Д.Ю. Вот смотри, мне так видится: вот у нас был Советский Союз, который в области образования в том числе добился невероятнейших успехов. И внутри Советского Союза мы могли получать любое абсолютно образование бесплатно, и даже, если я правильно помню, некоторое количество раз, т.е. два высших образования как-то никого не смущали. Больше нашего Советского Союза нет. Есть у нас Россия — страна с совершенно другим социальным строем, и не будем лицемерить, в Советском Союзе, по всей видимости, такое количество специалистов с высшим образованием не было востребовано по профессиональной занятости. А при капитализме, на мой взгляд, это вообще очевидно — что должно быть вот такое вот количество хорошо образованных и такое вот количество морлоков, которым это образование ни к чему. Тут как один из наиболее передовых деятелей капиталистической Европы прошлого века, который сообщал, что в каждой русской деревне должна висеть радиотарелка на столбе на главной площади, и больше вам ничего не надо, 2 + 2 складывать умеете, а тарелка расскажет, о чём думать надо. А при таком подходе какой вообще есть шанс это дело развивать, если нужны морлоки, не нужны высокообразованные люди? Тут даже забегая, так сказать, или отпрыгивая в сторону: вот есть Соединённые Штаты, люди, которые отродясь даже там не были, не говорю — не жили, но с их точки зрения, населены дебилами, все дураки, это не знают, то не умеют, но при этом это почему-то передовая мировая держава, самая богатая, самая могучая. Но рассказы про образование, они же с одной стороны правдивы, действительно определённые слои общества ничему не обучены, и им это не надо. Но есть некая прослойка, которая всем этим рулит, и эту готовят прослойку, с одной стороны, а с другой стороны пылесосом высасывают всех умных, образованных, перспективных. Вот у нас, например, отбирали детей, математически одарённых, и в специальные интернаты, в интернатах их готовят, оттуда они идут в университет, закончили университет — добро пожаловать в Силиконовую Долину. Они все с известными лозунгами: "Пошло оно всё в этой проклятой Рашке!" уезжают и там хорошо. Т.е. с одной стороны, они при своём капитализме готовят какую-то очень-очень небольшую прослойку, а с другой стороны, высасывают чужих талантливых. А у нас это зачем вот при таком раскладе?
Константин Сёмин. Здесь очень сложно что-то добавить, потому что всё, что ты сказал, любому разумному человеку, наблюдающему за происходящим, очевидно. Это действительно так, и суть и причина тех проблем, которые охватили нашу систему образования, именно в этом, именно в том общественно-экономическом укладе, который нам навязан. Естественно, если ты строишь сырьевую экономику, то этой сырьевой экономике достаточно 3,5 инженера, больше не надо. Советская система была основана на других принципах: там не человек обслуживал экономику, а экономика была поставлена на службу человеку. Само слово "человек" должно было звучать гордо, целью человеческой жизни должно было быть развитие, саморазвитие, в первую очередь. Разное целеполагание у одной системы и у другой системы. Но даже в той системе, советской, в которой всё-таки прибыль не определяла направление движения государства в целом, даже в той системе такое количество выпускников технических вузов не было случайным, такое количество выпускников гуманитарных вузов не было случайными, потому что существовала система продуманного планирования, эти люди не выбрасывались на помойку, они выбрасывались в систему распределения трудоустройства, которая позволяла каждому выпускнику повышать свою квалификацию и находит место в жизни. Это не было случайное место, это было место общественно-полезное, это было место, в котором человек приносил пользу другим и получал шанс развиваться самому. Это так было. Мы разменяли это на другую систему, которая высчитывает всё исключительно из потенциала экономики. Но если ты раздолбал всю свою экономику и свёл её исключительно к производству сырья, к добыче сырья и транспортировке его за рубеж, то разумеется, никому в этой системе не нужны люди, которые занимаются долгосрочным научным планированием, проектированием, там не нужны, на самом деле, мозги. Здесь достаточно тех, кто будет крутить вентили, твоё сравнение абсолютно справедливо, с теми предложениями, которые в прошлом веке, в 40-ых годах или когда, звучали. Что касается продвинутой и развитой Америки, ну ведь нам же объяснили, что мы живём в обществе новых технологий, в обществе знаний, и если колониальный грабёж в 18-19 веке сводился в первую очередь к погрузке золота, природных ресурсов, пушнины, древесины на корабли, то сегодня грузят мозги. Это совершенно нормально, так и выглядит колониальная экономика, так грабёж сегодня и выглядит. В какой степени страна, которая этим грабежом занимается, является сама по себе устойчивой к внешнему воздействию, это вопрос дискуссионный, потому что да, действительно, и я сумел посмотреть, у меня была возможность в жизни понаблюдать, как их система образования, их система подготовки кадров и трудоустройства этих кадров устроена. С одной стороны, ты абсолютно прав — их общество разделено, очень жёстко стратифицировано. Есть прослойка по-настоящему управляющих процессом, в эту прослойку проникнуть практически невозможно. Если ты родился кучером, нам говорят, что американская мечта позволяет кучеру, попавшему в Нью-Йорк, в следующем или в третьем поколении стать, скажем, кем — Биллом Гейтсом или Стивом Джобсом.
|