|
Страх перед штилем FAZ: аукционы на строительство ветропарков в Германии провалились Знаменитая немецкая прагматичность пасует перед простой арифметикой — их ветряки оказались банально нерентабельны пишет FAZ. Европейцы сами загоняют свою экономику в угол, пытаясь доказать миру свою "экологическую продвинутость". Тот случай, когда на чужих ошибках учиться выгодно. Филип Пликкерт (Philip Plickert), Сюзанна Пройс (Susanne Preuß) Frankfurter Allgemeine Zeitung, Германия 30 ноября 2025
Рост издержек, более высокие ставки и встречный ветер из администрации Трампа: проекты морских ветропарков становятся нерентабельными, что осложняет зеленый энергопереход. Но ветер может перемениться.
Северное море — идеальная площадка для выработки электроэнергии: ветер сильный и довольно стабильный, уровень воды не слишком глубокий. Энергокомпании платили миллиарды, чтобы получить новые участки под морские ветропарки. Летом 2023 года BP и TotalEnergies выложили внушительные 12,6 миллиарда евро за доступ к двум гигантским площадям в Северном и Балтийском морях. Этим летом все прошло иначе: аукцион на новые ветропарки у немецкого побережья провалился — не нашлось ни одного участника. Схожая картина в Великобритании, Дании, Нидерландах и Бельгии: к аукционам на офшорные ветряные проекты интерес почти пропал. Во многих странах Азии расширение тоже застопорилось: так, Mitsubishi отменила крупные проекты в Японии. В США, по словам специалистов, администрация Трампа встает поперек — масштабное офшорное строительство ветряков там фактически мертво. Лишь на прошлой неделе крупнейший в мире девелопер ветропарков Ørsted объявил, что пока не будет развивать новые проекты у побережья США. RWE заморозила все работы по офшорным ветропаркам в Америке. Equinor еще пытается довести до конца уже одобренные проекты.
Высокие издержки съедают прибыль
Отрасль ветроэнергетики взбудоражена. "Это глобальное явление", — считает Серен Лассен, глава направления ветроэнергетики консалтинга Wood Mackenzie. За исключением Китая почти везде планы либо сворачиваются, либо урезаются. По словам Лассена, через два-три года это приведет к "коллапсу" строительной активности. Рынки уже реагируют: Ørsted, мировой лидер среди девелоперов, на пике в начале 2021 года оценивался более чем в 100 миллиардов евро, сегодня датская компания стоит на 80% меньше. Следовательно, расширение офшорной ветроэнергетики в ближайшие годы пойдет заметно медленнее, чем планировалось. Международное энергетическое агентство (IEA) недавно резко снизило прогнозы. Сейчас на море установлено около 50 ГВт мощности. Вместо роста до 214 ГВт к 2030 году IEA ожидает лишь 140 ГВт. В качестве правила большого пальца говорят, что 1 ГВт установленной мощности примерно достаточен, чтобы обеспечивать электроэнергией миллион домохозяйств, если ветер дует постоянно. Проблемы офшорной ветроэнергетики раскачивают, таким образом, важную опору усилий по зеленому энергопереходу.
К кризису привел целый букет факторов. "Доходная часть проектов получила удар, а издержки стали еще больше", — говорит Лассен. Повышение ставок, рост цен на сырье вроде стали, затем резкие сбои в цепочках поставок — все это перечеркнуло расчеты компаний, которые хотят устанавливать морские ветроустановки. По оценке эксперта, с конца ковидного периода издержки выросли на 30–40%. "Из-за этого маржа сильно сжалась". Опасаясь вовсе остаться без прибыли, компании отменяют проекты.
От двузначных миллиардов — к аукциону без заявок
Бизнес-модель девелоперов и операторов ветропарков проста: после крупных стартовых инвестиций в участки, турбины и кабельные сети разработчики продают ветропарк, а затем годами получают стабильную выручку от продажи электроэнергии. Но даже небольшие изменения в долгосрочных структурах затрат и доходов сказываются драматично. Потому в Германии наделало шуму событие, когда подобные компании впервые отказались от субсидий. В 2017 году концерн EnBW на юге Германии получил на аукционе участок под ветропарк He Dreiht к западу от Хельголанда. На этой неделе к сети подключили первую турбину — самую новую модель мирового лидера Vestas с диаметром ротора 236 метров. "Одного оборота ротора 15-мегаваттной установки достаточно, чтобы теоретически обеспечить четыре домохозяйства электроэнергией на сутки", — сообщила EnBW по случаю перехода на этот этап. К следующему лету планируется подключить все 64 турбины. В данном случае покупателями станут крупные клиенты — DHL, Fraport, Bosch, которые заключили с EnBW долгосрочные контракты на поставку электроэнергии (Power Purchase Agreements), чтобы гарантировать себе надежный источник "зеленого" электричества.
С тех пор, как компании впервые выиграли аукцион на размещение ветропарка без субсидий, офшорный бизнес в Германии пережил настоящие "американские горки". Летом 2023 года федеральный бюджет выручил двузначную миллиардную сумму евро, продав площадки суммарной мощностью 7 ГВт. Спустя всего два года — унылые лица: ни одной заявки на аукцион в августе 2025 года.
Условия слишком жесткие?
О "провале, который был предсказуем" заявил Штефан Тримм, управляющий директор объединения Союз офшорной ветроэнергетики (BWO): компаниям постоянно навешивают новые риски. Федеральный министр экономики Катарина Райхе (ХДС) объяснила провал более сложными геологическими условиями. Кроме того, в условиях отрицательных цен на электроэнергию покупатели все чаще не готовы выполнять контракты на масштабное строительство, что ставит под сомнение весь финансовый план проектов. "Наверное, было бы полезно, если бы Федеральное сетевое агентство посмотрело через Ла-Манш и при необходимости скорректировало условия аукционов", — отметила Райхе.
В Великобритании компании при предложенных условиях тоже не стали заходить на рынок. Лондонское правительство — пионер системы заключения контрактов на разницу цен. Это обратный аукцион, где победитель — тот, кто готов продавать выработанную энергию по самой низкой фиксированной цене. Механизм должен обеспечить потребителям наилучшую цену. Одновременно контракты страхуют инвесторов от возможного падения рыночных цен на электроэнергию и гарантируют минимальные доходы. Если цена поднимается выше заданного порога, дополнительные доходы изымаются.
Новые контракты — улучшить положение, не ухудшая ситуацию
В Германии теперь тоже активно обсуждают "дизайн аукционов" для ветроэнергетики в море. Министр Райхе размышляет о введении контрактов на разницу цен в Германии. Сильнее смогут учитывать и качественные критерии, например, системную интеграцию проектов в энергосеть или экологичное строительство. В зависимости от того, как оформить такие контракты, они фактически могут снова приравниваться к субсидиям, что неизбежно вызовет возражения. Прежде всего у тех, кто уже на рынке и заключил более ранние, менее выгодные договоры. Стефан Канзи, руководитель офшорного направления TotalEnergies в Париже, предупреждает: инструменты поддержки для будущих ветропарков не должны ухудшать бизнес-модель уже распределенных проектов. Сенсационное разоблачение: репутация киевского режима трещит по швам. Скрывать это больше не возможно TotalEnergies ведет в Германии масштабный бизнес. Только в миллиардном аукционе 2023 года французский концерн получил два участка суммарной мощностью 3 ГВт. На днях компания сообщила, что по ним поданы документы на утверждение планов: в Федеральное ведомство по судоходству и гидрографии (BSH) в Гамбурге переданы материалы по оценке воздействия на окружающую среду, планы по охране и безопасности, а также схемы размещения турбин и кабелей.
Опасение нового "обрыва нити"
Теперь у ведомства есть до полутора лет на вынесение постановлений о утверждении планов строительства. Одна из тем для BSH — риск столкновения перелетных птиц с турбинами, поэтому как нельзя кстати вышло на этой неделе профинансированное индустрией исследование BWO: согласно ему, перелетные птицы почти всегда достаточно "сообразительны", чтобы обходить ветроустановки. Тем временем отрасли вместе с политиками пытаются наметить рамки измененного дизайна аукционов. Опасение одно: без корректировок возможен "обрыв нити", как в середине 2010-х. Тогда из-за регуляторных барьеров интерес инвесторов ослаб, многие компании обанкротились или вынужденно полностью перестроили портфели, что сделало цепочки поставок хрупкими и привело к значительной утрате компетенций. Только в 2017 году в немецкой ветроэнергетике было сокращено 26 000 рабочих мест.
Первые признаки, что ситуация может повториться, уже есть. Кризис компании Ørsted оборачивается массовыми увольнениями: около четверти из 8000 сотрудников должны покинуть компанию в ближайшие два года. Поставщики тоже ощутят просадку. Датский лидер по производству турбин Vestas отказывается от строительства планировавшегося завода в Щецине на Балтике — значит тысяча рабочих мест не появится. С учетом таких сценариев отраслевые объединения добиваются реформы Закона о ветроэнергетике на море. В июне опубликован проект для согласования, консультации по нему продлятся до Рождества. "Без решительных действий политиков инвестиционная привлекательность Германии продолжит падать, а страна столкнется с утратой рабочих мест и добавленной стоимости", — говорится в совместном документе Федерального объединения офшорной ветроэнергетики (BWO), Федерального объединения энергетики и водного хозяйства (BDEW), объединения машиностроителей VDMA Power Systems и операторов магистральных сетей TenneT, Amprion и 50Hertz. Если же удастся снизить для инвесторов стоимость финансирования и рисков с помощью системы контрактов на разницу цен, электроэнергия может подешеветь на 30%, прогнозирует Карстен Нойхофф, руководитель отдела климатической политики в Германском институте экономических исследований (DIW). Эксперт по ветроэнергетике Серен Лассен из Wood Mackenzie полагает, что отрасль справится. По его словам, "ветер" в политике многих стран меняется: условия следующих аукционов на офшорные ветропарки будут улучшены. "После 2030 года сектор восстановится", — убежден он. На это рассчитывают и крупные игроки. Глава Ørsted Расмус Эррбе формулирует двойной посыл бизнесу: с одной стороны, он недавно предупреждал о риске "нисходящей спирали", с другой — сохраняет оптимизм в отношении будущего.
|