Такое падение цены произошло на фоне введения американских санкций против ведущих российских экспортеров - Роснефти и Лукойла. Из-за этого Индия и Турция (второй и третий по объемам покупатель, соответственно) сильно сократили объемы закупок нефти у России. Также в последние дни в разных местах были атакованы несколько танкеров, перевозивших российскую нефть. В результате риски покупок у России резко подскочили. И не только санкционные, но буквально риски потерять свое судно и его экипаж! (к слову, островные государства, на которые были зарегистрированы отдельные атакованные танкеры, открестились от них, сказав, что это не наши, а флаги просто мошеннически использовали).
Все это привело к тому, что никто не захотел покупать выпавшие с рынка крупные объемы "незаменимой" (как это часто подается) российской нефти. Кроме Китая, который согласился взять дополнительный объем, но... со скидочкой процентов 40-45. И скидочка эта пока с каждой неделей только растет.
Процитирую СМИ:
Россия раскрутила скидки для Китая до рекордных 35 долларов за баррель, лишь бы пристроить партии нефти, от которых отказалась Индия. По сути, ключевому покупателю сырьё отдают с максимальным дисконтом, лишь бы оно вообще ушло с терминалов, а не зависло мёртвым грузом. При такой схеме страна формально сохраняет экспортные объёмы, но каждый отгруженный баррель приносит в разы меньше денег, чем ещё пару лет назад.
Ситуацию добивает цена самого Urals: он опустился ниже 30 долларов за баррель — таких уровней Россия не видела со времён пандемии, когда мир стоял на паузе и никто не понимал, что будет завтра. Средние скидки к эталонным сортам оценивают примерно в 21,5 доллара в Балтийском море и около 20 долларов в Чёрном, то есть почти половину стоимости барреля сейчас съедает только дисконт. На бумаге это «успех по переориентации потоков на восток», а в реальности — экспорт, который постепенно превращается в распродажу с уценкой, когда сырьевой сверхдержаве приходится выбивать деньги буквально копейками.
Для российских компаний продажа по такой цене с оплатой сильно выросших расходов на обход санкций - это уже торговля в убыток (доходы не покрывают расходы). Однако они вынуждены торговать даже в убыток, потому что если не торговать вообще, убыток будет гораздо больше. Добытую нефть будет просто некуда девать, а консервация скважин приведет к большим потерям. Но с такими тенденциями это рано или поздно тоже начнется.
А так, российская нефтяная отрасль, по всей видимости, где-то сейчас начинает опускаться в отрицательную рентабельность. И уже по итогам 4 квартала нынешнего года и/или 1-2 квартала следующего мы увидим убытки в отчетах крупнейших экспортеров.
https://dzen.ru/a/aUVSiu4l2iRxoAQQ