
Диман
[q первично.[/quote]
В.Л.Динец
Естественный отбор и борьба за существование как определяющие факторы истории и эволюции религий
Предварительное исследование
1990
English version
Resonn is rebel to God.
Разум - бунт против Бога.
Дж. Чосер. Кентерберийские рассказы
Знакомство с историей человечества за последние пять тысяч лет раскрывает перед нами динамичный процесс внезапного, на протяжении жизни одного-двух поколений, появления, распространения и исчезновения религий, на первый взгляд, не объяснимого никакими естественными причинами. Одна и та же религия может за несколько десятков лет покорить умы сотен тысяч людей, а потом столь же быстро уступить место другой, подчас резко отличающейся по идеологии; может легко утвердиться в одной стране, но не иметь успеха в соседней. Естественно желание исследователя установить основные закономерности этого процесса и его внутренние механизмы. Попытаемся использовать для этого терминологию эволюционной теории, микробиологии и эпидемиологии. Такой, на первый взгляд, неожиданный подход оправдан существованием целого ряда аналогий, позволяющих рассматривать религию как своеобразный инфекционный агент. Некоторые из этих аналогий будут описаны ниже.
1. Микроэволюция религий.
Под микроэволюцией религии будем понимать процессы постепенного ее изменения на уровне отдельных носителей (человеческих индивидуумов).
1.1. Популяции и штаммы религий.
С раннего возраста до старости человек, живущий в религиозном обществе, впитывает моральные правила, мифологию, систему взглядов, свойственные данной религии. Этому процессу способствуют религиозные школы, различные обряды посвящения. Наиболее прочными, как правило, оказываются установки, воспринятые еще в детстве, на уровне подсознания. Подобным же образом новорожденный воспринимает из внешней среды микроорганизмы, формирующие, в частности, микробную среду кишечника.
Поскольку восприимчивость к различным штаммам микроорганизмов и параметры внутренней среды индивидуальны, у каждого человека микробная флора, например, пищеварительного тракта имеет свои особенности. Так и психологическая индивидуальность личности, на которую накладывается получаемая информация, приводит к тому, что в сознании любого верующего формируется собственный образ религии, отчасти уникальный. Обозначим его микробиологическим термином “штамм”. Для его формирования имеют значение также штаммы родителей, наставников и вообще совокупность штаммов людей, контактирующих с данным индивидуумом. В результате в каждой сколько-нибудь самостоятельной человеческой популяции любого уровня, будь то деревня, город или страна, формируется совокупность религиозных штаммов с рядом общих особенностей, отличная от соседних, которую также логично именовать религиозной популяцией.
1.2. Резистентность и толерантность. Вирулентность.
В условиях, когда верующий человек подвергается пропаганде другой религии, он, как правило, воспринимает ее негативно и даже агрессивно. В микробиологии устойчивость к заражению называется резистентностью. Нередко резистентность к одной инфекции зависит от наличия в организме другой или неинфекционного заболевания. Так, носители гена серповидноклеточной анемии невосприимчивы к малярии.
Для того, чтобы человек стал доступен заражению иной религией, т.е. приобрел свойство толерантности, необходимо наличие ряда условий, в частности, деградация его собственного штамма и высокая инфицирующая способность (вирулентность) новой религии. О том, какие причины определяют приобретение религиями таких свойств, и о том, как происходит смена веры, речь пойдет ниже.
2. Макроэволюция религий.
Под макроэволюцией будем понимать изменение свойств религиозных популяций в целом и процессы взаимовытеснеия религий.
2.1. Адаптация религии.
Религия в человеческой популяции может распространяться насильственно (например, при завоевании); либо естественно, с помощью одиночных носителей (проповедников) или при массовом контакте с другой популяцией. Во всех случаях происходит постепенный процесс приспособления религии к особенностям менталитета населения, обусловленным его этническим составом, исторической и экономической ситуацией, свойствами вытесняемых штаммов прежней веры и т.д. Возникает, по сути дела, новая религия. Любая из т.н. "мировых религий" существует в виде совокупности таких географических форм, которые можно назвать подвидами. Например, русская православная церовь существенно отличается от греческой практически с момента возникновения.
Этот процесс продолжается и после того, как религия становится общепринятой. Однако он неизбежно ослабевает по мере исчезновения других религий и искоренения инакомыслия, в связи с ослаблением конкуренции и прекращением отбора штаммов на вирулентность, который активно действовал при освоении новой среды. В результате на фоне затухания процесса адаптации нарастает новый процесс - деградация религии.
2.2. Деградация и пассивация религии.
Полностью подчинив себе общество, религия от поколения к поколению начинает терять вирулентность. В вирусологии потеря вирулентности при многократном перезаражении называется пассивацией. Кроме пассивации, деградация выражается в повышении числа мутаций (под мутациями будем понимать возникновение штаммов, воспринимаемых их носителями как новое учение). Непосредственными причинами деградации часто являются социальные факторы (например, моральное разложение священнослужителей или резкие изменения экономической структуры), превращение ее установок в догмы, стимулирующее людей с нонконформистским складом мышления к их переосмыслению и даже критическому анализу, и так далее. Однако деградация религии, ведущая к пассивации на основном ареале, может меньше сказываться на его периферии, где сохраняется конкуренция, или в районах экспансии. Так, католицизм, давно вступивший в фазу деградации в Европе, успешно распространялся в колониях.
Рост числа мутаций приводит к образованию сект и является распространенной (хотя и не единственной) причиной расколов. Секты представляют собой группы носителей мутировавших штаммов, воспринимающие себя как оппозицию тоталитарной государственной религии, как проповедников истины либо сторонников “возвращения к первоначальной вере”. Нередко сектантские религиозные популяции и вправду приближаются к предковой форме, хотя, как и в биоэволюции, полный возврат к пройденной стадии невозможен. Так, хотя большинство христианских сект провозглашает возвращение к идеям раннего христианства, ни одной из них не удалось полностью его скопировать.
Из эпидемиологии известно, что компактные группы активных носителей являются эффективными источниками эпидемических вспышек, подобных катострофической вспышке сифилиса в Европе XVI века, начавшейся с экипажа одной из каравелл Колумба. Такой же успех могут иметь и сектантские, реформаторские учения, первоначально распространяемые небольшой группой “апостолов”.
Мутации и секты являются одним из основных путей образования новых религий, наряду с гибридизацией и полиплоидизацией, о которых речь пойдет ниже.
Итак, деградация ведет, с одной стороны, к дроблению религии, с другой - к росту толерантности носителей, что делает социум предрасположенным к смене веры.
2.3. Смена веры. Экспансия. Психотропные свойства религии.
В нормальных условиях человек не может исповедовать две религии одновременно. Если такая ситуация распространена (как, например, в Римской Империи накануне принятия христианства или в сегодняшнем Китае), это говорит как о кризисе самого общества, так и о глубокой деградации его основных религий. В таких случаях социум становится легкой добычей любой новой, высоковирулентной религии. Но для экспансии религии, кроме высокой адаптированности к местным особенностям и к психологии местной популяции, могут иметь значение и другие ее свойства, в особенности психотропные.
Многие возбудители инфекций способны изменять поведение объектов заражения таким образом, чтобы повысить вероятность распространения инфекции. Наиболее известный пример - вирус бешенства, стимулирующий агрессивность у зараженных животных и затем распространяющийся при укусах. Подобным образом религии, стимулирующие нетерпимость и военную агрессивность либо проповедническую активность, оказываются более приспособленными к экспансии. Типичные случаи - ислам с его требованием священной войны-джихада и христианство с его институтом миссионерства.
Однако в других условиях те же свойства могут привести к проигрышу в конкурентной борьбе. Так, языческая религия викингов, поощрявшая военные походы и обещавшая допуск в дворец Одина лишь тем, кто пал с мечом в руках, привела их к контакту с христианством, быстро распространившимся в Скандинавии.
Есть и другие свойства, наличие которых повышает шансы религии по сравнению с конкурентами. Широко известны успехи раннего христианства, обусловленные его выгодностью для власть иущих в сочетании с ориентацией на психологию низших слоев общества, в особенности рабов. (Последующая адаптация сделала его более универсальным).
Наконец, существует и такое специфическое явление, как реликтовые религии.