Д. Мантуров: снижение массы и увеличение дальности МС-21-310 займёт несколько лет 26.12.2025
25 декабря 2025 года первый вице-премьер Правительства РФ Денис Мантуров в интервью газете «Ведомости» заявил, что базовая версия самолёта МС-21 в текущей конфигурации не достигает ранее заявленной дальности полёта. По его словам, работы по снижению массы конструкции и увеличению дальности продолжаются, однако их завершение относится к более позднему периоду и может занять несколько лет.В Жуковском продолжаются лётные сертификационные испытания МС-21 в импортозамещённой конфигурации. Полёты на оценку аэродинамики, устойчивости, управляемости и лётных характеристик выполняют опытные самолёты с бортовыми номерами 73055 и 73057. Заявление Мантурова о дальности полёта фактически фиксирует текущее состояние импортозамещённой программы МС-21 без попытки подгонки параметров под ранее декларированные целевые значения.
По его словам, на МС-21 замещено пять ключевых систем, которые ранее не разрабатывались на территории России. «Это система перемещения механизации крыла, система электроснабжения с цифровым управлением, система предупреждения внешних угроз, система управления тормозами колес и система кондиционирования воздуха. Отдельные системы импортозамещённого самолёта до этого серийно выпускали вообще только по одному производителю в мире», – сказал Мантуров.
Базовая версия МС-21 в текущей конфигурации не обеспечивает изначально заявленную дальность полёта, и это обстоятельство учитывается в диалоге с потенциальными эксплуатантами, заявил вице-премьер. Он отметил, что план возврата к первоначальным параметрам существует, однако его реализация связана по срокам с появлением укороченной версии самолёта – МС-21-210.
«… снижение веса и добавление тысячи с чем-то километров придётся примерно на тот же момент, как появится укороченная версия, которая сразу в базе получит дальность более 5000 км», – пояснил Мантуров.
На вопрос, сколько же в итоге будет версий самолёта: одна или две с одинаковой дальностью полёта, вице-премьер ответил, что «ответ на этот вопрос даст рынок». Переход к укороченной версии невозможен без проведения полного цикла НИОКР и испытаний, а этот процесс требует времени. Аналогичный временной горизонт заложен и для снижения массы базовой версии. В обоих случаях речь идёт о сроках до 2029 года.
При этом Мантуров отметил, что фактически российские авиакомпании выполняют коммерческие перевозки на среднюю дальность порядка 3000 километров. С этой точки зрения МС-21 даже с сокращённой дальностью способен закрывать основные потребности внутренних перевозок. Полёты на дальневосточных направлениях в настоящее время обеспечиваются зарубежными самолётами, и технически эта возможность сохраняется.
Однако стратегическая ориентация на существующий иностранный парк не рассматривается как долгосрочное решение, поскольку целевой моделью остаётся полная внутренняя обеспеченность самолётов всеми элементами и системами, заключил Денис Мантуров.
По мнению редакции сайта «Авиация России», связка массы и дальности в программе МС-21-310 выходит за рамки чисто инженерной задачи, и проект перестаёт быть оптимизированным под немедленную коммерческую эффективность. Дальность полёта и весовые характеристики переходят в категорию параметров поэтапного развития, а не обязательных условий допуска к эксплуатации. Приоритет смещается к подтверждению лётной годности, устойчивой работе систем и воспроизводимости производственного цикла.
Эта логика напрямую отражается и в государственном планировании. Комплексная программа развития гражданской авиации, по словам Мантурова, подлежит обновлению только после получения сертификатов типа отечественными самолётами. До этого момента любые целевые показатели по поставкам и обновлению парка остаются вторичными по отношению к факту сертификации.
https://aviation21.ru/d-mantur ... -let/