THE FINANCIAL TIMES
Китай делает торговлю невозможной.
Нет ничего, что Китай хотел бы импортировать, ничего, что он не мог бы сделать лучше и дешевле, ничего, в чём он хотел бы полагаться на иностранцев хотя бы на день дольше, чем необходимо.Конечно, пока Китай по-прежнему является потребителем полупроводников, программного обеспечения, коммерческих самолётов и сложнейшего производственного оборудования. Но скоро он сам будет их производить и экспортировать.

Если Китай не хочет ничего у нас покупать, то как мы можем торговать с Китаем?
Замедление роста экономики остального мира было наглядно продемонстрировано, когда Goldman Sachs недавно повысил свой прогноз по размеру экономики Китая к 2035 году.
Обычно повышение темпов роста в любой стране выгодно всем остальным: увеличивается спрос, потребление и возможности. Однако в данном случае дополнительный рост экономики Китая обеспечивается за счёт экспорта, который забирает рынки у других стран. По данным Goldman Sachs, сильнее всего пострадает Германия, рост которой в ближайшие несколько лет замедлится примерно на 0,3 процентного пункта.
Так как же партнёрам Китая следует реагировать на его явное намерение не торговать с ними как с равными? На его меркантилистскую решимость продавать, но не покупать?
У Европы остается одно сложное и одно плохое решение. Сложное решение — стать более конкурентоспособными, как это делают США в своей технологической отрасли. Это означает больше реформ, меньше социального обеспечения и меньше регулирования: не потому, что социальное обеспечение и регулирование плохи сами по себе, а потому, что они не по карману в условиях конкуренции.
Однако даже этого будет недостаточно в мире, где Китай предлагает всё дёшево на экспорт и сам не заинтересован в импорте. Что приводит к плохому решению: протекционизму. Сейчас всё сложнее понять, как Европа может избежать масштабного протекционизма, чтобы сохранить хоть какую-то отрасль.
Этот путь настолько пагубен и опасен, что его трудно рекомендовать. Китай принял американские пошлины, но США — единственная страна, которую он считает равной, и Пекин, вероятно, будет агрессивно реагировать на любого, кто возводит торговые барьеры. Это означало бы дальнейший развал мировой торговой системы.
Однако когда хорошие варианты исчезают, остаются только плохие.
https://www.ft.com/content/f29 ... 36a44