Цифровизация - дело государственноеВо время просмотра отчёта Мишустина Государственной Думе ухо зацепилось за слова о формировании "единого цифрового пространства на всей территории России". Цитирую приблизительно, но смысл тут в том, что создаётся такая система, которая позволит практически из любой точки России получать любые документы и информацию. Что не только сделает нашу жизнь удобнее, но ещё и значительно повысит качество управления, поскольку о состоянии дел на местах высокое начальство сможет узнавать практически в режиме реального времени, значительно сократив влияние бюрократических препонов и человеческого фактора. В идеале не нужно будет "жаловаться Царю на бояр нерадивых", поскольку Царь и так будет всё знать.
Такая система будет хороша не только для госуправления, но и для обычных граждан, поскольку все процессы ускорятся, а нахождение не в регионе проживания перестанет быть проблемой для получения документов, государственных услуг, а также ведения бизнеса.
Но данная статья пишется вовсе не о о плюсах такой системы, и не дифирамбов власти ради. Вспомнилась мне, так сказать "заря цифровизации", когда различные учреждения вводили у себя электронный документооборот. Тогда буквально каждая организация или её подразделение нанимало программистов, чтобы те сделали им свою, совершенно особенную и очень удобную программку для электронного учёта и документооборота. И надо сказать, что у многих это получалось - работа заметно ускорялась и упрощалась.
Но затем государство прекратило эту вольницу и повелело всем переходить на единые программы, утверждённые в Москве. Тогда было очень много недовольных этим решением (автор был одним из них), поскольку переход сопровождался массовыми глюками, отказами системы и прочими неприятными эффектами, что резко затруднило работу. А на исправление всех этих багов уходило очень много времени, поскольку программисты находились в Москве, и до них ещё требовалось дозвониться. К тому же они явно были нарасхват и оперативно решать проблемы не могли.
Фактически в тот момент стало как бы не хуже, чем даже до введения всех этих электронных новшеств. Иногда приходилось ждать документы и решения неделями. А очереди в учреждениях стали просто огромными и порою там кипели нешуточные страсти. Такие проблемы (а следовательно и недовольство) лично я наблюдал в Налоговой, в Пенсионном фонде, в ФСС, в Росреестре, в поликлиниках, и даже на станции переливания крови.
Какими только словами не кастили посетители и сотрудники данных организаций московское руководство, обвиняя его и в полном наплевательстве на интересы людей, и в профнепригодности, и даже в продвижении своих шкурных интересов, намекая на откаты.
Но прошло время и систему удалось отладить, после чего она стала работать без серьёзных сбоев. Очереди исчезли, вопросы стали решаться вполне оперативно, а сотрудники вновь стали улыбчивыми и вежливыми.
Ну а теперь давайте представим, что государство ничего этого не сделало и разрешило использовать каждой бюджетной организации свою собственную, индивидуальную программу. Да, это бы полностью исключило проблемы переходного периода. Но тогда было бы крайне проблематично объединить все эти многочисленные программы в единую государственную систему, поскольку в Магадане была бы одна программа, в Вологде - другая, в Москве - третья, в Новосибирске - четвёртая, а в Астрахани - пятая. И так фактически в каждом городе.
А у программ часто встречается такое свойство, как несовместимость. Или же документы из одной программ плохо читаются в другой. Потому велика вероятность того, что в Магадане бы просто не поняли, что такое им прислали из Вологды, а в Астрахани - понимали вологодские документы, но не могли прочитать ярославские, и приходилось бы пересылать их через Хабаровск, чтобы прочитать. Такая разнородная система просто обязана быть богатой на сбои, баги и прочите прелести конфликтующего программного обеспечения.
Да, эту проблему можно было бы решить, но сколько времени и сил для этого потребовалось? К тому же если программ неисчислимое количество, то вероятность возникновения проблем при их взаимодействии неисчислимо выше, чем при использовании единой программы. И опять же - если к программе есть доступ на местах, то что помешает местному руководству подправить данные, если это станет им очень нужно? Как говорится, если нельзя, но очень хочется - то можно.
Потому власти приняли вполне логичное и обоснованное решение - строить информационную систему государства на основе единой программы, что позволяет не только избегать многочисленных сбоев, но и контролировать эту систему из центра, без опасения, что в неё влезут шаловливые ручки хитровыделанных аборигенов.
Да, обоснованность многих решений власти мы понимаем только спустя значительное время, особенно если эти решения принесли нам временные неудобства.
https://dzen.ru/a/Zg1L3gStdRWli9Fi