продолжение про федорова -------------------
Только через четыре месяца после подписания первого указа Ельцина, 30 декабря 1996 года, Федоров специальным распоряжением правительства [41] был назначен генеральным директором ФГУП "АВПК 'Сухой'" [21]. По мнению аналитиков, ОНЭКСИМбанк победил, поскольку решающим оказался "фактор союза с руководством" страны. Банк открыто поддерживал Ельцина во время предвыборной кампании 1996 года, и Ельцин победил, после чего Потанин был назначен первым вице-премьером [44], а Сосковец [45] и Лебедь (второй через несколько месяцев после первого) [43] были отправлены в отставку [42].
Однако и после назначения Федорова конфликтная ситуация вокруг ФГУП "АВПК 'Сухой'" не разрешилась. СМИ писали о том, что указ о создании единого концерна вызвал недовольство не только "Инкомбанка" и самого Симонова, но и директоров, чьи заводы в рамках АВПК теряли хозяйственную самостоятельность, и губернаторов областей, где размещались эти производственные объединения, вносившие немалую долю средств в местные бюджеты [41].
В феврале 1997 года региональное лобби выступило с предложением сделать формой объединения всех предприятий "фирмы Сухого" — конструкторского бюро (ОКБ) и нескольких авиационно-производственных объединений (АПО) - не государственное унитарное предприятие, а финансово-промышленную группу (ФПГ) [40], [41]. Схему объединения "Сухого" в виде ФПГ также решил поддержать и "Инкомбанк". После этого Ельцин подписал распоряжение "о дополнительной проработке вопросов" создания унитарного авиакомплекса, в соответствии с которым к апрелю 1997 года в правительстве появилась комиссия под председательством министра экономики Якова Уринсона. Комиссия была образована с целью "разработки ТЭО и организационных мер по объединению предприятий комплекса". Между тем в марте того же года АПО в Комсомольске-на-Амуре обвинило администрацию президента в нарушении договора о разграничении полномочий субъектов Российской Федерации и попыталось оспорить указ о создании АВПК "Сухой" в Высшем арбитражном суде РФ (в апреле к этом иску присоединилось возглавляемое Симоновым ОКБ Сухого) [41].
Пока Потанин был первым вице-премьером и пользовался поддержкой Пака, позиции Федорова были прочными. Однако в марте 1997 года Потанин лишился поста в правительстве [46], что укрепило положение противников Федорова [38]. Тем временем судебная тяжба вокруг "Сухого" продолжалась. В мае 1997 года Высший арбитражный суд признал указ президента законным и отказал в иске заводу из Комсомольска-на-Амуре. После этого ОКБ Сухого подало новый иск, на этот раз в Московский арбитражный суд, о признании недействительной регистрации АВПК "Сухой". Однако и этот суд был Симоновым проигран. В ноябре 1997 года комиссия Уринсона признала, что наиболее эффективной схемой объединения является создание концерна [39]. Несмотря на это, уже в начале 1998 года СМИ заговорили о возможной отставке Федорова, так и не сумевшего "погасить междоусобицу в АВПК" [38].
В апреле 1998 года Федоров покинул пост гендиректора комплекса "Сухой". На встрече с журналистами он отмечал, что персонально никто в его отставке не виноват, просто не все разделяют его точку зрения "на необходимость существования АВПК в виде жесткой структуры унитарного госпредприятия". Тогда же Федоров заявил о том, что получил предложение работать в "Росвооружении" (должность не называлась) [37].
В 1998 году Федоров вернулся в Иркутск, став президентом ОАО "ИАПО", позднее - Научно-производственной корпорации (НПК) "Иркут" [20], [25]. В дальнейшем СМИ писали о Федорове как о "ключевой фигуре на "Иркуте", отмечая, что "с ним связаны все успехи компании" [28]. Упоминался он в прессе и как совладелец корпорации. По данным на 2004 год, Федоров владел 26,7 процента акций "Иркута" [30], [29]. В 2006 году "Эксперт", не приводя конкретных данных, называл Федорова одним из крупнейших акционеров НПК [18].
В сентябре 2004 года Федоров возглавил федеральное государственное унитарное предприятие "Российская самолетостроительная корпорация "МиГ" [32]: на посту генерального директора - генерального конструктора ФГУП РСК "МиГ" он сменил Валерия Торянина [31]. По сведениям "Эксперта", назначить Федорова на эту должность президента РФ Владимира Путина убедил лично [22] глава "Рособоронэкспорта" Сергей Чемезов [30], уже тогда начавший выстраивать под возглавляемую им компанию всю систему производства и продаж военной техники в России с целью превращения ее в крупнейший финансово-промышленный холдинг [22]. По официальной версии, причиной отставки Торянина стало то, что он якобы не справился с реализацией "индийского контракта" на поставку истребителей МиГ-29К. Однако, по некоторым данным, причина была иной: высказывались предположения, что кандидатура Торянина на посту главы "МиГа" не устраивала Чемезова, потому что при Торянине "МиГ" "постепенно уходил из-под крыла госпосредника" [29]. Писали также, что Чемезов выбрал кандидатуру Федорова не только как эффективного менеджера - по некоторым сведениям, с Федоровым он учился в одной школе [29]. По данным журнала "Профиль", в том же 2004 году "Рособоронэкспорт" подписал генеральное соглашение с РСК "МиГ", согласно которому вновь заключаемые крупные зарубежные контракты корпорации должны были подписываться посредником [24].
В июне 2005 года на общем собрании акционеров ОАО НПК "Иркут" Федоров был избран в состав совета директоров корпорации и стал его председателем [23]. СМИ писали, что он, став главой РСК "МиГ", "Иркут" покидать не хотел [27], однако по действующему законодательству руководителю госкомпании нельзя одновременно быть главой частной фирмы, которой к тому времени фактически стал "Иркут". В своем обращении к акционерам сам Федоров пояснил, что он "не в состоянии постоянно следить сразу за двумя компаниями" [23].
Федоров выступал "убежденным сторонником" создания Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК), что, по мнению некоторых обозревателей, делало его "одним из наиболее реальных кандидатов на высший руководящий пост" в новом авиастроительном гиганте [25]. Подчеркивалось, что именно по этой причине Федорова поддерживал не только Чемезов, но и глава Федерального агентства по промышленности, вице-премьер правительства Борис Алешин, которого в прессе именовали идеологом создания единой авиакорпорации [33].
21 февраля 2006 года президент Путин подписал указ о создании ОАК, объединившей авиастроительные компании "МиГ", "Сухой", "Ильюшин", "Туполев", "Иркут". Доля государства в корпорации, согласно указу, должна была составлять не менее 75 процентов акций [19]. При выборе кандидатуры на пост главы ОАК рассматривалось несколько человек, среди которых, кроме Федорова, был сам Алешин, а также генеральный директор ОАО "Авиационная холдинговая компания 'Сухой'" Михаил Погосян и вице-президент корпорации "Иркут" Валерий Безверхний [20]. Кандидатура Федорова в качестве будущего главы авиакорпорации была одобрена Путиным в марте 2006 года [21]
В августе того же года глава правительства России Михаил Фрадков предложил кандидатуру Федорова – уже как будущего руководителя ОАК - на пост заместителя главы Комиссии по интеграции авиастроительного комплекса [20]. В ноябре 2006 года, накануне регистрации Объединенной авиастроительной корпорации в Росимуществе, РИА "Новости" сообщили о том, что Федоров как глава РСК "МиГ" официально назначен генеральным директором ОАК [19]. Однако в том же году он упоминался в прессе и как президент корпорации [17]. Впоследствии на сайте ОАК назначение Федорова гендиректором Объединенной авиастроительной корпорации не упоминалось вовсе - там сообщалось, что в 2007 году он занял посты президента и председателя правления ОАК, предыдущей же его должностью называлась должность генерального директора - генерального конструктора корпорации "МиГ" (2004-2007) [50]. Путаница может быть связана с тем обстоятельством, что Федоров ушел с поста генерального директора - генерального конструктора ФГУП "РСК 'МиГ'" лишь в октябре 2007 года [15] - несмотря на запрет совмещения такого рода постов [17], [14].
В 2008 году на заседании совета директоров ОАК была утверждена концепция развития корпорации. Согласно этому документу, к 2025 году 12-15 процентов новых гражданских самолетов в мире должны быть российского производства. С учетом того, что на момент принятия концепции доля продукции отечественного авиапрома на мировом рынке составляла чуть более одного процента, ее реализация "потребует поистине титанических усилий", отмечали аналитики. Они подчеркивали, что незадолго до принятия концепции сам Федоров сетовал на то, что ОАК не хватает мощностей для выполнения имеющихся заказов, значительная часть оборудования и технологий устарели и требуют замены, а ситуацию с кадрами он вообще назвал критической [13].
31 января 2011 года президент России Дмитрий Медведев отправил Федорова в отставку, объяснив свое решение тем, что глава ОАК мало внимания уделял внедрению инновационных решений в своей отрасли. Впрочем, по сведениям "Коммерсанта", Федоров был уволен за срыв контракта на поставку Ил-76МФ Иордании, заключенного в 2005 году. ОАК к контракту не имел никакого отношения, однако Федоров был единственным человеком, связанным с авиацией, принимавшим участие в ближневосточном турне Медведева в январе 2011 года, и на претензии иорданского руководства пришлось отвечать ему. Медведев назначил на место Федорова генерального директора ОАО "Холдинговая компания 'Сухой'" Михаила Погосяна. 3 февраля того же года совет директоров ОАК освободил Федорова от должности по его собственной просьбе и назначил Погосяна президентом корпорации [8], [9], [10], [7], [6].
В конце марта 2011 года Федоров вернулся на пост президента корпорации "Иркут" [5], однако уже 31 июля 2012 года он досрочно ушел в отставку. Сам он объяснял свой уход тем, что "решил немного отдохнуть", источники газеты "Коммерсантъ" указывали на конфликт Федорова с Погосяном. Новым президентом "Иркута" совет директоров избрал Олега Демченко, ранее занимавшего должность вице-президента ОАК [2], [1].
Помимо производства, Федоров занимается общественной работой. В апреле 2007 года он был избран членом бюро Центрального совета, заместителем председателя Общероссийской общественной организации "Союз машиностроителей России" (ООО "СоюзМаш России") [48], [49] - общественной организации, созданной на базе Российского союза машиностроителей (РСМ). Пост главы союза занял Чемезов, по чьей инициативе и была создана организация, упоминавшаяся в прессе как "партия Чемезова" [16].
Также Федоров сделал партийную карьеру. В 2000 году он был избран руководителем регионального движения "Единство" [36], в 2002-2004 годах фигурировал в прессе как глава Иркутского регионального отделения "Единой России" [35], [34], а в ноябре 2004 года был избран в бюро Высшего совета партии "Единая Россия" [26]. По данным на 2008 год, в бюро он уже не входил, однако оставался членом Высшего совета партии [47]. В марте 2008 года Федоров был включен в состав совета по науке, наукоемким технологиям и инновационному развитию при спикере Госдумы Борисе Грызлове [12], по совместительству - председателе (с мая 2008 года - председателе Высшего совета) партии "Единая Россия" [11]. На выборах в Государственную думу в декабре 2011 года Федоров возглавил список кандидатов от "Единой России" по Иркутской области, однако после избрания в парламент отказался от депутатского мандата [4], [3].
Федоров свободно владеет английским языком [30]. СМИ писали о нем как о "топ-менеджере принципиально новой формации" [30]. Отмечая, что Федоров является "убежденным сторонником частной собственности" [30], журналисты называли его "самым успешным сегодня частным оборонщиком" страны [29].
Федоров имеет ряд государственных и негосударственных наград. Так, он награжден Орденом Почета правительства РФ, орденом "За заслуги перед Отечеством" IV степени, а также Золотым знаком имени Петра Великого [49].
Федоров женат, у него двое детей [49].
|