Катастрофическая ошибка, которая будет преследовать мировую автомобильную промышленность еще десятилетия.
Как мировые автопроизводители ускоряют свой крах.В прошлом месяце Китай сообщил об экспорте 666 000 автомобилей. При таких темпах Поднебесная поставит почти 8 миллионов автомобилей в 2025 году, побив прошлогодний рекорд. И помните, в 2020 году Китай экспортировал всего миллион автомобилей. Это восьмикратный рост за пять лет!
Jetour Traveler в России — 3,66 млн рублей, в Китае — 160 тыс. юаней (1,65 млн рублей).
Китай не случайно стал крупнейшим в мире экспортёром автомобилей. Он убедил мировых автопроизводителей – практически всю отрасль – сделать то, что когда-то казалось немыслимым: экспортировать автомобили, произведённые китайскими совместными предприятиями, на мировые рынки, разделяя прибыль поровну с китайскими партнёрами.
В 1990-х условия сделки были простыми и жестокими. Хотите получить доступ к крупнейшему в мире автомобильному рынку? Вы создадите совместное предприятие с китайской компанией на паритетных началах. Вы отдадите половину прибыли. Вы передадите свои технологии. Хотите — соглашайтесь, хотите — нет.
И все этим воспользовались. GM, Ford, VW, BMW, Mercedes, Toyota, Honda, Nissan, Peugeot, Citroën, Hyundai, Kia – практически все крупные мировые автопроизводители выстроились в очередь, чтобы подписать эти соглашения. К 2000-м годам совместные предприятия с китайскими партнёрами контролировали около 90% китайского рынка легковых автомобилей.
Главный вопрос, который задавали некоторые из нас тогда: будут ли эти совместные предприятия когда-либо экспортировать продукцию ИЗ Китая?
Общее мнение было кристально ясным: ни в коем случае!
VW и другие мировые автопроизводители долгое время ревностно придерживались принципа отказа от экспорта продукции своих китайских совместных предприятий. Этот процесс завершился в 2020 году.
Сегодня мировые автопроизводители экспортируют из Китая рекордное количество автомобилей — миллионы. Вот статистика, которая не даст спать ни одному руководителю западной автомобильной отрасли:General Motors : в 2024 году из Китая экспортировано около 312 000 автомобилей. Chevrolet и Buick продаются в Мексике, Южной Америке и Юго-Восточной Азии, при этом все они делят 50% прибыли с китайскими партнёрами.
Ford : экспортировано более 170 000 автомобилей, что на 60% больше, чем годом ранее. Equator Sport, Mondeo — всё «сделано в Китае», все с разделом прибыли.
Hyundai: Только за первую половину 2025 года экспортировано 118 000 автомобилей.
Западные бренды платят китайским компаниям за производство своих автомобилей, отдавая им половину дохода и создавая зависимость, от которой нелегко избавиться.
Через сколько времени потребители спросят: почему я плачу больше за западный значок на по сути китайской машине?По мере снижения стоимости бренда рычаги давления полностью переходят к китайским производителям. В конце концов, они придут к выводу, что им больше не нужны западные партнёры. Зачем делить прибыль, если можно оставить её себе?
Схема ясна: сначала вы сотрудничаете с ними. Затем вы зависите от них. Наконец, они вас приобретают — или просто заменяют.
Мировые автопроизводители сделали выбор. Они предпочли квартальные результаты долгосрочной независимости. Они предпочли экономию контролю.
Никто не заставлял их экспортировать из Китая. Никто не заставлял их отдавать китайским партнёрам 50% мировой прибыли.
Китайские OEM-производители теперь обладают масштабами производства, технологиями, структурой затрат и растущей узнаваемостью бренда, что позволяет им конкурировать в любой точке мира.