Новый лучший истребитель России: пять особенностей, благодаря которым обновленный Су-57М1 значительно превосходит оригинал MWM: пять особенностей обновленного Су-57М1 сделали его лучшим истребителем Новый, глубоко модернизированный вариант истребителя Су-57М1 поступит на вооружение в Воздушно-космические силы России до конца 2026 года, пишет MWM. Он будет действовать совершенно иначе, чем другие истребители пятого поколения. Military Watch Magazine, США 18 июня 2025
После разработки нового, глубоко модернизированного варианта единственного в России класса истребителей пятого поколения Су-57М1, многочисленные источники отметили, что новинка поступит на вооружение в Воздушно-космические силы России до конца 2026 года. Вполне вероятно, что производство начнется к началу 2026 года, поскольку мощности авиационного завода в Комсомольске-на-Амуре переключатся с базового Су-57 на новый вариант. Производство Су-57 стремительно растет, а новые мощности открылись в августе 2024 года специально для увеличения выпуска, и ожидается, что новым вариантом Су-57М1 будет укомплектована значительная часть истребительных подразделений ВКС России — возможно, более трети парка. Таким образом новый вариант Су-57 открывает значительные возможности не только для собственно российской авиации, но и для истребительных флотов возможных иностранных операторов, включая Алжир, Индию, Вьетнам и КНДР.
Ниже приводится оценка пяти наиболее выдающихся характеристик самолета, которые делают его гораздо эффективнее базового Су-57:
Двигатель АЛ-51Ф
Истребители Су-57, поступившие на вооружение с конца 2020 года, оснащались двигателями АЛ-41Ф-1 — вариантами АЛ-41Ф-1С, которыми комплектуются истребители поколения “4++” Су-35. АЛ-41Ф-1 представляет собой дальнейшее развитие советского АЛ-31Ф, который был принят на вооружение в 1984 году для оснащения истребителей завоевания превосходства в воздухе Су-27. Впоследствии он был значительно улучшен за счет внедрения ряда технологий, разработанных для основного двигателя отмененной программы истребителя пятого поколения МиГ 1.42. Однако по производительности и эффективности он, тем не менее, уступает двигателю самого старого истребителя пятого поколения — F119, установленному на американском F-22, не говоря уже о более современном F135, которым комплектуются F-35, или WS-15 с китайского J-20.
После долгих задержек Су-57М1 получит АЛ-51Ф-1 — первый двигатель, разработанный в России для истребителя с чистого листа более чем за 40 лет. Двигатель значительно улучшит все летные характеристики истребителя, повысит его скрытность и снизит эксплуатационные расходы и потребности в обслуживании, одновременно увеличив мощность, доступную для бортовых подсистем, включая радары. Ожидается, что новые двигатели обеспечат Су-57М1 более высокий уровень тяги, чем у любых конкурентов, кроме разве что J-20.
Переработанный планер с упором на малозаметность и скорость
Ожидается, что Су-57М1 будет сильно отличаться от базового варианта даже зрительно из-за значительных изменений, внесенных в конструкцию планера. В частности, было подтверждено, что корпус был расширен для обеспечения большей аэродинамической подъемной силы и устойчивости на сверхзвуковых скоростях. Поскольку ряд неподтвержденных сообщений указывают на то, что двигатели АЛ-51Ф позволят Су-57М1 совершать полеты с крейсерской скоростью выше 2 Маха без использования форсажной камеры, есть основания предполагать, что этими же соображениями продиктованы и изменения в планере. Ожидается, что они сполна раскроют улучшенный потенциал летных характеристик, заложенный в АЛ-51Ф. Кроме того, его плоский фюзеляж и внутренние отсеки вооружения повышают скрытность за счет уменьшения поперечного сечения радара
Новый радар и помощник на основе искусственного интеллекта
Су-57 первым из российских истребителей получил радар с активной электронно-сканирующей решеткой (АФАР) в носовом обтекателе и на сегодняшний день остается единственным с данным конструктивным решением. Хотя о бортовом радаре Н036 известно немного, Су-57М1 получит более совершенный базовый датчик. За годы задержек при разработке и вводе в эксплуатацию Су-57 радиолокационные технологии могли шагнуть достаточно далеко вперед, чтобы заменить Н036 на борту самого эффективного российского истребителя его преемником.
На разработку нового радара также мог повлиять опыт эксплуатации Су-57 на украинском театре военных действий, где, как считается, картографирование местности и радиоэлектронная борьба имели решающее значение для его основных функций — нанесения точных ударов и подавления противовоздушной обороны противника. Что характерно, главный конкурент Су-57 F-35 также перешел с AN/APG-81 на гораздо более сложный радар AN/APG-85, который также потребовал перепроектирования фюзеляжа из-за увеличенных габаритов нового радара.
Наряду с новым радаром, Су-57 также получит бортовые системы с поддержкой ИИ, предназначенные для скорейшей инициализации системы нажатием одной кнопки, что упростит предполетные проверки и повысит боеготовность. Дальнейшие улучшения в комплекте авионики самолета пока неизвестны.
Новая нашлемная система наведения
В декабре 2024 года российские СМИ представили новую нашлемную систему наведения, разработанную специально для Су-57. По-видимому, по возможностям она схожа с системами, которые давно используются на китайских истребителях J-20 и американских F-35. Она выводит ключевую информацию — включая данные полета и целеуказания — непосредственно на стекло защитного забрала, обеспечивая гораздо более полное представление об оперативной обстановке. Ожидается, что это сократит ключевой разрыв в производительности с J-20 и F-35.
Однако основным недостатком нашлемной системы остается отсутствие у Су-57 электронно-оптической система с распределенной апертурой, уникальной для F-35 и китайских J-20 и FC-31. Она позволяет пилотам видеть “сквозь” самолет, используя шлемы в сочетании с комплексом оптических датчиков, а также предупреждает о приближающихся угрозах. Однако Су-57 отчасти компенсирует это уникальным набором из пяти радаров с АФАР, рассредоточенных по всему корпусу. Хотя новая нашлемная система наведения не заявлялась как уникальная для варианта Су-57М1, ее ввод в эксплуатацию, по-видимому, все же совпадет с поступлением нового самолета на вооружение.
Ракета большой дальности “Изделие 810”
В ходе боевых действий на украинском театре военных действий Су-57, как было подтверждено, использовал для поражения целей самую дальнобойную российскую ракету класса “воздух – воздух” Р-37М. Ракета сочетает в себе непревзойденную скорость 6 Махов, дальность поражения 400 километров и несет массивную боеголовку весом 60 килограммов, что было доказано высокой эффективностью в бою.
Изначально ракета разрабатывалась для гораздо более крупного и скоростного перехватчика МиГ-31 с гораздо более высоким потолком, и ее вес не только отрицательным образом сказывался на летных характеристиках Су-57, но и ставил под угрозу его малозаметность из-за невозможности размещения во внутренних отсеках вооружения самолета. Таким образом “Изделие 810” разрабатывалась как миниатюрная версия Р-37М, которая уместится во внутренних отсеках Су-57. Ожидается, что ее ввод в эксплуатацию практически совпадет с запуском самого Су-57М1, обеспечив ему самую большую дальность поражения в воздушном бою аналогов своего поколения.
Ракета способна поражать истребители противника, но подходит и для обезвреживания самолетов поддержки — включая заправщики и самолеты дальнего радиолокационного обнаружения, а также тяжелые бомбардировщики, – на больших расстояниях. При этом немаловажным обстоятельством остается то, что ракета будет нести сравнительно небольшой радар и уступать по дальности своему гораздо более тяжелому предшественнику. Однако возможность наносить удары “воздух – воздух” на очень большой дальности с малозаметного истребителя может стать особенно мощным сочетанием и позволит Су-57 действовать совершенно иначе, чем другие истребители своего поколения — в том числе наносить внезапные и молниеносные удары по ценным самолетам поддержки противника.
|