|
Кризис немецкой экономики усугубляется Handelsblatt: немецкая промышленность потеряла около 300 тысяч рабочих мест Немецкая промышленность переживает рецессию, пишет Handelsblatt. На протяжении трех лет обороты 22 тысяч предприятий неуклонно падают, а число рабочих мест уже сократилось почти на 300 тысяч. Будущее видится мрачным: позиции не сдает лишь оборонный сектор, а многие компании планируют переносить производство в США. Ульф Зоммер (Ulf Sommer) Handelsblatt, Германия 01 декабря 2025
За три года оборот 22 тысяч немецких промышленных предприятий значительно снизился. Сокращаются сотни тысяч рабочих мест. Надежду вселяет только один рынок.
Дюссельдорф. Почти рекордный уровень индекса DAX и 19-процентный рост курса акций 40 крупнейших публичных компаний страны в этом году вселяют оптимизм в отношении немецких предприятий, по крайней мере в среде акционеров. Однако впечатление обманчиво, поскольку компании, входящие в индекс DAX, зарабатывают четыре из пяти евро за рубежом и, таким образом, никак не отражают состояние немецкой экономики.
На внутреннем рынке спад продолжается с прежней скоростью. Об этом свидетельствуют ранее неопубликованные данные, которые имеются в распоряжении Handelsblatt. Согласно этим данным, в третьем квартале оборот предприятий немецкой промышленности сократился на 0,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 525 миллиардов евро. Наибольшее снижение оборота среди крупных отраслей промышленности зафиксировано в автомобильной промышленности — 3,2%.
"Рецессия в промышленности продолжается"
По сравнению с третьим кварталом 2022 года компании сократили оборот на 6,2%. С третьего квартала 2023 года доходы немецкой промышленности снижаются каждый квартал. Основой для исследования являются исходные данные Федерального статистического управления, проанализированные консалтинговой компанией EY. Речь идет о компаниях с численностью сотрудников не менее 50 человек, а это около 22 тысяч предприятий. "Рецессия в промышленности продолжается, и никаких признаков изменения тенденции не наблюдается", — говорит Ян Брорхилкер, член правления консалтинговой компании EY.
Причины кризиса многообразны: хронически слабый внутренний спрос сопровождается недостатком инвестиций. Высокие цены на энергию и накладные расходы на заработную плату, торговые барьеры в виде таможенных пошлин и ужесточение конкуренции оказывают давление на предприятия. Брорхилкер не видит импульсов от инвестиционной программы федерального правительства на сумму 500 миллиардов евро: "От надежд на краткосрочный экономический эффект осталось не так много".
Серьезный спад в США — и не только там
Кризис усугубляется из-за спада на самом важном для немецких компаний рынке сбыта — в США. После того как во втором квартале немецкий экспорт в крупнейшую экономику мира уже сократился на 10%, в третьем квартале падение усилилось до 16%. Основной причиной этого стали пошлины, введенные правительством США под руководством Дональда Трампа. В настоящее время они составляют в среднем 15% для продукции из ЕС. До 2024 года они составляли от 2,5 до 5%. Более высокие пошлины делают немецкие товары в США более дорогими и, следовательно, менее конкурентоспособными. Проблемы усугубляются тем, что в Китае, втором по значимости крупном рынке сбыта для немецких компаний, объемы продаж также падают. Экспорт в Китай в третьем квартале сократился на 8% по сравнению с предыдущим годом. Сейчас Китай занимает лишь восьмое место среди экспортирующих стран. Пять лет назад Китай был вторым по значимости рынком экспорта.
Сокращение персонала во всех отраслях, кроме одной
Компании реагируют на кризис сокращением рабочих мест: по состоянию на 30 сентября число занятых в промышленности было на 2,2% ниже, чем двенадцать месяцев назад. Таким образом, за год было сокращено 120 300 рабочих мест. С 2019 года, до начала пандемии, число занятых в целом сократилось на 271 700 человек, что составляет 4,8%. Таким образом, было сокращено почти каждое 20-е рабочее место в промышленности. Сильнее всего пострадала автомобильная промышленность: по сравнению с предыдущим годом количество рабочих мест сократилось на 6,3%, что больше, чем в любой другой сфере. В отрасли было сокращено 48 800 рабочих мест. По сравнению с докризисным 2019 годом количество рабочих мест сократилось на 112 тысяч, или на 13%. Таким образом, за последние шесть лет в немецкой автомобильной промышленности было сокращено почти каждое седьмое рабочее место.
Исключением является пищевая промышленность, где в третьем квартале число занятых за год выросло на 1,8% до 510 500 человек, во всех других крупных отраслях наблюдается спад: Автомобильная промышленность: сокращение на 6,3% — сейчас 721 400 человек. Производство и обработка металлов: сокращение на 5,4% — сейчас 215 400 человек. Производители оборудования для обработки данных, электронных и оптических изделий: сокращение на 3,0% — сейчас 310 300 человек. Пластмассовая промышленность: сокращение на 2,6% — сейчас 321 400 человек. Производство металлических изделий: сокращение на 2,5% — сейчас 491 500 человек. Машиностроение: сокращение на 2,2% — сейчас 934 200 человек. Химическая промышленность: сокращение на 1,2% — сейчас 323 600 человек.
Снижение числа рабочих мест продолжится и в 2026 году
"Сокращение рабочих мест в немецкой промышленности еще не завершилось", — говорит Брорхилкер. Это особенно актуально для автомобильной промышленности. Снижение прибыли, избыточные производственные мощности, торговые барьеры и ослабление зарубежных рынков, вероятно, приведут к последовательной политике экономии — особенно в Германии, где расположены административные органы, а также отделы исследований и разработок. Многие компании запустили программы частичного выхода на пенсию и выплаты выходных пособий. Их эффект проявится в статистике занятости с некоторым опозданием. Один только концерн VW планирует сократить 35 тысяч рабочих мест на своих десяти немецких предприятиях до 2030 года. Компания Bosch намерена сократить 22 тысячи рабочих мест в своем подразделении мобильности на немецких предприятиях до 2030 года. В менее крупной компании Mahle будет сокращена одна тысяча рабочих мест. Хотя оборонная отрасль переживает бум, и существуют пересечения в квалификациях, потребность в персонале не настолько велика, чтобы компенсировать сокращение рабочих мест.
В машиностроении ситуация тоже безрадостная
Тенденции в машиностроительном секторе также едва ли изменятся. Об этом свидетельствуют данные последнего исследования Maschinenbau-Barometer, проведенного аудиторской компанией PwC. Если до лета каждый четвертый руководитель с оптимизмом смотрел на развитие немецкой экономики в ближайшие двенадцать месяцев, то сейчас так считает лишь каждый пятый. Растущее давление затрат и слабый спрос создают проблемы для многих производителей машинного оборудования. В третьем квартале средняя оценка загрузки производственных мощностей составила 80,8%, что является самым низким показателем со времени пика во время пандемии коронавируса. Каждая третья немецкая компания планирует сократить рабочие места в следующем году. Об этом свидетельствуют результаты последнего экономического опроса, проведенного близким к работодателям Институтом немецкой экономики (IW). 36% опрошенных компаний планируют сократить рабочие места в следующем году. В промышленности этот показатель составляет 41%.
Эту отрицательную тенденцию подтверждает и барометр занятости Ifo, показатель которого упал на один процентный пункт до 92,5. Он основан на опросе более девяти тысяч предприятий. В последний раз более низкий показатель был зафиксирован более пяти лет назад во время пандемии коронавируса. "Многие компании продолжают сокращать рабочие места", — заявил руководитель исследований института Ifo Клаус Вольрабе. "Из-за нестабильной экономической ситуации развитие рынка труда остается слабым".
Перенос производства в США
В связи с продолжающимися трудностями все больше компаний задумываются о полном или частичном переносе своего производства. К такому выводу пришли в ходе недавнего опроса, проведенного аудиторской компанией Deloitte и Федеральным союзом немецкой промышленности (BDI) среди 148 руководителей производственных цепочек в обрабатывающей промышленности. Согласно опросу, 68% промышленных предприятий намерены полностью или частично перенести производство в ближайшие два-три года из-за введения таможенных пошлин. Наиболее важным регионом назначения за пределами Европы являются США, которые упоминались значительно чаще, чем в предыдущих опросах: 26% респондентов заявили, что намерены перенести производство туда. "Федеральное правительство должно действовать более решительно и быстро", — прокомментировал результаты опроса Вольфганг Нидермарк, член правления BDI. Только так можно устранить неблагоприятные факторы, связанные с местоположением.
Пример BASF: крупнейший производитель химической продукции в Европе сократил производство особо энергоемких химических продуктов на основном заводе в Людвигсхафене и закрыл отдельные производственные линии. Взамен BASF увеличивает инвестиции в промышленность за пределами Европы, например, в Китае и США. Вольфганг Гроссе Энтруп, генеральный директор химического союза VCI, недавно сообщил, что средняя загрузка производственных мощностей в отрасли составляет 70%. Таким образом, некоторые мощности оказались значительно ниже порога рентабельности. Поскольку химикаты из Китая, крупнейшей страны-производителя, невозможно экспортировать в Америку из-за таможенных пошлин, китайские поставщики наводнили европейский рынок. Кроме того, Германия является "самым дорогим местом для производства промышленной продукции в западном мире". В Америке электроэнергия стоит примерно в четыре раза дешевле, чем в Германии.
Стабилизирующий фактор европейского внутреннего рынка
В то же время на важных европейских рынках наблюдаются положительные тенденции: согласно исследованию промышленности, проведенному EY, в третьем квартале экспорт немецких предприятий в страны еврозоны вырос на 2,3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Экспорт во Францию вырос даже на 6%, а экспорт в Нидерланды — на 8%. Более короткие цепочки поставок и, прежде всего, беспошлинная торговля в Европе оказывают положительное влияние на компании с высоким уровнем экспорта. Кроме того, европейские страны и компании массово инвестируют в цифровизацию, автоматизацию и экологичные технологии. Принятый ЕС "Зеленый договор" увеличивает спрос со стороны компаний в типично немецких ключевых отраслях, таких как машиностроение, электротехника и энергетика.
Улучшаются и общие условия: с июня прошлого года Европейский центральный банк восемь раз снижал ключевые процентные ставки — с 4% до 2%. Благодаря этому компании и страны, имеющие задолженность, снова могут дешевле привлекать капитал для инвестиций. "Высокая степень интернационализации немецкой промышленности и хорошие торговые отношения с европейскими странами составляют главную силу немецкой промышленности", — говорит эксперт EY по промышленности Брорхилкер.
Этим преимуществом пользуются в первую очередь крупные и международные компании, представленные в индексе DAX. Несмотря на то, что Германия уже три года балансирует между рецессией и стагнацией, большинство концернов получают огромные прибыли. По данным Handelsblatt, по результатам девяти месяцев и средним оценкам аналитиков, в текущем финансовом году 40 концернов, входящих в индекс DAX, получат чистую прибыль в размере 115 миллиардов евро. Эта сумма всего на 7% ниже рекордного показателя 2021 года.
|