Итак,
список луноверов1. Я
и Путин.
2. Подгорный
3. Келдыш, президент академии наук
4. Леонов, космонавт
5. Феоктистов космонавт, инженер
6. Валентина Пономарёва, инж., стажер-космонавт
7. Богатиков, академик
8. Виктор Легостаев, академик, первый зам. ген. конструктора ракетно-космической корпорации «Энергия»
9. Назаров, доктор геолого-минералогических наук, зав.лабораторией метеоритики ГЕОХИ РАН
10. Мозжорин. Профессор, доктор технических наук, директор (июль 1961 — ноябрь 1990 гг) головного научного центра отечественной ракетно-космической промышленности — Центрального научно-исследовательского института машиностроения (ЦНИИмаш, до 1967 г — НИИ-88)
11. Мишин, академик, первый зам Королева и его преемник в должности Главного Конструктора. Официально руководил разработкой Н1-Л3 после смерти Королева.
12. Черток, академик, ученый-конструктор, зам. С.П.Королева. Позднее зам. генерального конструктора НПО «Энергия» по системам управления
13. Гречко, космонавт
14. Глушко, академик, главный конструктор космических систем (с 1974), генеральный конструктор многоразового ракетно-космического комплекса «Энергия — Буран»
15. Горбатко, космонавт
16. Савицкая, космонавт
17. Сыромятников, академик, конструктор, доктор технических наук, профессор. ЭПАС его разработка, также принимал участие в разработке ракет-носителей, первого спутника, кораблей «Восток» и «Восход», станций «Венера» и «Марс», орбитальных станций «Салют» и комплекса «Мир», ракетно-космической системы «Энергия — Буран».
18. Каманин, руководил Центром подготовки космонавтов
19. Молотов Е.П., д.т.н., профессор, специалист в области создания систем передачи информации и управления Российского НИИ космического приборостроения, в то время НИИ-885, принимал непосредственное участие в разработке и эксплуатации НКИ систем и комплексов для управления КА дальнего и ближнего космоса.
20. Крикалев, космонавт
21. Рюмин, космонавт
22. Серебряков, космонавт
23. Раушенбах, конструктор, королёвец.
24. Климук, космонавт
25. Береговой, космонавт
26. Лазуткин, космонавт
27. Шустов, доктор физико-математических наук, директор Института астрономии
28. Зеленый, директора института космических исследований РАН, академика
29. Кораблёв, заместитель директора института космических исследований РАН
30. Зайцев, начальник отдела института космических исследований РАН
31. Сагдеев, академик
32. Виноградов, академик
33. Катыс, академик
34. Долгополов, главный специалист Центра планетных исследований НПО имени С.А.Лавочкина, главный конструктор по направлению «Лунная программа»
35. Волков, космонавт
36. Галимов, академик
37. Шевченко, д.ф.м., заведующий Отделом исследований Луны и планет ГАИШ МГУ.
38. Батурин, космонавт
39. Марков, ведущий специалист НПО им. Лавочкина
40. Аппазов — соратник С. П. Королёва с 1946 года, лауреат Государственной премии и премии им. Цандера РАН, начальник отдела баллистики ОКБ1 — ЦКБЭМ — РКК «Энергия», профессор, участник всех разработок предприятия, начиная с самых первых и вплоть до запуска комплекса «ЭнергияБуран».
41. Александров, космонавт
42. Александров, академик
43. Поляков, космонавт, заместитель директора Института медико-биологических проблем
44. Каторгин, создатель двигателя РД-180
45. Падалка, космонавт
Наших насовских буржуинов не брал, всяких ведущих тоже.
46. ?
Вот, думаю, Королёва с его докладными записками по Сатурну вписать в номер 46?
Цитата:
ДОКЛАД О МОЩНОЙ РАКЕТЕ-НОСИТЕЛЕ Н-I НА ЗАСЕДАНИИ ЭКСПЕРТНОЙ КОМИССИИ
[1962 г.]
Есть сведения, что работы по ЖРД в США на 95% основаны на использовании кислорода.
Фирма "Рокетдайн-Норт Америкен" в 1960-1961 гг. закончила разработку для ракеты "Сатурн" кислородно-керосиновых двигателей "Н1" и "Н2" с тягой 85 и 112 т с одной камерой (против 35 у В.П. Глушко). Двигатель "Н1" полностью прошел стендовые испытания (автономные и в составе изделия) и входил в состав I ступени носителя "Сатурн", которая успешно прошла первое летное испытание.
Эта же фирма экспериментально отработала и подтвердила огневыми испытаниями, начиная с 10 февраля 1961 г., надежный запуск и устойчивое горение в кислородном двигателе "Н2" с тягой 680 т, предназначенном для тяжелого носителя "Нова" (шесть двигателей по 680 т на I ступени).
Всего в США 19 ЖРД с тягой более 7 т (90%) отрабатывались на кислороде и только два двигателя (10%) отрабатывались на азотном тетроксиде.
ДОКЛАДНАЯ ЗАПИСКА НА ИМЯ СЕКРЕТАРЯ ЦК КПСС Л.И. БРЕЖНЕВА
[1964 г.]
Большую тревогу вызывает современный ход и весь размах работ по так называемому "большому космосу" в США. Уже в мае этого года США готовит к полету на двухступенчатой ракете "Сатурн" полноразмерный макет корабля "Аполлон", предназначенного по проекту для высадки на Луну американских исследователей.
Сегодня это еще макет без экипажа, но за этим полетом, несомненно, последуют и другие.
Сейчас на ракете "Сатурн" США выводят на исходную орбиту около Земли 11-12 т полезной нагрузки при общем выводимом весе около 17 т. В этом США опередили Советский Союз.
Для облета Луны с экипажем (без высадки) достаточно для США удвоить эту нагрузку, например, методом однократной стыковки на исходной орбите. К сожалению, и тема "Союз", разрабатываемая у нас ряд лет, так же как и Н-I, не вполне удовлетворительно, до сих пор обеспечена недостаточно.
Если по теме "Союз" не будет принято срочных дополнительных мер, то и здесь Советский Союз может оказаться позади США.
Ракета "Сатурн" уже летает на жидком водороде, что дает ей огромную эффективность для выведения больших полезных грузов на исходную орбиту у Земли и для полета к Луне.
В Советском Союзе до сих пор не налажено промышленное получение жидкого водорода хотя бы в небольших количествах, нет ни одного работающего на жидком водороде двигателя, а наша криогенная техника и промышленность не развиваются и не обеспечиваются, как это необходимо в современных условиях.
К сожалению, у нас приобрела излишне широкое развитие разработка двигателей на плохих компонентах (высококипящих, высокотоксичных) топлива с низкими энергетическими характеристиками, дорогих по стоимости, ядовитых и опасных в эксплуатации.
Как показала техническая экспертиза по Н-I, что, впрочем, очевидно и без этого, для космических сверхтяжелых систем подобные двигатели неэффективны и непригодны. Здесь, в области создания эффективных двигателей для космических полетов, Советский Союз в настоящее время находится позади США.
США планируют высадку своих людей на Луну уже в 1969 г. (вместо ранее называвшегося 1970 г.), и, по их планам, они хотят до этого (уже в 1966 г.) облететь Луну, а к 1967 г. США рассчитывают и, очевидно, могут иметь реально осуществленный вариант "Сатурн-5" со стартовым весом около 2700-3000 т, т.е. США могут к этому времени уже много и хорошо летать в космосе.
Можно высказать и такое предположение: что же помешает США, несколько ускорив свои работы (идущие у них с огромным разворотом и по хорошо скоординированному плану), не только облететь Луну, но и высадить на ее поверхность своих людей в 1967 г., т.е. в году, когда исполняется пятидесятилетие первого Советского государства на нашей планете?
ДОКЛАДНАЯ ЗАПИСКА ОБ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТ ПО ТЯЖЕЛОМУ НОСИТЕЛЮ Н-I
[1965 г.]
В США работы по подготовке и осуществлению высадки американских астронавтов на Луну с целью ее освоения приняты как главная национальная задача. Разворот этих работ по теме "Сатурн"-"Аполлон" с эффективным использованием жидкого водорода и кислорода и вкладываемые силы и средства огромны. По ходу работ можно ожидать, что США могут осуществить высадку на Луну в 1968 г. [приписка: "пролет мимо Луны 66-67 гг. — надо ли это?"].