Расстрелянный съезд кобзарей: история уничтожения украинской культуры
ЛЮДИ ВНЕ ЗАКОНАСтарцы с бандурами и лирами ходили по украинским городам и весям со времен Средневековья. Бродячие певцы и поэты пользовались уважением.
Они рассказывали о славном прошлом народа и этим зарабатывали себе на кусок хлеба. Но в концепцию советской власти странствующие музыканты не вписались — ведь, по сути, выполняли работу не зависимых от власти журналистов.
Были и другие причины не любить кобзарей. Советскую власть не устраивало то, что они нигде не работали и не имели постоянной прописки — то есть не могли быть отслежены, — рассказывает профессор Харьковской академии культуры Вера Осадчая. — Cтранствующие певцы были людьми вне закона. К тому же в те годы вообще запрещалось исполнение на украинском языке недозволенных песен. А этническая музыкальная культура очень трудно поддавалась цензуре.
Кобзарско-лирниковую, не управляемую проблему, большевики способом арестов и расстрелов не смогли решить — слишком много было в 20-х годах в Украине кобзарей, очень любили и уважали их люди издавна. И ЦК ВКП (б) решает изменить тактику — «спускает» на места аж четыре постановления: «О запрете попрошайничества», «Об обязательной регистрации музыкальных инструментов в отделах милиции и НКВД», «Об утверждении репертуара в учреждениях НКО» (народного комиссариата просвещения), «Положение об индивидуальной и коллективной музыкадьно-исполнительной деятельности». Теперь кобзарей уже не расстреливали на месте, как раньше, их закрывали в холодной, не давая есть-пить, а инструменты уничтожали.
Но и это помогало мало. Тогда кобзарей, как «неисправимый националистический элемент», начали беспощадно ругать в прессе. Газеты запестрели заголовками: «Против кобзы — радио Днепрогэса!», «Внимательнее контролируйте кобзарей!», «Кобза — музыкальная соха!», «Кудесница-гармошка становится и в определенной степени уже стала настоящим средством воспитания масс!». Народу, который испокон веков любил кобзарское искусство, силой навязывают не только «кудесницу-гармошку», но и «кудесника-баяна», «кудесницу-домру» и «кудесницу-балалайку», обязывая музыкальные фабрики Украины производить их сотнями, и тысячами!
К травле кобзарей подключают и украинских писателей. Так, Юрий Смолич писал: «Кобза таит в себе полную опасность, ибо слишком крепко связана с националистическими элементами украинской культуры, с романтикой казацкой и Сечи Запорожской. Это прошлое кобзари пытались непременно воскресить. На кобзу давит средневековый хлам жупана и шаровар ». Николай Хвылевой призывал положить конец «закобзаренню Украина», «выбивать кругом закобзаренную психику народа». И всех превзошел, пожалуй, Бажан своей поэмой «Слепцы», в которой называет кобзарей «нытиками», «вонючими выкидышами», а основу их репертуара — народный украинский героический эпос — «старорежимными проклятыми песнями».
Впрочем, не все деятели украинской культуры пошли на поводу у НКВД. Павло Тычина не стеснялся позировать перед объективом фотоаппарата с «патриархально-националистической» кобзой, а Максим Рыльский в эти проклятые годы грудью стал на защиту украинского кобзарства. Простое восхищения «старосветской» кобзой-бандурой органы как-то уже простили, а вот Максиму Фаддеевичу — нет, еще на протяжении десятилетий вынашивали планы не только духовного, но и физического его уничтожения. И не только Максима Рыльского. Органы делают невыносимой жизнь художников и фольклористов, исследователей кобзарского искусства Николая Домонтовича, Порфирия Мартыновича, Климента Квитки, Афанасия Сластиона, писателя и кобзаря Гната Хоткевича, снимают с должности директора Днепропетровского исторического музея, «кобзарского отца» Дмитрия Яворницкого…
Однако «выбить колом закобзаренную психику» украинского народа большевикам никак не удавалось. Тогда прибегли к чисто иезуитских методов укрощения вольнолюбивого украинского кобзарства. Часть кобзарей, которые «запятнали» своей крестьянско-пролетарские биографии участием в национально-освободительной борьбе, начали загонять в «колхозы» — капелл, ансамблей, квартетов, трио, где, как говорит кобзарь и священник из США Сергей Киндзерявий-Пастухов:
« народный бард превратился в политического пидбрехача коммунистической партии, а капеллы, куда насильно загоняли певцов, стали базой их перевоспитания ». Других кобзарей комиссариаты образования и органы НКВД заставляли творить «песни» и «думы», которые превозносили бы советскую действительность…
ТРИСТА УЧАСТНИКОВ
Апогеем борьбы с украинским фольклором стал расстрелянный съезд кобзарей. История не сохранила ни точной даты этого события, ни даже в каком году это произошло. По разным данным, в январе-феврале 1931-го, 1933 или 1934 года.
— Был ли он на самом деле и что именно там произошло — неизвестно, — говорит исследователь темной страницы украинской истории руководитель Харьковского кобзарского цеха Кость Черемский. — Мы пять лет провели в архивах СБУ, но так ничего и не нашли. Хотя и не теряем надежды, что правда всплывет рано или поздно.
Исследователи предполагают, что главные документы о съезде кобзарей хранятся в архиве КГБ в Москве. Доподлинно известно, что подготовка к конгрессу велась с 1927 года. Из документов того времени следует, что в оргкомитет по подготовке мероприятия входили известные в то время деятели культуры — Хоткевич, Ревуцкий, Вышенский, Колотай и другие.
Выбор Харькова вполне логичен. В начале 30-х годов там располагались все органы управления молодой Украинской Республики, в том числе НКВД. К тому же кобзарей в Харьковской и Полтавской областях было больше всего.
Как старцев уговорили приехать на официальное мероприятие, до сих пор непонятно. Но известно, что на съезд в Харькове было заявлено более трехсот участников. Однако по неизвестным причинам событие перенесли. На несколько лет.
«ЧУВСТВУЕМ, ЧТО ЕДЕМ НА СМЕРТЬ»
Исследователи вопроса по крупицам собирали информацию о съезде. Вере Осадчей посчастливилось поговорить с косвенным очевидцем тех событий.
— Кобзарь Анатолий Парфиненко как-то рассказал мне, как однажды отправился в Полтаву — учиться думам. Он случайно попал в поезд, на котором ехали слепые кобзари, — вспоминает профессор. — Старцы тогда сказали ему: «Чувствуем, что нас везут на смерть. Никому не говори, что ты кобзарь, быстро выходи из поезда!» Парфиненко так и сделал. Спасло его только то, что ехал без инструмента.
Где и как погибли 337 делегатов съезда, осталось загадкой. По одной из версий, кобзарей вывезли в тюрьму на Холодной Горе, там расстреляли, а трупы по железной дороге вывезли в район Казачьей Лопани (сейчас это приграничный с Россией поселок). По другой — хватали и расстреливали поодиночке. Есть и третья версия — ее придерживаются авторы фильма «Поводырь», который посвящен расстрелянному кобзарскому съезду: украинских «гомеров» взорвали всех вместе.
Имеется косвенное подтверждение, что эта карательная акция не выдумка. Очередной кобзарский съезд советские власти созвали перед самой войной, и тогда на форум еле-еле собрали несколько десятков делегатов.
Пожалуй, «расстрельный съезд» поставил точку на классическом украинском кобзарстве. Позже кобзари пели на официальных советских мероприятиях, и репертуар их был полностью согласован с властями: победа революции, социализм, Ленин, Сталин…
— Некоторые певцы искренне в это верили, сочиняя частушки и песни, а некоторых принуждали это делать, — вздыхает Вера Осадчая. — Мол, вы живете в колхозе, почему бы о колхозе думу не написать? Парфиненко спел мне «Думу о сестре и брате», но предупредил при этом: «Никому не говори, а то будет плохо и мне, и моей семье».
Монумент погибшим кобзарям
Существует много личных свидетельств, тех событий. Но документов нет. Это дает основание многим сомневаться в этом.
Вся информация об этом была так тщательно засекречена, что до сих пор нет единого мнения: а был ли конгресс на самом деле.
Также см. Воспоминание Дмитрия Шостаковича
А борьба с кобзарями продолжается.
Например Блогер varjag_2007 в посте указывает на несогласования в версиях и отсутсвие документов, отметая и не веря всем свидетельствам.
Некий Виктор Дяченко пишет, что кобзари вымерли при голодоморе. Но добавляет, что их вполне могли и съесть.
Откровенно говоря, хотя доказательства не основанны на старых документах, мне они представляются вполне убедительными на фоне приведенных в статье данных о борьбе с кобзарями и обычных действиях сталинского НКВД (+ свидетельства очевидцев). А опровержения выглядят куда более тенденциозными. Ну а во что верить вам — решайте сами.
Вполне возможно, что разные версии событий — это не совсем разные версии, а разные события в ряду уничтожения украинской культуры. Вне зависимости от того, на все ли 100% правдивы рассказы о съезде (хотя думаю, что правдивы) — борьба с культурой кобзарей очевидна. Как и ее результаты.
Все+9Общие разделы+5Персональные блоги+4
ИнтересныеНовые+5ОбсуждаемыеTOPПросматриваемые
Расстрелянный съезд кобзарей: история уничтожения украинской культуры
Історія
ЛЮДИ ВНЕ ЗАКОНА
Старцы с бандурами и лирами ходили по украинским городам и весям со времен Средневековья. Бродячие певцы и поэты пользовались уважением.
Історія:
http://divannaya-sotnya.com кобзарі фото
Они рассказывали о славном прошлом народа и этим зарабатывали себе на кусок хлеба. Но в концепцию советской власти странствующие музыканты не вписались — ведь, по сути, выполняли работу не зависимых от власти журналистов.
— Были и другие причины не любить кобзарей. Советскую власть не устраивало то, что они нигде не работали и не имели постоянной прописки — то есть не могли быть отслежены, — рассказывает профессор Харьковской академии культуры Вера Осадчая. — Cтранствующие певцы были людьми вне закона. К тому же в те годы вообще запрещалось исполнение на украинском языке недозволенных песен. А этническая музыкальная культура очень трудно поддавалась цензуре.
Кобзарско-лирниковую, не управляемую проблему, большевики способом арестов и расстрелов не смогли решить — слишком много было в 20-х годах в Украине кобзарей, очень любили и уважали их люди издавна. И ЦК ВКП (б) решает изменить тактику — «спускает» на места аж четыре постановления: «О запрете попрошайничества», «Об обязательной регистрации музыкальных инструментов в отделах милиции и НКВД», «Об утверждении репертуара в учреждениях НКО» (народного комиссариата просвещения), «Положение об индивидуальной и коллективной музыкадьно-исполнительной деятельности». Теперь кобзарей уже не расстреливали на месте, как раньше, их закрывали в холодной, не давая есть-пить, а инструменты уничтожали.
Но и это помогало мало. Тогда кобзарей, как «неисправимый националистический элемент», начали беспощадно ругать в прессе. Газеты запестрели заголовками: «Против кобзы — радио Днепрогэса!», «Внимательнее контролируйте кобзарей!», «Кобза — музыкальная соха!», «Кудесница-гармошка становится и в определенной степени уже стала настоящим средством воспитания масс!». Народу, который испокон веков любил кобзарское искусство, силой навязывают не только «кудесницу-гармошку», но и «кудесника-баяна», «кудесницу-домру» и «кудесницу-балалайку», обязывая музыкальные фабрики Украины производить их сотнями, и тысячами!
К травле кобзарей подключают и украинских писателей. Так, Юрий Смолич писал: «Кобза таит в себе полную опасность, ибо слишком крепко связана с националистическими элементами украинской культуры, с романтикой казацкой и Сечи Запорожской. Это прошлое кобзари пытались непременно воскресить. На кобзу давит средневековый хлам жупана и шаровар ». Николай Хвылевой призывал положить конец «закобзаренню Украина», «выбивать кругом закобзаренную психику народа». И всех превзошел, пожалуй, Бажан своей поэмой «Слепцы», в которой называет кобзарей «нытиками», «вонючими выкидышами», а основу их репертуара — народный украинский героический эпос — «старорежимными проклятыми песнями».
Впрочем, не все деятели украинской культуры пошли на поводу у НКВД. Павло Тычина не стеснялся позировать перед объективом фотоаппарата с «патриархально-националистической» кобзой, а Максим Рыльский в эти проклятые годы грудью стал на защиту украинского кобзарства. Простое восхищения «старосветской» кобзой-бандурой органы как-то уже простили, а вот Максиму Фаддеевичу — нет, еще на протяжении десятилетий вынашивали планы не только духовного, но и физического его уничтожения. И не только Максима Рыльского. Органы делают невыносимой жизнь художников и фольклористов, исследователей кобзарского искусства Николая Домонтовича, Порфирия Мартыновича, Климента Квитки, Афанасия Сластиона, писателя и кобзаря Гната Хоткевича, снимают с должности директора Днепропетровского исторического музея, «кобзарского отца» Дмитрия Яворницкого…
Однако «выбить колом закобзаренную психику» украинского народа большевикам никак не удавалось. Тогда прибегли к чисто иезуитских методов укрощения вольнолюбивого украинского кобзарства. Часть кобзарей, которые «запятнали» своей крестьянско-пролетарские биографии участием в национально-освободительной борьбе, начали загонять в «колхозы» — капелл, ансамблей, квартетов, трио, где, как говорит кобзарь и священник из США Сергей Киндзерявий-Пастухов:
« народный бард превратился в политического пидбрехача коммунистической партии, а капеллы, куда насильно загоняли певцов, стали базой их перевоспитания ». Других кобзарей комиссариаты образования и органы НКВД заставляли творить «песни» и «думы», которые превозносили бы советскую действительность…
ТРИСТА УЧАСТНИКОВ
Апогеем борьбы с украинским фольклором стал расстрелянный съезд кобзарей. История не сохранила ни точной даты этого события, ни даже в каком году это произошло. По разным данным, в январе-феврале 1931-го, 1933 или 1934 года.
— Был ли он на самом деле и что именно там произошло — неизвестно, — говорит исследователь темной страницы украинской истории руководитель Харьковского кобзарского цеха Кость Черемский. — Мы пять лет провели в архивах СБУ, но так ничего и не нашли. Хотя и не теряем надежды, что правда всплывет рано или поздно.
Исследователи предполагают, что главные документы о съезде кобзарей хранятся в архиве КГБ в Москве. Доподлинно известно, что подготовка к конгрессу велась с 1927 года. Из документов того времени следует, что в оргкомитет по подготовке мероприятия входили известные в то время деятели культуры — Хоткевич, Ревуцкий, Вышенский, Колотай и другие.
Выбор Харькова вполне логичен. В начале 30-х годов там располагались все органы управления молодой Украинской Республики, в том числе НКВД. К тому же кобзарей в Харьковской и Полтавской областях было больше всего.
Как старцев уговорили приехать на официальное мероприятие, до сих пор непонятно. Но известно, что на съезд в Харькове было заявлено более трехсот участников. Однако по неизвестным причинам событие перенесли. На несколько лет.
«ЧУВСТВУЕМ, ЧТО ЕДЕМ НА СМЕРТЬ»
Исследователи вопроса по крупицам собирали информацию о съезде. Вере Осадчей посчастливилось поговорить с косвенным очевидцем тех событий.
— Кобзарь Анатолий Парфиненко как-то рассказал мне, как однажды отправился в Полтаву — учиться думам. Он случайно попал в поезд, на котором ехали слепые кобзари, — вспоминает профессор. — Старцы тогда сказали ему: «Чувствуем, что нас везут на смерть. Никому не говори, что ты кобзарь, быстро выходи из поезда!» Парфиненко так и сделал. Спасло его только то, что ехал без инструмента.
Где и как погибли 337 делегатов съезда, осталось загадкой. По одной из версий, кобзарей вывезли в тюрьму на Холодной Горе, там расстреляли, а трупы по железной дороге вывезли в район Казачьей Лопани (сейчас это приграничный с Россией поселок). По другой — хватали и расстреливали поодиночке. Есть и третья версия — ее придерживаются авторы фильма «Поводырь», который посвящен расстрелянному кобзарскому съезду: украинских «гомеров» взорвали всех вместе.
Имеется косвенное подтверждение, что эта карательная акция не выдумка. Очередной кобзарский съезд советские власти созвали перед самой войной, и тогда на форум еле-еле собрали несколько десятков делегатов.
Пожалуй, «расстрельный съезд» поставил точку на классическом украинском кобзарстве. Позже кобзари пели на официальных советских мероприятиях, и репертуар их был полностью согласован с властями: победа революции, социализм, Ленин, Сталин…
— Некоторые певцы искренне в это верили, сочиняя частушки и песни, а некоторых принуждали это делать, — вздыхает Вера Осадчая. — Мол, вы живете в колхозе, почему бы о колхозе думу не написать? Парфиненко спел мне «Думу о сестре и брате», но предупредил при этом: «Никому не говори, а то будет плохо и мне, и моей семье».
Історія:
http://divannaya-sotnya.com монумент расстрелянным кобзарям
Монумент погибшим кобзарям
Существует много личных свидетельств, тех событий. Но документов нет. Это дает основание многим сомневаться в этом.
Вся информация об этом была так тщательно засекречена, что до сих пор нет единого мнения: а был ли конгресс на самом деле.
Также см. Воспоминание Дмитрия Шостаковича
А борьба с кобзарями продолжается.
Например Блогер varjag_2007 в посте указывает на несогласования в версиях и отсутсвие документов, отметая и не веря всем свидетельствам.
Некий Виктор Дяченко пишет, что кобзари вымерли при голодоморе. Но добавляет, что их вполне могли и съесть.
Откровенно говоря, хотя доказательства не основанны на старых документах, мне они представляются вполне убедительными на фоне приведенных в статье данных о борьбе с кобзарями и обычных действиях сталинского НКВД (+ свидетельства очевидцев). А опровержения выглядят куда более тенденциозными. Ну а во что верить вам — решайте сами.
Вполне возможно, что разные версии событий — это не совсем разные версии, а разные события в ряду уничтожения украинской культуры. Вне зависимости от того, на все ли 100% правдивы рассказы о съезде (хотя думаю, что правдивы) — борьба с культурой кобзарей очевидна. Как и ее результаты.
Історія:
http://divannaya-sotnya.com кобзар сучасний
фото©
Ой заграй нам пісню, кобзарю, кобзарю
Таку щоб співати козаку й володарю.
Від музики той щоб линув запах полину,
Та й серце нам тішила у лиху годину.
Заграй таку пісню щоб змовкли гармати,
Та у порожній хаті не плакала б мати.
Почують цю пісню від Карпат до моря,
І не буде у Вкраїні ніякого горя.
Бо досі лише сурми грають на сполох,
Й парубків поглинає вогнерукий Молох.
Нема пісні чарівної — і стоять в обороні,
Лицарі могутні закуті у броні.
Олексій С. Желєзнов
NSW
https://new.vk.com/dyvannasotnja