Цитата:
Подготовка атомщиков вузами Украины нуждается во внимании со стороны государства доктор технических наук, исполнительный секретарь Украинского ядерного общества, Почетный энергетик Украины С. В. Барбашев,
В статьях исполнительного директора по кадрам, труду и социальным вопросам ГП НАЭК «Энергоатом» Т. К. Алексеевой «Подготовка персонала для АЭС Украины» и директора департамента управления квалификацией персонала ГП НАЭК «Энергоатом» В. Н. Иваницкого, которые напечатаны в журнале «Энергоатом Украины» №6 (36) за 2011 год, на мой взгляд, дана полная картина состояния дел по реализации кадровой политики в отрасли.
Однако следует отметить, что подготовка кадров для отрасли сильно зависит от состояния дел в государственной системе образования. В частности, в Украине на государственном уровне до сих пор не решены такие насущные проблемы, как качество образования, наличие двухсторонних связей между вузами и потребителями специалистов, резкая девальвация статуса преподавательской и научной деятельности, остаточный принцип финансирования образования, вследствие чего неизбежно возникает коррупция, отсталость материально-технической базы высшей школы, потеря как преподавательских кадров, так и взаимосвязи образования с наукой и производством, низкий уровень решения социальных проблем преподавателей и студентов (зарплата, жилье, пенсионное обеспечение) и прочее. Большинство
вышеназванных проблем существуют и в вузах, готовящих специалистов для предприятий ядерно-энергетического комплекса Украины. И если бы государственные чиновники не на словах, а на деле заботились о развитии ядерной энергетики как основы экономической стабильности и процветания страны, то первые пришли бы на помощь атомщикам в деле подготовки кадров для отрасли, чтобы вместе с ними решить все проблемы. Пока же все решается исключительно силами отрасли. А так как для нее подготовка кадров не является непосредственно производственной задачей, то совершенно понятно, что вся ответственность за качество подготовки будущих специалистов возлагается на вузы, выполняющие эту работу по заказу отрасли. А все эти вузы в настоящее время принадлежат Министерству образования. Круг замкнулся. И как бы не
старался НАЭК «Энергоатом», без поддержки на уровне Кабинета Министров многих проблем не решить.
В настоящей статье рассмотрены некоторые аспекты подготовки специалистов для атомной энергетики страны и предложены пути решения имеющихся проблем.
Остановлюсь на некоторых сторонах подготовки кадров для АЭС Украины.
Выпускники НТУУ «Киевский политехнический институт», Одесского национального политехнического университета (ОНПУ) и Севастопольского национального университета ядерной энергии и промышленности (СНУЯЭиП) составляют основной кадровый потенциал предприятий атомной энергетики.
Если учесть, что СНУЯЭиП до недавнего времени имел соответствующие финансовые преференции как вуз двойного подчинения (Минэнерго и Минобразования), имеет хорошую материальную базу, в основном оставшуюся от бывшего военного училища, право преимущественного приема на учебу детей Распоряжением КМ №1191-р от 16.11.2011 СНУЯЭиП передан в сферу управления Министерства образования и науки.
Также хотелось бы сделать акцент на неполноте перечня специальностей, по которым наши высшие учебные заведения готовят специалистов для АЭС, что в недалеком будущем может сказаться на уровне безопасности и надежности работы как станции в целом, так и ее оборудования, приборов и систем.
Например, по специальности «Атомная энергетика» подготовка студентов в настоящее время осуществляется во всех вышеперечисленных университетах, но ни в одном не готовят инженеров по специальности «Надежность и безопасность АЭС», а «Дозиметрия и защита от ионизирующего излучения» вообще исключена из номенклатуры специальностей.
В стране, пережившей Чернобыльскую катастрофу, как ни удивительно, не готовят специалистов по аварийным ситуациям, по системам радиационного контроля и мониторинга окружающей среды. И это при том, что в специализированных службах произошла настолько глубокая ротация кадров, что тех, кто приобрел опыт в ходе ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, практически не осталось.
Кроме того, нам обязательно нужны специалисты в области культуры безопасности, которых в вузах Украины также не готовят. Только на кафедре АЭС и инженерной теплофизики НТУУ «КПИ» этому предмету уделяется внимание, но и то в рамках факультативного курса.
Такое положение вещей недопустимо, особенно сейчас, после катастрофы на Чернобыльской АЭС и в Японии. Можно с уверенностью сказать о существовании на АЭС Украины первостепенной потребности в специалистах вышеперечисленных направлений, что подтверждается письмами с АЭС в адрес дирекции по кадрам ГП НАЭК «Энергоатом».
Развитие атомной энергетики невозможно без поддержки широких слоев общественности. После аварии на японской АЭС «Фукусима-1» более 60% населения Украины считают АЭС опасными, а за строительство новых АЭС высказываются всего около 5% украинцев. Ярким примером отрицательного отношения населения регионов страны к атомной энергетике являются результаты опроса общественного мнения жителей 30-км зоны Хмельницкой АЭС по поводу достройки 3 и 4 энергоблоков. Как показали исследования, проведенные специалистами Острожской академии летом этого года, только 17,5% населения зоны наблюдения поддерживают этот план.
По поводу этих и других проблем, связанных с подготовкой кадров для отрасли, требующих неотложного решения, Украинское ядерное общество, руководство специализированных кафедр ОНПУ, его ректор, заинтересованные представители НТУУ «КПИ» не раз обращались в Министерство топлива и энергетики Украины, Министерство образования и науки, молодежи и спорта Украины, Совет национальной безопасности и обороны Украины, однако должного понимания не находили, что может свидетельствовать об отсутствии интереса со стороны государственных органов власти к решению проблем ядерно-энергетической отрасли, а может быть и о непонимании важности развития ядерной энергетики в Украине. Этим можно объяснить тот факт, что у нас до сих пор нет программы подготовки кадров, которая учитывала бы пока что действующую Энергетическую стратегию Украины на период до 2030 года. Для ее реализации уже сейчас необходимы разнообразные кадры: проектировщики, строители, монтажники, наладчики аппаратуры, эксплуатационщики, ремонтники, менеджеры, причем, как с высшим, так и со средним специальным образованием, а также рабочие различных профессий. Однако спланировать заказ на подготовку таких специалистов и указать, каких и сколько работников необходимо иметь для реализации намеченных стратегических планов можно будет только при наличии Национальной программы развития ядерно-энергетического комплекса Украины, неотъемлемой частью которой должна стать программа подготовки кадров для отрасли. А она пока не утверждена, хотя ее концепция уже существует.
Чтобы не утратить кадровый потенциал отрасли, а также педагогические и научные кадры, занятые в сфере подготовки специалистов для ядерно-энергетического комплекса страны, многие из которых уже имеют возраст, близкий к пенсионному, необходимо на государственном уровне срочно решить ряд вопросов, касающихся определения:
- перечня учебных заведений для подготовки требующихся кадров;
- их потребности с учётом перспективного развития отрасли;
- номенклатуры необходимых специальностей;
- соответствующего уровня образования (высшее, среднее специальное, рабочие специальности);
- наличия квалифицированных преподавателей и увеличения их числа.
Также нужно установить равные отношения отрасли с вузами, улучшить материально-техническое оснащение учебного процесса, решить ряд социальных вопросов молодых специалистов (гарантированная возможность работы по полученной специальности, стабильная зарплата, жилье, медицинское обслуживание и т. д.), достигнуть надлежащего уровня финансирования обучения и зарплат преподавателей, возобновить взаимосвязь вуз – производство – наука и предоставить возможность решения высшими учебными заведениями научных задач отрасли.
Подводя итоги, хотелось бы еще раз обратить внимание руководства Министерства энергетики и угольной промышленности Украины, Министерства образования и науки Украины на необходимость срочного решения кадровых вопросов, которые стоят перед ядерной отраслью Украины в связи с намеченными планами ее развития.
В свою очередь, Украинское ядерное общество (УкрЯО) как общественная организация, объединяющая в своих рядах профессионалов-атомщиков и всех тех, кто является сторонником развития ядерной энергетики, может в рамках общественного методического совета, который уже существовал в структуре УкрЯО и успешно работал несколько лет, взять на себя координацию взаимодействия между кафедрами (вузами), ведущими подготовку специалистов для отрасли, и Минэнергоуглепромом, Минобразования Украины, ГП НАЭК «Энергоатом». Кроме того, специалисты, входящие в этот совет, могли бы разработать проект концепции программы подготовки кадров для ядерной энергетики и промышленности Украины и осуществлять общественный контроль разработки уже непосредственно программы, ее внедрения и реализации.