nikolja писал(а):
- О,какая интересная картина:" Охотники на привале"!
- Картина действительно не дурна. Знающий человек рисовал.
- Почему так решили? Расскажете?
- Извольте. Ну..Привал.. Похоже, не только в поле ходили. По добыче - заяц.. тетерев..ещё, судя по всему, рябчик..А компания явно ещё не сложившаяся. Старший - небогатый местный помещик. Но охотник бывалый - одет как полагается, сапоги вон, охотничьи.
- А молодой человек?
- Видимо из города приехал. Чиновник невысокого ранга, студент по рекомендации или просто родственник погостить. Но - новичок: одет слишком щеголевато для выезда на природу,сапоги на высоком каблуке - в таких ходить по полям да лесам тяжеловато -будешь корни да кочки цеплять да спотыкаться.Да и старшего так заслушался - аж закурить забыл: в одной руке трут тлеет,в другой папироска,да ещё не тем концом повёрнута. А старший явно в ударе -благодарного слушателя нашёл! Так сам увлёкся,что третий, явно крестьянин,который наверно уж не в первый раз с барином на охоту ходит и стало быть, всех этих "случаев на охоте", очевидец, только почёсывается да посмеивается,наверняка про себя думая:"Ну брат,ты уж и начал пули лить - приходи кума любоваться!"
Ну, походили они,постреляли (охотники в таких случаях далеко разбредаются),кто-то в рожок охотничий протрубил (вон он,на переднем плане, подле молодого лежит -
подходите, передохнём. Подошли. Обратите внимание: дичь – не в ягдташах, хотя ягдташи имеются (один, с сеткой, рядом с рожком изображён). То есть, ребята, сойдясь, друг другу добычу показывали. Потом дичь отложили, сели перекусить. С баклажки крышка-стаканчик снята – значит, выпили. Но по капельке, "для сугреву", ведь холодно – одеты тепло, и на заднем плане гуси летят, так что время – конец сентября- октябрь. Что ж, на самой охоте умные люди не пьют, это уже после неё можно себе позволить..И костёр не разложен, сидят на голой земле – то есть присели ненадолго. Ничего, сейчас старший закончит – и снова разбредутся. Собака к нам хвостом стоит, похоже, легавая, явно породистая. Крестьянину такая – ненужная роскошь, новичку – рано, значит – старшего. Ружья? А что – ружья? Тогдашние дульнозарядные (вон под стволами – шомполы). Разряжены (то есть выстрел сделан, а снова такое ружьё заряжать – долгая песня), но курки на всякий случай спущены. Правда, кинуто оружие как-то небрежно, прямо на землю – надо бы на подстилку. А вообще охотничья вежливость – класть ружья совсем стволами от бивака,но иначе они в картину б не влезли. Нет, понимающий человек рисовал, это видно..
- А кто автор? - Великий русский художник Перов. Сам заядлый охотник. - Ну,скажем так, он был не совсем русским. И не совсем Перовым.
- Это как же?
- Видите ли,его отец служил в Тобольске. Губернским прокурором. Ну и близко сошёлся с одной барышней,Акулиной Ивановой. Настолько близко,что в положенное время у неё сын родился. Потом правда,они поженились. Вот по любви,или чтоб грех покрыть-не могу сказать. Только вот мезальянс получился: он-то прокурор, барон, из остзейских немцев аристократического рода Криденеров. А она - простая мещаночка, не знатная. Сын родился до брака - значит прав на отцову фамилию не имеет. Записали Васильевым - по крёстному. Это,да ещё дурная привычка барона на своё начальство эпиграммы писать,(а язык он имел острый и перо бойкое) поставили на его карьере крест. Хотел он в родовом имении,что недалеко от Дерпта (Тарту) находилось,осесть. Но там всем заправлял его брат,который встретил родственников неласково. Разругавшись с братом барон уехал из имения и ещё долго колесил по Российской империи, пока не получил новое место службы в селе Пияшное (Пиявочное) Нижегородской губернии.
- А фамилия Перов?
- А Перовым его нарёк дьячок один деревенский. Из деревни Кольцово, Самарской губернии. Первым его учителем был,ну и умилился таланту мальчугана по части чистописания: уж больно красиво буквицы тот пером гусиным выводил. Вот так будущий художник стал Василием Перовым.
- Говорят некоторые его картины скандалы вызывали?
- И такое было. Стасов недаром назвал его прямым наследником творчества Федотова который
".. поднимал выпавшую из рук Федотова кисть..и продолжал начатое им дело, точно будто не бывало никогда на свете всех лжетурчанок, лжерыцарей, лжеримлян, лжеитальянцев и лжеитальянок, лжерусских, лжебогов и лжелюдей."
Вот вспомните его картины "Чаепитие в Мытищах..",
"Сельский крёстный ход", "Проповедь в селе.","Трапеза"..
святые отцы были этими картинами весьма недовольны. Настолько,что некоторые журналисты предрекали автору арест и церковное покаяние на Соловках.
- Судя по всему работал он много.
- Ещё бы! Более ста картин! И почти каждая - событие! Ну, а напряжение от работ и забот сбрасывал на охоте.
-Так может на картине его приятели по охоте изображены?
- Справедливо изволили заметить! Именно близкие ему люди. Прототипом старого охотника,помещика-рассказчика послужил полицейский врач Дмитрий Павлович Кувшинников. Образцом для молодого охотника стал Николай Михайлович Нагорнов. А крестьянин в центре-наиболее близкий Перову человек: известный московский врач и художник-любитель Василий Владимирович Бессонов. Вся компания Перова по охотничьим выездам.
- А что о других скажете?
- Нагорнов породнился со Львом Толстым,женившись на его племяннице Варе. Толстой настолько обожал свою племяшку,что ревновал по-чёрному и долго не мог смириться с её замужеством,грозя втихаря застрелить мужа "при случае"(на охоте),чтоб не крал любимых ему людей. Впрочем, после они нашли общий язык,подружились и Нагорнов даже помогал Толстому в делах издательских. Потом он стал членом московской городской управы,советником знаменитого преобразователя Москвы, городского головы Николая Алексеева.
А Кувшинников..
знаете,Дмитрий Павлович был человеком тихим и скромным по жизни.Возможно на охоте он преобразовывался. А вот супруга его, Софья Петровна,была дама бойкая,"передовых взглядов","..смуглая,как мулатка.На лицо некрасива,но с фигурой Афродиты".Сама художник-любитель,она превратила казённую квартиру мужа в салон, где собирались сливки творческой богемы. И там начался её любовный роман со знаменитым художником Исааком Левитаном, который продлился восемь лет. И который её супруг принимал стоически, ни словом не попрекая свою жену.
Антон Павлович Чехов,который тоже посещал сей салон,взглянул со стороны на эту коллизию и написал знаменитый рассказ "Попрыгунья": легкомысленная, витающая в эмпиреях дамочка закрутила роман с блестящим художником, в то время как настоящим героем оказался её скромный супруг-врач (в рассказе Дымов) – он погибает, спасая больного ребёнка.
Из-за "Попрыгуньи" и Кувшинников и Левитан на Чехова обиделись смертельно.Ибо читатели быстро разобрались откуда ветер дует. И расценили этот рассказ как пасквиль. Левитан даже хотел Чехова на дуэль вызвать..
В 1891 году,московский генерал-губернатор великий князь Сергей Александрович велел евреев из Москвы выслать в «черту оседлости». Касалось распоряжение и Левитана. Софья Петровна тогда увезла художника к своей родне в деревню – пересидеть недобрый период. А её муж.. Писательница (тогда – молодая актриса) Татьяна Щепкина-Куперник в те дни писала сестре Чехова Марии о докторе Кувшинникове: «Этот благородный человек пустил в ход все свои связи, чтобы Левитан мог вернуться..» Среди тех, к кому Кувшинников обращался, был и Нагорнов. Старый охотник из «Охотников на привале» просил молодого выручить великого русского художника. Нагорнов – человек всё понимающий и влиятельный – помог: Левитан получил разрешение остаться. Не сразу, через несколько месяцев, усилиями не только Нагорнова – но получил. Пережитое в те дни унижение Левитан помнил до конца дней – но помнил добром и тех, кто за него боролся. Есть упоминания о портрете Нагорнова кисти Левитана. Кстати, Левитан тоже был страстным охотником. И учеником Перова.
Дмитрий Павлович Кувшинников умер своей смертию. Хотя много полицейских врачей погибло не в свой срок на служебном посту: ведь их служба это не только убийства,самоубийства,судмедэкспертизы. Они отвечали за санитарную обстановку и были первым заслоном на пути эпидемий. Супруга его,Софья Петровна, заразилась от своей заболевшей подруги(то ли тифом,то ли дизентерией),одинокой женщины,за которой самоотверженно ухаживала. И умерла,проболев несколько дней. Николай Михайлович Нагорнов скончался довольно рано от приступа аппендицита. Сам Василий Перов простудился на одной из охот. Простуда переросла в чахотку. Незадолго до смерти он ещё переболел тифом,что тоже не добавило ему здоровья. Скончался в 48 лет.
Всё это случится через 20 лет после того, как были написаны «Охотники». А пока её герои на 20 лет моложе. Но уже серьёзные, состоявшиеся мужчины. У каждого служба, заботы – и тихая радость: в свободный осенний день отрешиться от текучки, выбраться в лес, побродить с ружьишком..