Активы под управлением роботов-консультантов выросли в 2015 году втрое и достигли $50 млрд по всему миру. Чем интересны эти сервисы и насколько они доступны российским инвесторам?
Роботы-консультанты (робо-эдвайзеры) стремительно завоевывают себе место под солнцем на мировых фондовых рынках. По данным исследовательской компании Aite Group, в 2015 году глобальная индустрия робо-эдвайзинга показала рост на 200%. Банк России в своем июньском докладе оценил совокупный объем активов под управлением роботов-консультантов в $50 млрд по всему миру, а компания McKinsey&Co считает, что в перспективе это число может дорасти до $13,5 трлн.
Что же представляет собой робо-эдвайзер? По сути, речь идет об онлайн-сервисе, помогающем пользователю сформировать инвестиционный портфель и впоследствии им управлять. Робот-консультант способен определить потребности клиента и его склонность к риску, подобрать для него инвестиционную стратегию и планомерно воплощать ее в жизнь, покупая и продавая ценные бумаги на фондовом рынке. Таким образом, робо-эдвайзер фактически выполняет функции портфельного управляющего.
Роботы-консультанты рассчитаны, прежде всего, на частных инвесторов, которые вкладываются на длительный срок. Первые подобные сервисы для розничных клиентов появились в США в 2008 году. По данным специализирующегося на исследованиях и рейтингах AdvisoryHQ News, лидерами этого рынка являются американские независимые робо-эдвайзеры Wealthfront ($3 млрд под управлением) и Betterment ($4,2 млрд, 150 тыс. клиентов).
Отличительной особенностью робо-эдвайзеров является низкая стоимость их услуг. Так, Wealthfront вообще не взимает плату с клиентов, если они инвестируют сумму до $10 тыс., а с более состоятельных пользователей берет 0,25% в год от стоимости вложений. Тарифы Betterment — 0,15–0,35% в год в зависимости от объема активов. Низкие расценки обусловлены небольшими затратами на персонал и помещение, а также инвестиционными предпочтениями. Роботы-консультанты формируют портфели в основном из биржевых инвестиционных фондов (ETF), комиссии по которым ниже, чем по другим финансовым инструментам.
Помимо рынка США, роботы-советники широко представлены в Европе, Канаде и даже в Индии. Стремительное развитие этой отрасли вынудило крупнейшие инвестиционные компании мира, которые раньше занимались только «традиционным» управлением активами, ввязаться в настоящую гонку роботов. Собственные роботизированные сервисы выпустили такие финансовые гиганты, как Vanguard и Fidelity. На подходе — сервисы робо-эдвайзинга, разработанные банком Morgan Stanley, которые он будет использовать в сегменте управления благосостоянием.
http://money.rbc.ru/news/57bea ... e74ed