Будет ли валюта у БРИКС? "Нови Стандард": создание валюты БРИКС спасет мир от доминирования доллара На мировых рынках все ощутимее становится тенденция к дедолларизации, особенно в связи с угрозами Трампа ввести высокие пошлины, пишет НС. Потенциально создание валюты БРИКС позволила бы членам объединения упрочить свою экономическую независимость. Но решатся ли страны на столь серьезный шаг? Деян Йовович (Dejan Jovović) Нови Стандард, Сербия 01 июля 2025
Первоначально объединение БРИКС состояло из четырех стран: Бразилии, России, Индии и Китая — и называлось БРИК, а потом после присоединения в 2010 году Южно-Африканской Республики название сменилось на БРИКС. С 2025 года в организацию входят десять стран: Бразилия, Россия, Индия, Китай, Южная Африка, Египет, Эфиопия, Индонезия, Иран и Объединенные Арабские Эмираты. На саммите БРИКС в 2023 году шесть государств приглашены стать членами: Аргентина, Египет, Эфиопия, Иран, Саудовская Аравия и Объединенные Арабские Эмираты. Все эти страны, за исключением Аргентины и Саудовской Аравии, официально присоединились к БРИКС в январе 2024 года, а Индонезия в 2025 году стала десятым полноправным членом объединения. Кроме того, на саммите БРИКС в 2024 году 13 государств получили статус партнеров объединения, не являясь пока полноправными членами: Алжир, Белоруссия, Боливия, Куба, Казахстан, Малайзия, Нигерия, Таиланд, Турция, Уганда, Вьетнам и Узбекистан. Расширенную группу из десяти стран, полноправных членов, иногда называют БРИКС+, хотя официально название БРИКС не менялось. Сегодня доля государств БРИКС в мировом номинальном ВВП превышает 37%, и в них проживает 46% мирового населения. Экономический рост этих стран составляет около 4,4% в год, что значительно превышает темпы роста (более чем вдвое) экономик богатейших стран "Большой семерки". Объемы торговли между государствами БРИКС в 2024 году достигли почти 678 миллиардов долларов. При этом за последние десять лет мировая торговля росла на три процента в год, а торговля между странами БРИКС и остальным миром росла на 2,9% в год. Внутри же блока рост составил 10,7% в год. Кроме того, участие все большего числа государств Азии, Африки и Латинской Америки в торгово-экономическом сотрудничестве значительно повышает статус и авторитет государств БРИКС как представителей голоса глобального Юга и Востока.
Вопрос валюты
На встречах объединения БРИКС не раз велись дискуссии о создании новой резервной валюты, которая поддержала бы корзины валют стран-членов. Потенциально валюта БРИКС позволила бы этим странам упрочить свою экономическую независимость в борьбе с существующей международной финансовой системой, в которой традиционно доминирует американский доллар. На него сейчас приходится около 90% валютной торговли. До недавнего времени почти 100% торговли нефтью велось в американских долларах. Однако в 2023 году одна пятая торговли нефти якобы велась посредством других валют. Главную роль в этом играет торговая война между США и Китаем, а также американские санкции против Китая и Российской Федерации. Если государства БРИКС создадут новую резервную валюту, то, скорее всего, это нанесет удар по американскому доллару. Спрос на него снизится, и это явление уже получило название — дедолларизация. Это, в свою очередь, повлечет последствия для экономики Соединенных Штатов Америки и мира.
Дедолларизация — понятие, которое часто фигурирует в дискуссиях о мировой экономике и означает процесс ограничения использования американского доллара в международной торговле, финансовых резервах и экономических трансакциях. Тема стала особенно актуальной из-за усиления геополитической напряженности и все большей роли стран-членов БРИКС, которые предлагают альтернативные системы для снижения зависимости от доллара. Однако идея о том, что дедолларизация прекратит доминирование доллара, значительно преувеличена. Нет никакой точной даты введения новой валюты БРИКС. Но лидеры стран-членов детально обсудили эту возможность. Так, по итогам переговоров о новой валюте на 14-м саммите БРИКС, состоявшемся в середине 2022 года, российский президент Владимир Путин заявил, что государства БРИКС планируют создать "новую международную валюту" и готовы открыто сотрудничать со всеми партнерами в честной торговле. В апреле 2023 года бразильский президент Лула да Силва поддержал идею о валюте БРИКС, сказав следующее: "Почему бы органам, таким как банк БРИКС, не получить валюту для финансирования торговых отношений между Бразилией и Китаем, Бразилией и всеми остальными странами БРИКС? Кто решил, что доллар будет (торговой) валютой после прекращения его золотого паритета?" Накануне саммита БРИКС в августе прошлого года ходили слухи, что вот-вот будет объявлено о создании валюты БРИКС. Однако этого не произошло. "Создание альтернативы доллару — это среднесрочная и долгосрочная перспектива. Сейчас нет предложений о создании валюты БРИКС", — сказала тогда Лесли Масдорп, финансовый директор Нового банка развития БРИКС.
Долгосрочный план
На саммите БРИКС в 2024 году российский президент Владимир Путин появился на подиуме, держа в руках то, что выглядело как прототип будущей банкноты БРИКС. Но первоначальная риторика, когда все чаще звучали призывы к дедолларизации, сменилась другой, и было заявлено, что цель государств БРИКС заключается не в том, чтобы удалиться от платформы SWIFT, в которой доминирует американский доллар, а предотвратить "вооружение" американского доллара развитием альтернативных систем для использования местных валют в финансовых трансакциях между государствами БРИКС и с торговыми партнерами. "Мы не отвергаем, не боремся с долларом, но если нам не позволят с ним работать, что мы можем сделать? Тогда мы должны искать другие альтернативы, и именно этим мы занимаемся", — заявил тогда Владимир Путин.
Новый президент Соединенных Штатов Америки Дональд Трамп, не колеблясь, сделал акцент на американский протекционизм своими планами ввести пошлины на импортные товары в этом году. На первых предвыборных дебатах в США десятого сентября прошлого года Дональд Трамп повторил свое обещание наказать государства БРИКС огромным пошлинами в случае, если они попытаются отказаться от американского доллара как от мировой валюты. В начале декабря прошлого года Дональд Трамп еще более сурово пригрозил государствам БРИКС в социальной сети Truth Social. "Мы требуем, чтобы эти страны обещали не создавать новую валюту БРИКС и не поддерживали никакую другую валюту, которая заменила бы сильный американский доллар, а иначе они столкнутся со стопроцентными пошлинами и могут забыть о торговле с американской экономикой", — написал он тогда. В ответ на требование Дональд Трамп "обязать" государства БРИКС не оспаривать превосходство американского доллара, пресс-секретарь Кремля Дмитрий Песков ответил: "Все больше стран переходят на национальные валюты во внешнеторговой деятельности. Если США применят силу, как они говорят, экономическую силу, чтобы заставить страны использовать доллар, это только усилит тенденцию к переходу на национальные валюты (в международной торговле).
Возможный переход к новой валюте БРИКС может значительно повлиять на американскую экономику и инвесторов в ней. Больше всего, по мнению аналитиков, могут пострадать следующие сектора и отрасли: нефть и газ, банковский сектор и финансы, международная торговля, технологии, туризм, а также валютный рынок. Новая валюта БРИКС также создала бы новые торговые партнерства, изменила бы соотношение валют и увеличила бы волатильность рынка, требуя от инвесторов адаптировать свои стратегии соответствующим образом.
Финансовые вызовы
У государств БРИКС есть масса причин для создания новой валюты, включая недавние глобальные финансовые вызовы и агрессивную внешнюю политику Соединенных Штатов Америки. Они хотят больше служить своим собственным экономическим интересам и в то же время снижать мировую зависимость от американского доллара и евро. Новая валюта может принести государствам БРИКС много преимуществ, в том числе сделать более эффективными трансграничные трансакции и повысить финансовую инклюзию. Благодаря использованию блокчейн-технологий, цифровых валют и "смарт-контракты" новая валюта может революционным образом изменить мировую финансовую систему. Более эффективные трансграничные расчеты могут укрепить торговлю и кономическую интеграцию между государствами БРИКС и шире.
Новая валюта БРИКС также ослабит влияние США на мировой арене, снизит авторитет американского доллара как мировой резервной валюты, стимулирует другие страны формировать союзы для развития региональных валют, снизит риски, сопряженные с нестабильностью в мире из-за односторонних мер. Но у государств БРИКС все еще нет особой цифровой валюты, но развивается система БРИКС, основанная на блокчейне. Многосторонняя платежная платформа, так называемая The BRICS Bridge, соединит финансовые системы стран-членов, используя "платежные пути" для расчетов в цифровых валютах центральных банков. Это услуга позволит компаниям принимать и обрабатывать различные формы электронных платежей от клиентов, такие как кредитные карты, дебетовые карты и цифровые кошельки, выступая в качестве безопасного моста между продавцом и платежным процессором. Запланированная система станет альтернативной нынешней международной платежной платформе SWIFT, где доминирует американский доллар. Создание независимой платежной системы БРИКС, которая основывалась бы на самых современных инструментах, такие как цифровые технологии и блокчейн, — важная цель на будущее. Главное — сделать ее удобной для правительств, рядовых граждан и предприятий, а также эффективной и свободной от политики.
Еще одна цифровая система трансграничных платежей, которая будет альтернативой доллару, это проект mBridge, который разрабатывается в рамках сотрудничества между Управлением денежного обращения Гонконга, Банком Таиланда, Институтом цифровых валют Народного банка Китая и Центральным банком Объединенных Арабских Эмиратов. Саудовская Аравия также недавно решила присоединиться к проекту. Цифровые валюты центральных банков, которые торгуются на платформе, будут обеспечены золотом и местными валютами стран-членов БРИКС. Хотя российский президент Владимир Путин ранее предложил надежные стандарты, такие как золото или нефть, но, скорее всего, новая валюта будет обеспечена корзиной валют блока. Однако в этой корзине, что вполне вероятно, может оказаться и золото.
Известный американский специалист по экономике Джимми Рикардс рассказал, как может функционировать валюта БРИКС, обеспеченная золотом. Он предположил, что если единица валюты БРИКС будет стоить одну унцию золота (31,103 г), а цена золота вырастет до трех тысяч и более за унцию, то единица валюты БРИКС стоила бы три тысячи американских долларов, а доллар потерял бы стоимость по сравнению с валютой БРИКС, измеряемой по весу золота. Но важно напомнить, что он не рассматривает это как новый золотой стандарт или конец американского доллара или евро.
С третьего квартала 2024 года общие золотые резервы центральных банков первых членов БРИКС плюс Египта (единственная страна из пяти новых членов, которая располагает золотыми резервами Центробанка) достигали 20% всего золота, которое лежит в мировых центральных банках. Россия, Индия и Китай входят в десятку мировых лидеров по золотым запасам центральных банков. Резервы России в золоте составляют 2335,85 тонн, что ставит ее на пятое место по золотым резервам центральных банков. Китай стоит на шестом месте с 2264,3 тонн золота, а Индия занимает восьмое место с 853,6 тоннами. Золотые запасы центральных банков Бразилии и Южно-Африканской Республики намного меньше (129,6 и 125,4 тонн соответственно). Золотые резервы нового члена БРИКС Египта невелики — 126,8 тонн.
XVI саммит БРИКС. Заседание глав делегаций стран БРИКС в расширенном составе
Доминирование доллара Американский доллар занял доминирующую позицию после Второй мировой войны благодаря Бреттон-Вудскому договору 1944 года, который утвердил доллар в качестве мировой резервной валюты с золотым стандартом. На протяжении десятилетий американский доллар бесконкурентно доминировал, оставаясь ведущей мировой резервной валютой, в том числе после краха Бреттон-Вудской монетарной системы 15 августа 1971 года, когда был отменен золотой стандарт, то есть доллар был привязан к золоту. По данным Федеральной резервной системы США, с 1999 по 2019 год доллар использовался в 96% международных торговых расчетов в США, в 74% в Азиатско-Тихоокеанском регионе и в 79% в остальном мире. По данным Атлантического совета, американский доллар используется приблизительно в 88% валютных трансакций и образует 59% всех валютных резервов центробанков мира. Благодаря своему статусу доллар чаще всего используется для конвертации и в качестве референтного инструмента на валютном рынке, и почти все центральные банки мира держат доллары. Кроме того, доллар используется для торговли нефтью. Хотя доля доллара сократилась из-за роста популярности евро и йены, доллар по-прежнему остается наиболее распространенной валютой, а за ним следует евро, йена, фунт и юань. Возможное влияние новой валюты БРИКС на американский доллар остается неизвестным, и эксперты обсуждают ее способность оспорить доминирование доллара. Однако если бы новая валюта БРИКС стабилизировалась по отношению к доллару, это может ослабить воздействие американских санкций, что повлечет дальнейшее падение доллара. Также возможен экономический кризис, который ударил бы по американским домохозяйствам. Кроме того, эта новая валюта способна ускорить процесс дедолларизации. Государства по всему миру ищут альтернативу американскому доллару, и пример подают Китай и Россия, которые торгуют в собственных валютах, а такие страны, как Индия, Кения и Малайзия, выступают за дедолларизацию или подписание с другими странами договоров о торговле в местных валютах.
Хотя неясно, подтолкнет ли появление валюты БРИКС к созданию других альтернатив американскому доллару, вероятность оспаривания доминирования доллара в качестве резервной валюты сохраняется. По мере того как государства продолжили бы диверсифицировать свои резервные фонды, американский доллар мог бы столкнуться с растущей конкуренцией развивающихся валют, что потенциально может изменить равновесие сил на глобальных рынках.
Правда, в исследовании Центра геоэкономики Атлантического совета, опубликованном в июне 2024 года, говорится, что доллар все еще трудно свалить с трона и лишить его статуса главной мировой резервной валюты. Доллар "продолжает доминировать среди резервных валют, в торговых расчетах и валютных трансакциях по всему миру, и его роль в качестве основной мировой резервной валюты неоспорима в краткосрочной и среднесрочной перспективе". В принципе влияние новой валюты БРИКС на американский доллар будет зависеть от того, как ее встретят и насколько она будет стабильной.
Возможность дедолларизации
В последние месяцы на мировых рынках все ощутимее тенденция к дедолларизации, особенно в связи с угрозами Трампа ввести высокие пошлины. Азия под предводительством Китая все решительнее отходит от американского доллара.Курс доллара в этом году упал на десять процентов по отношению к корзине основных мировых валют, что ясно указывает на утрату им мощи, и все чаще встает вопрос, неужели это начало конца американской финансовой империи?
Если говорить о доле отдельных валют (без включения золота), то доллар остается доминантной резервной валютой с 58-процентной долей, а доля евро, который стоит на втором месте, достигает всего 20%. Разрыв большой. Однако доля доллара еще десять лет назад равнялась 65%, а в начале XXI века превышала 70%. Продолжительное падение доллара лучше всего подтверждает тот факт, что с 1971 года до настоящего момента он потерял более 86,5% своей реальной стоимости. Именно поэтому многие государства, выступающие за дедолларизацию, выражают недовольство тем, что за свою нефть они получают американские доллары, которые все больше теряют покупательную способность — "ничего не стоящая бумажка", как они говорят (поэтому в последнее время при торговле и расчетах за нефть все часто появляется "нефте-юань"). Напротив, золото с 70-х годов превратилось в ключевой инструмент торговли на рынке драгоценных металлов, и его стоимость постоянно растет. Совокупно стоимость золота сегодня значительно больше, чем полвека назад. Основная причина в том, что золото рассматривается как надежная защита от высокой инфляции. История подтвердила, что золото — один из самых надежных и эффективных способов сохранить стоимость своих активов в долгосрочной перспективе. Некоторые финансовые аналитики отсылали к моменту создания евро в 1999 году, тем самым доказывая, что валюта БРИКС возможна. Но дело требует многолетней подготовки, создания нового центрального банка и договора между государствами блока о постепенном отказе от собственных суверенных валют. Скорее всего, потребовалась бы и поддержка Международного валютного фонда, чтобы валюта БРИКС добилась успеха на международном уровне. Китай намерен усиливать влияние юаня в мире. Также есть большой разрыв в экономических возможностях Китая и других государств БРИКС, а это немаловажное препятствие, которое необходимо будет преодолеть.
Недавно представители правительства Бразилии, которая приняла председательство в объединении БРИКС в 2025 году, в преддверии саммита БРИКС 7 — 8 июля, который состоится в Рио-де-Жанейро, заявили, что в настоящее время не планируют предпринимать существенных шагов для создания валюты БРИКС. Ожидается, что на предстоящем саммите участники сосредоточатся на экономических и монетарных вопросах, таких как интеграция экономик БРИКС в мировую экономику, расширение торговли и инвестиций между странами-членами и стратегии укрепления развивающихся экономик. Особый акцент будет сделан на снижении зависимости от американского доллара в международной торговле, а не на создании новой валюты БРИКС. Меры для снижения зависимости от американского доллара принимаются уже давно, и системы международных платежей, в том числе с использованием технологии блокчейн, — это актуальная тема, которая обсуждается детально. Хотя нет уверенности, что резервная валюта БРИКС когда-нибудь появится, ее создание очень повлияло бы на мировую экономику и поставило бы под вопрос доминирование американского доллара в качестве основной резервной валюты. Если блок в конце концов создаст такую валюту, будет важно отслеживать ее влияние на экономики стран-членов БРИКС и ни мировой рынок.
Автор — научный советник, эксперт по международным финансам и член Научного общества экономистов Сербии.
|