров, Андрей Павлов, Юрий Иванов и Иван Безмин. Мастер Карп Золотарев написал красками на большом листе бумаги копию с картины, находившейся на потолке царской столовой, и, возможно, по ней Петр I в детстве знакомился с астрономией».
Но не только в царском дворце можно было ознакомиться с гелиоцентрической системой. В том же ХVII веке на городских рынках свободно продавалась большая печатная картина (типа современного плаката) с изображением «глобуса земного и небесного». На этом плакате были также изображены для сравнения все известные системы мира. О системе Коперника там были стихи, начинавшиеся такими словами:
«Коперник общую
систему являет:
Солнце в середине вся мира
утверждает…».
Это не значит, что гелиоцентрическая система сразу получила в России всеобщее признание. Были оппоненты, в том числе среди духовенства, особенно из старообрядцев, которые повторяли высказывание одного из самых яростных противников гелиоцентризма: «Коперник – Богу суперник». Были и позже, в ХIХ веке, случаи, когда некоторые представители отечественной интеллигенции не признавали не только учения Коперника, но даже шарообразности Земли… Но это никак не помешало распространению новейших астрономических знаний – такова была позиция руководства Русской православной церкви и царя Алексея Михайловича, поддержавших просветительскую деятельность ученого иеромонаха.
Цитата:
Звездозакония или сокращение астрономии в XVIII веке
В древней Руси естествознание, а с ним и астрономия входили в круг обучения в соответствии с требованиями церкви. В Московском государстве до времени царствования Алексея Михайловича обучение астрономии было в очень ограниченном виде и не имело систематического характера. Более решительные меры в астрономическом обучении осуществил Петр I.
1701 год можно считать началом узаконенного систематического обучения астрономии в русской школе. Петр I учредил «Школу математических и навигацких наук», куда пригласил из Европы широко образованных и специально обученных людей. При школе была создана первая в России учебная астрономическая обсерватория, в которой проводил свои научные наблюдения близкий сподвижник Петра – Я.В. Брюс. В постановке преподавания основ астрономии в России огромное значение имела деятельность замечательного русского учителя Магницкого. Имея склонность к математическим наукам, Леонтий Филиппович изучил по имевшимся в то время книгам математику и астрономию. Он видел необходимость создания русского, понятного школьникам учебника, к составлению которого он приступил в 1694 г.
Учебник Л.Ф. Магницкого вышел из печати 11 января 1703 г. под заглавием «Арифметика, сиречь наука числительная». Изложение астрономии начинается в предисловии ко второй части («второй книге») определением содержания предмета астрономии и объяснением ее практического значения для «инженеров», «кораблеходцев» и «ратоборцев». Разъяснив основные положения сферической астрономии, автор дает описание методов определения широт и долгот. Указывая на шарообразность Земли и «сферовидность» неба, Магницкий не высказывает собственного мнения о системе мира, ограничиваясь изложением взглядов «отцов церкви». Леонтия Магницкого можно считать первым русским автором учебника и первым методистом по астрономии. Известно, что М.В. Ломоносов учился по этому учебнику, принес его в своей котомке из Архангельска в Москву, хранил до конца дней своих и считал «вратами своей учености».
После смерти Петра I до начала второй половины XVIII в. правители России, считаясь с возрастающими практическими потребностями, сохраняли и отчасти расширяли школы, в которых изучалась астрономия. Главную заботу об этом принял на себя М.В. Ломоносов, описывавший в своих научных и стихотворных произведениях теорию Коперника как единственно правильную. В академической гимназии, организованной Ломоносовым, астрономия входила в курс математической географии. Учебником служила книга русского академика Георга Вольфганга Крафта (1701–1754 гг.) «Руководство к математической и физической географии» (1764 г.), содержавшая изложение теории Коперника. Учебник географии, сочиненный в пользу российского юношества Крафтом – физиком, математиком, академиком Санкт-Петербургской академии наук, стал популяризатором гелиоцентрической системы мира.
В середине XVIII века появилась в печати книга французского писателя и ученого Бернара Ле Бовье? де Фонтене?ля (1657–1757 гг.) под заглавием «Разговоры о множестве миров господина Фонтенеля парижской академии наук секретаря» (1740 г.). Она имела множество изданий, пользовалась в российском образовании огромным успехом, переведена почти на все европейские языки, на русский язык перевод осуществил Антиох Кантемир. Переводчик присоединил от себя предисловие и примечания. В очень изящной и легкой форме разговоров, происходивших по вечерам под открытым небом между автором и маркизой, ранее ничего не слышавшей о предмете, излагаются важнейшие сведения о Земле, Луне, планетах. Как популяризатор, он с особенным вниманием останавливается на интересном для светских людей вопросе об обитаемости других миров. Вопрос этот решается им утвердительно как для Луны, так и для других планет: Меркурия, Венеры, Марса, Юпитера и Сатурна.
Не менее значимом учебником по астрономии в конце XVIII века в России был учебник французского астронома, Жозефа Жерома Ле Франсе де Лаланда (1732–1807 гг.) под названием «Сокращение астрономии или звездозакония» (1789 г.). На русский язык переведен надворным советником Санкт-Петербургской академии наук Михайло Головиным. В отличии от Фонтанелла он сухость науки разбавил забавными беседами, привлекательными рассуждениями, старался писать понятным языком. Автор рекомендует читать мало, а думать много. Имея перед собою глобус, искать самому доказательства. Книга предназначается не только для начинающих учиться астрономии, но и для самих астрономов.
Звездозаконией называет науку, преподающую познание небесных тел, и Петр Иванович Гиляровский, автор учебника «Руководство к физике» (1793 г.). Гиляровский при написании Руководства тщательно изучил книги иностранных авторов и учел их опыт. На страницах своего учебника П.И. Гиляровский описывает три системы мира – Птоломея, Тихо Браге и Коперника. Систему Птоломея он характеризует как ложную, связанную с суеверием. Теорию Коперника он подтверждает законами Кеплера. При раскрытии сущности астрономических понятий он большое внимание уделил наблюдениям и опытам. По его мнению, астрономия делится на сферическую, представленную нашим глазам, и теоретическую, требующую изучения истинного состояния мира.