Вот ваши итоги за 1 полугодие 2017 года
Цифры
http://newsep.com.ua/new/1016ИТОГИ РАБОТЫ ПРОМЫШЛЕННОСТИ УКРАИНЫ В I ПОЛУГОДИИ 2017 ГОДА
По информации Госстата, промышленное производство в июне 2017 года увеличилось по сравнению с маем на 0,5%, по сравнению с июнем 2016 года – на 3,3%
24/07/2017Моніторингові продукти
ИТОГИ РАБОТЫ ПРОМЫШЛЕННОСТИ УКРАИНЫ В I ПОЛУГОДИИ 2017 ГОДА
По итогам первого полугодия 2017 года объемы промышленного производства оставались на 0,4% меньшими, чем за аналогичный период предыдущего года. Если же взять более дальнюю ретроспективу – показатели 2017 года составляют всего 78,5% от объема промышленного производства 2013 года (в сопоставимых параметрах – без учета аннексированного Крыма и зоны АТО).
Рост по итогам шести месяцев в перерабатывающей промышленности на 3,6% не перекрыл заметного падения в добывающей (-6,0%) и топливно-энергетическом комплексе (-5,6% ).
Самый высокий рост продемонстрировала электронная промышленность, которая за два последних года нарастила производство на 24,6%, в том числе в первом полугодии 2017 года – на 15,8%. Но надо понимать – эта отрасль занимает в современной Украине далеко не те объемы, что четверть столетия назад : она практически неконкурентоспособна и вряд ли когда-нибудь сможет соревноваться с Китаем, Японией, Кореей, Германией, Францией и десятками других стран мира.
Из позитивов следует отметить продолжающийся второй год подряд рост в резиново-пластмассовой (совокупно – на 18,0%, в том числе в январе-июне 2017 года – на 7,6%), мебельной (16,7% и 10,3% соответственно), автомобилестроительной (15,3%, 10,2%), легкой (12,0%, 8,0%), машиностроительной (9,7%, 7,4%), пищевой (6,4%, 5,1%), деревообрабатывающей (4,7%, 3,9%) промышленности. Даже с учетом низкой базы сравнения – это уже определенная тенденция. Вместе с тем, рост разве что только в мебельной и деревообрабатывающей промышленности можно отнести к результатам про-активной политики государства (которое ввело запрет на экспорт необработанной древесины).
Часть отраслей, год назад показывавших неплохие перспективы, на фоне увеличенной базы сравнения начали «проседать». Среди таких следует отметить коксохимическую (-18,6% против прошлогодних +17,5%), угледобывающую (-11,2% против +4,6%), горно-металлургическую (-9,5% против +0,5%), металлургическую (-2,7% против +9,9%), фармацевтическую (0% против +6,7%) промышленность.
Хуже всего обстоят дела в ТЭК (за прошлогодними -0,5% последовало -5,6% в январе-июне 2017 года) и химической (-0,1% и -3,3% соответственно) промышленности.
В 9 из 25 регионов страны промышленное производство продолжало падать. Наиболее сложная ситуация наблюдается в Луганской (-25,0%) и Донецкой (-11,7%) областях. Кроме Донбасса, промышленное производство сократилось также в Черкасской (-4-4%), Днепропетровской (-3,6%), Черниговской (-3,5%), Закарпатской (-3,3%), Полтавской (-1,6%) и Сумской (-0,7%) областях, а также Киеве (-2,3%).
Далеко не все подотрасли промышленности, пережившей значительное падение, смогли даже с учетом низкой базы сравнения показать позитивную динамику.
- На фоне рассказов о необходимости наращивания объемов обеспечения сырьем отечественной металлургической отрасли ( пока конъюнктура внешних рынков более-менее благоприятна для нас) и борьбе за достижение энергетической независимости в январе-июне 2017 года на 4,4% сократилась добыча металлических руд, на 6,5% - железорудного неагломерированного концентрата, на 15,0% - агломерированного концентрата, на 9,4% - каменного угля, на 3,3% - сырой нефти. После решения Президента и Правительства о полной блокаде зоны АТО в силу наступившего дефицита начались перебои в работе тепловой генерации: объемы производства электроэнергии на ней сократились на 20,8%.
- Продолжает испытывать проблемы отечественная металлургия: выплавка стали в январе-июне сократилась на 9,7%, чугуна – на 21,1%, катанных и кованных полуфабрикатов – на 14,6%, полуфабрикатов, полученных непрерывным литьем – на 23,5%, проката черного металла – на 9,8%... С конца марта по третью декаду июля простоял Днепровский меткомбинат, который и до того работал на 25-30% своей мощности… Если еще четыре-пять лет назад Украина боролась и поочередно с Италией входила в десятку крупнейших производителей стали в мире, то по итогам июня 2017 года наша страна опустилась на 14 место, и отставание от десятой позиции не ликвидируемо в обозримой перспективе (-23,6% от месячной выплавки). При таких тенденциях (минус 0,1 млн. тонн в месяц) скоро пределом мечтаний будет – задержаться в двадцатке… В сегменте поддерживающей продукции «для металлургов» - тоже проблемы: производство прокатного оборудования сократилось на 56,3%, а конвертеров и литейных машин – на 68,6%!
- В сложном положении – химическая и коксохимическая отрасль. Производство кокса и коксопродуктов по сравнению с январем-июнем 2016 года сократилось на 23,0%, серной кислоты – на 8,6%, спирта неденатурированного – на 8,2%. Из-за непродуманной правительственной политики более трех месяцев простояли без дела отечественные производители минеральных удобрений – «Ровноазот», Черкасский и Северодонецкий «Азоты». Только в третьей декаде июня заработал химкомбинат в Черкассах. Ровноазот должен восстановить производство в ближайшее время, а Северодонецкий – не раньше августа (при благоприятном стечении обстоятельств)… Как едва живое оценивается состояние Одесского припортового завода, на который правительство анонсировало приход в результате прозрачного конкурса с участием глобальных химических компаний стратегического инвестора. По факту – два конкурса провалились из-за отсутствия претендентов, даже снижение стартовой цены вдвое ( с 500 до 250 млн. дол. США) не повысило интерес к ОПЗ, а ныне актуальной темой является попытка передать его хоть кому-нибудь в аренду… Предприятие попробовало в марте запуститься по давальческой схеме, но не продержалось и четыре месяца : 11 июля завод стал на неопределенное время по той же причине, что уже останавливался не раз (цена на производимый ОПЗ аммиак и карбамид продолжает дешеветь, а основное сырье – газ – дорожать). Тем временем долги предприятия только перед шестью основными контрагентами уже превысили 9,2 млрд. грн. (для сравнения - весь целостный имущественный комплекс ОПЗ оценен Правительством в 5,2 млрд. грн.).
- В кризисном состоянии находится автомобильная промышленность, состоящая пока еще формально из 8 автозаводов. За 6 месяцев производство легковых автомобилей выросло на 88,3% (3078 вместо 1635 штук год назад), автобусов – на 524,1% (337 против 54). Все объясняется крайне низкой базой сравнения: в прошлом году в январе-июне «Черкасский автобус» выпустил 45 единиц продукции, корпорация «Богдан» - 10, а «Черниговский автозавод» и «Часовоярский автобусный завод» - вообще не произвели ни одной машины, в то время как в поточном году выпустили 156, 56, 74 и 40 автобусов соответственно. Более 90% из 3078 легковых автомобилей, собранных за шесть месяцев, произвел закарпатский «Еврокар» (2785 штук; для сравнения – с конвейеров Volkswagen каждые сутки сходит 28,2 тысячи автомобилей, Toyota – 27,8 тысяч). С конвейера бывшего лидера отрасли – «АвтоЗАЗ» за январь-июнь выпущено 293 легковушки. Уже более полтора года не работает и скорее всего прекратит существование Бориспольский автозавод, в июне лишь пятью автобусами ограничился «Часовоярский автобусный завод». Крупные финансовые проблемы ожидают АвтоКрАЗ – по решению суда он должен выплатить только Фонду гарантирования вкладов более 2,1 млрд. грн.…
- На трех авиазаводах страны – продолжается прошлогодние затишье и застой (что уже не удивляет – в прошлом году общими усилиями выпустили за саудовское финансирование один демонстрационный образец Ан-132, который теперь вместе с более давними наработками Ан-148 и Ан-158 возят по авиасалонам как «перспективные проекты»). Разрабатывать новые модели самолетов, похоже, также не планируют : многолетний легендарный главный конструктор «Антонова» Д.Кива еще осенью прошлого года уволен и уехал вместе с группой коллег создавать авиастроительную отрасль Азербайджана, а сама должность «генеральный конструктор» - ликвидирована…
- Некогда мощная судостроительная отрасль постепенно превратилась в судоремонтную и судо-покрасочную.
- Даже в тех отраслях, где формально достигнут рост – тоже далеко не все однозначно.
- В легкой промышленности – зафиксировано сокращение производства шерстяной пряжи на 28,6%, костюмов, пиджаков, юбок, брюк, комбинезонов женских – на 8,2%, женских пальто и плащей – на 10,4%, свитеров и пуловеров – на 1,6%, обуви – на 8,1%.
- В пищевой промышленности – на 2,3% сократилось производство свежей и охлажденной свинины, на 24,1% - свежемороженного мяса птицы, на 5,0% - смесей соков фруктовых и овощных, на 4,6% - свежего сыра неферментированного, на 4,8% - йогуртов и сквашенного молока, на 7,5% - хлеба, на 2,4% - кондитерских изделий, на 0,4% - соусов, продуктов для их приготовления, приправ и пряностей, на 27,0% - спредов и жировых смесей, на 1,6% - молокосодержащих продуктов, на 21,7% - коньяков, на 19,8% - водки, на 2,0% - пива. При таких тенденциях пищепром не только не сможет расширять присутствие на внешних рынках, но вскоре начнет терять и собственный внутренний…
- Хватает проблем в отрасли стройматериалов: добыча известняка и известнякового камня (для изготовления цемента и извести) в январе-июне уменьшилась на 21,9%, производство стальных профилей – на 8,9%, сухих строительных смесей – на 1,6%, неогнеупорного кирпича – на 0,3%, элементы строительных конструкций из цемента, бетона и искусственного камня – на 5,0%, паркета – на 3,6%.
- В фармацевтической отрасли на 17,7% упало производство лекарственных средств, содержащих антибиотики, на 0,2% - препаратов на основе алкалоидов.
- Продолжается падение производства отдельных видов продукции в электронной, электромеханической и механической отрасли. По сравнению с январем-июнем прошлого года на 63,9% сократился выпуск полупроводниковых изделий, на 64,6% - инструментов автоматического управления и регулировки, на 29,3% - низкомощных и на 22,5% - среднемощных многофазных электродвигателей, на 12,7% - низкомощных включателей, на 2,2% - реле, на 39,6% - панелей цифрового управления, на 4,5% - изолированного провода, на 8,7% - кнопочных включателей-переключателей, на 29,6% - стиральных и сушильных машин, на 26,5% - дренажных и канализационных насосов, на 60,2% - карданных и коленчатых валов, на 35,5% - контрольно-кассовых, маркировочных и билетных аппаратов, на 7,7% - верстатов, на 9,7% - плугов, на 11,2% - машинного оборудования для сортировки, просеивания, промывания, дробления, на 9,7% - прицепов и полуприцепов и т.д..
Речь не идет о какой-то новой, трудоемкой, технологически неподъемной в условиях кризиса промышленной продукции – мы теряем объемы производства того, что выпускалось всего 12 месяцев назад, а его реализация давала людям рабочие места, а бюджету – налоговые поступления!
И это не предел – в ближайшее время во все бОльшей степени начнет проявляться эффект от блокады ОРДЛО. Недопоставки антрацита уменьшат производство электроэнергии. Уменьшение объемов производства кокса – даст сокращение металлургического производства, соответственно – меньше металла получат отечественные машиностроители и т.д. и т.п.
Над отечественной промышленностью дамокловым мечом висит ожидаемое повышение тарифов на железнодорожные перевозки (на них приходится почти 60% от всех объемов грузооборота). Отраслевые объединения промышленников призвали Правительство, «Укрзализныцю» и Мининфраструктуры к взвешенному подходу при формировании тарифной политики, которая должна учитывать возможности и реалии нынешней «экономики производства» в базовых отраслях. Адекватной реакции и конструктивного диалога пока не наблюдается…
В целом следует отметить – у последних Правительств нет четкого комплексного видения перспектив отечественной промышленности, первоочередных приоритетов, эффективных инструментов поддержки высоко- (пока еще) конкурентных сегментов промышленности. Идут постоянные заявления о государственной поддержке отечественного машиностроения. Но в практической плоскости не делается ровным счетом ничего.
- Создание экспортно-кредитного агентства отложено (в лучшем случае) до 2018 года.
- Не наблюдается подвижек для возобновления банковского кредитования и снижения его стоимости
- По части государственного / коммунального заказа также можно проследить реальное, а не декларируемое чиновниками отношение к вопросу поддержки отечественного товаропроизводителя. Свежий пример – при закупке трамваев для Киева местная власть при тендере на сумму 1,8 млрд. грн. отдала предпочтение польской «PESA», а не львовскому «Концерну «Электрон», сэкономив при этом ОДНУ ТЫСЯЧУ гривен (или по 25 гривен на каждом трамвае). На такой мизерной экономии отечественный госбюджет недополучит 400 МИЛЛИОНОВ гривен, а Киев своими бюджетными деньгами профинансирует рабочие места и налоги в Польше, а не для своей страны.