Почему у учителей такая разная зарплата Опубликовано: 10.02.2015 14:55Рубрика: Образование Для любого работника, в т.ч. и учителя, зарплата — ключевой вопрос: всегда хочется, чтобы она была как можно больше. В соответствии с майским 2012 года Указом Президента РФ зарплата учителя должна быть не ниже средней по экономике в регионе, где он трудится. Такая разная Практически во всех регионах России, за некоторым исключением, зарплата учителей превышает среднюю заработную плату по субъекту Федерации. Однако разница в зарплатах по отдельным регионам очень большая. Так, по данным Росстата по итогам 9 мес.2014 года в муниципальных образовательных организациях больше всего получали учителя в Ненецком автономном округе (67 723 рубля), Ямало-ненецком автономном округе (73 580 рублей), Чукотском автономном округе (77 711 рублей). Вместе с тем в разы была ниже зарплата у учителей Кабардино-Балкарской Республики (19 942 рубля), Республики Мордовия (19 293 рубля), Алтайского края (19 037 рублей), Республики Северная Осетия – Алания (18 445 рублей). И самая низкая зарплата отмечена в Республике Дагестан -16 651 рубль. В Москве средняя зарплата учителей муниципальных образовательных организаций составляла — 51 689 рублей (по субъекту — 58 923 рубля), в Пензенской области — 21 964 рубля (по субъекту -21 834 рубля). Как сообщил на заседании президиума правительства Москвы в начале февраля 2015 г. глава департамента образования Исаак Калина , в настоящее время большинство столичных педагогов в среднем получают по 70 тыс. рублей в месяц. Разница в зарплатах, порой также значительная, характерна и для различных образовательных организаций, и для учителей в конкретной образовательной организации (далее — организации). Почему такая разная 1.Величина оплаты труда учителей зависит от их места жительства, поскольку определяется уровнем средней зарплаты в экономике по региону: чем она выше в регионе, тем больше учитель должен получать. Кроме того, в ряде регионов действуют районные коэффициенты, которые также существенно влияют на зарплату. 2.На оплату труда учителя влияет не только место жительства, но и его образование, стаж работы, квалификация, учебная нагрузка, личные достижения, в т.ч. наличие государственных наград или ведомственных знаков отличия, ученой степени и т.д., а также условия, в которых он трудится, качество и результаты его труда, количество обучающихся в организации, величина фонда оплаты труда и некоторые другие факторы. До 2008 года в России действовала единая тарифная сетка. Зарплату платили по разрядам, и учителя с одинаковыми разрядами получали одинаковый оклад. С 2008 года образовательные организации начали переходить на новую систему оплаты труда (НСОТ), согласно которой зарплата состоит из 3 частей: фиксированной (базовой); компенсационной; стимулирующей. За отдельные успехи, достижения учителю могут выдаваться разовые премии. Однако, ежемесячная премия — скорее исключение, чем правило. Базовая часть делится на общую и специальную. Общая часть зависит от количества часов, которые отрабатывает учитель (аудиторная нагрузка), количества учеников в классе. Специальная часть — это то, что учитель делает помимо уроков (внеаудиторная нагрузка): ведение педагогом проектов, проверка тетрадей, классное руководство, заведование кабинетом, занятия с одаренными детьми, доплата за работу в коррекционных классах и т.д. Компенсационные выплаты учитывают работу педагога в особых условиях. Например, учитель химии работает с вредными реактивами. Стимулирующие выплаты — это поощрение за то, что учитель не просто добросовестно работает, а обеспечивает высокие достижения, применяет новые формы и методики, которые выходят за пределы должностных обязанностей, за качество подготовки учеников и др. Каждая школа осуществляет учет достижений учителя и устанавливает шкалу оценок самостоятельно, например, с помощью баллов. Доля стимулирующих выплат в фонде оплаты труда может варьироваться от 20 до 40%. Федеральными отраслевыми соглашениями на 2015 год рекомендовано соотношение между базовой и стимулирующей частями 60% и 40% Как правило, в организациях зарплата состоит из двух частей: базовой и стимулирующей. В настоящее время используются три модели систем оплаты труда, в основе которых лежат некоторые общие принципы: 1.Фонд оплаты труда (ФОТ) каждой организации формируется на основании подушевого норматива и рассчитывается по формуле: ФОТ = N * У, где N – величина норматива на одного ученика, установленная в субъекте РФ, У – количество учащихся в организации. Организация получает деньги по государственному (муниципальному) заданию на обучение каждого ребенка – по числу детей, а не на основании того, нравится или не нравится образовательное учреждение местному начальству. Организация стремится создать привлекательные условия для каждого ученика и сама решает, какие кадры ей для этого нужны; 2.Организация самостоятельно формирует свое штатное расписание в объеме доведенных до нее средств. Она стремится сформировать оптимальное штатное расписание в соответствии с приоритетами, особенностями её образовательной программы, увеличивая оплату труда в первую очередь штатным сотрудникам; 3.Фонд оплаты труда организации делится на базовую и стимулирующую части. Базовая часть фонда оплаты труда организации обеспечивает работникам выплаты постоянной части их зарплаты (за выполнение должностных обязанностей, с учетом объемов выполняемой работы и условий труда). Стимулирующую часть фонда оплаты труда организации распределяется с участием органов государственно-общественного управления организации по утвержденным показателям качества труда работников организации (не за увеличение объемов выполняемой работы); 4.В зарплате учителя учитываются не только учебные часы, но и другие виды деятельности, которые он осуществляет: заведование кабинетом, проверка тетрадей, изготовление наглядных пособий и раздаточных материалов, консультации с родителями и др.; 5.Зарплата директора организации пропорциональна средней зарплате учителей, мотивируя его не раздувать штаты сверх необходимости, но обеспечить приемлемый уровень оплаты труда учителей; 6.В каждом регионе принимаются соответствующие нормативные правовые акты. В образовательных организациях принимаются нормативные локальные акты по вопросам оплаты труда: Положения, коллективные договоры, правила трудового распорядка, разрабатываются показатели, критерии оценки качества труда, формируются общественные комиссии по распределению стимулирующей составляющей и др. Примечание. Чем больше базовая часть, тем меньше стимулирующие выплаты, и наоборот. При этом следует учесть, что из фонда оплаты труда организации выплачивается зарплата всем работникам организации, в т.ч. и административно-управленческому персоналу.
_________________ Добре спозаранку-надобранич щеневмерлие патриоти-ватобори, кримоблокувадники, ганьбапереможники та бандугетьмани! ТАК!
|