ИСТОРИЯ
Краткую, но яркую характеристику о группе Capability Brown оставил на своём сайте известный прогрессивный лейбл Charisma, с которым она работала:
Capability Brown была группой, состоявшей из 6 мульти-инструменталистов с потрясающими вокальными гармониями, которые чувствовали себя одинаково уютно как в коротеньких и запоминающихся поп-песнях — потенциальных хитах, так и в сложных и пространных произведениях. Одно лишь мастерство их вокальных аранжировок должно было снискать им успех.
Осталось загадкой в истории английской рок-музыки, почему это не произошло. Вот имена этих мастеров, каждый из которых был главным вокалистом и мог играть на куче инструментов:
Тони Фергюсон: вокал, акустическая и электрическая гитары, бас, флейта, педальная стальная гитара
Дэйв Невин: вокал, акустическая и электрическая гитары, бас, блокфлейта, Меллотрон, синтезаторы, вибрафон
Роджер Уиллис: вокал, ударные, пианино, губная гармоника
Грэм Уайт: вокал, акустическая и электрическая гитары, лютня, балалайка, клавишные
Кенни Рау: вокал, бас, перкуссия
Джо Уильямс: вокал, перкуссия
Прежде чем музыканты собрались вместе в 1971 году, каждый имел за плечами опыт игры в серьёзных английских рок-группах. Кенни Рау был басистом в группе The Moments, Тони Фергюсон — басистом-вокалистом и Джо Уильямс — перкуссионистом в фолк-поп группе Тони Риверса Harmony Grass, Роджер Уиллис пришёл из The Gremlins и Грэм Уайт — из легендарной лондонской прогрок группы Fuzzy Duck (которая выпустила в 1971 году одноимённый альбом тиражом 500 экземпляров, являющийся ныне большим раритетом среди любителей прогрессивного винила).
Выбор названия произошёл в типичном духе проводников прогрессивного рока, по аналогии с группой Jethro Tull. Если те увековечили выдающегося английского агрореформатора и изобретателя XVIII века Джетро Талла, то наша честная компания пыталась прославить имя Ланселота Брауна — английского ландшафтного архитектора, также представителя XVIII века. Этого ведущего создателя английского пейзажного парка — системы, доминировавшей в Европе до середины XIX века прозвали "величайшим садовником Англии" и "Умелым Брауном" — Capability Brown по-английски.
На группу сразу обратил внимание (не мог не обратить!) прогрессивный лейбл Charisma Records (выпускавший The Nice, Lindisfarne, Genesis), который после пары синглов выпустил в 1972 году дебютный альбом Capability Brown под названием From Scratch (переводится как "С нуля" или "На пустом месте"). Альбом передал во всём великолепии вокальный, инструментальный и аранжировочный таланты участников группы и, по мнению многих серьёзных знатоков редкой и прогрессивной музыки, имел все шансы стать классикой 1970-х, но по неизъяснимым причинам остался в забытье, высоко почитаемый лишь узким кругом продвинутых меломанов.
Если первый альбом, при некоторых замашках на арт-рок, представлял собой сильное влияние кантри-рока в духе Crosby, Stills, Nash & Young, Rare Bird и т.п., а также вокального пауэр-попа в духе того, что писали Чинн-Чапмэн для ранних Sweet, то второй альбом навсегда занёс Capability Brown в список культовых групп прогрессивного рока благодаря лишь одной композиции, но какой! Которая, в лучших традициях музыкальных интеллектуалов начала семидесятых, заняла всю вторую сторону пластинки продолжительностью более 20 минут.
Но начнём по порядку, с первой стороны. Альбом открывается песней "I Am and So Are You", которая является также первым номером легендарного единственного альбома группы Affinity (1970), а написал её вообще-то основатель группы Lindisfarne Алан Халл. Такая вот прослеживается связь между этими культовыми творческими коллективами. Affinity записали эту песню ещё в 1970 году, и она звучит существенно по-другому. Там постарался Джон Пол Джонс (да-да, тот самый басист из Led Zeppelin!), который подрабатывал в свободное от Led Zeppelin время сессионным музыкантом и аранжировщиком. Джонс добавил в "I Am and So Are You" сочную партию духовых инструментов, и Affinity, как джаз-рок группе, это очень пошло. Capability Brown сделали отличную более хард-роковую версию, так что можно наслаждаться с тех пор двумя вариантами.
Следом, без паузы идёт второй номер "Sad Am I" собственного сочинения (Тони Фергюсон), который представляет собой лирику в лучших традициях поздних The Beatles, но с ещё более богатыми (ещё бы, в шесть глоток!) вокальными гармониями.
Ещё один кавер в альбоме — "Midnight Cruiser" из дебютного альбома американской рок-группы Steely Dan - Can't Buy a Thrill (1972) — в целом сохраняет задушевную атмосферу оригинала, но отличается более напористым темпом, более густыми вокальными гармониями и более насыщенным гитарным соло. После версии Capability Brown оригинал звучит как недоработанный черновой вариант. Это кстати, один из первых известных каверов группы Steely Dan.
Заключительный номер на первой стороне — песня Дэйва Невина с провокационным названием "Не допускайте смерть на дороге (Ездите по тротуару)" сильно напоминает ранние эксперименты группы Queen: смесь тяжёлых хард-роковых риффов с густыми вокальными раскладами. Только здесь связь явно обратная: Capability Brown выступали зачинщиками подобного жанра, а Queen были их вдохновлёнными восприемниками.
Это становится особенно очевидно на второй стороне, где на двадцать с лишним минут разворачивается многосложная композиция под не менее "навороченным" названием "Обстоятельства (в любви, прошлом, настоящем, будущем встречаются)". Несомненно отсюда черпал Фредди Меркьюри вдохновение для своей "Богемской рапсодии" с её многослойностью, полифонией и акапелла, а Брайан Мэй — свои любимые гитарные выкрутасы в терцию.
Но если Фредди пришлось в одиночку мучиться несколько месяцев с наложениями собственного голоса, Capability Brown исполняют всё натуральным многоголосием в реальном времени. Никто не говорит, что "Богемская рапсодия" содрана с "Circumstances (In Love, Past, Present, Future Meet)" — это разные произведения, но общую идею и множество деталей исполнения Queen явно позаимствовали у своих менее удачливых коллег. К превеликому удовольствию фанатов прогрока сюита Capability Brown насыщена невероятным многообразием звуков: хард-роковые всплески сменяются барочной флейтой, современные синтезаторы — средневековой лютней или клавесином, гитара с драйвом — задумчивой гитарой акустической, а голоса варьируются от дружного хора и акапелла до выразительных сольных партий.
Уму непостижимо, почему такой шедевральный альбом как Capability Brown - Voice не имел успеха в самый разгар популярности в Великобритании прогрессивного и арт-рока. Высокий профессионализм как аранжировок, так и исполнения, плюс шикарные голосовые данные Capability Brown, не говоря уже об оригинальной обложке в исполнении известного дизайн-бюро "Хипгнозис", остались невостребованы широкой публикой, что и погубило группу. Альбом практически не раскупался, поэтому Charisma не дала больше шансов на запись, и в 1974 году Capability Brown разошлись.