КОТИГОРОШКО. Мы условно выделили пять главных супергероев украинских сказок. Первое место отдали Котигорошко за основной посыл: главная ценность — семья. Это особенный персонаж: исследователи традиций казацкого боя "Спас" уверены, что в этой сказке "зашита" методика воспитания казака-воина, характерника, верного защитника Матери-Земли. Самый младший в роду, Котигорошко, родился магическим способом — от горошинки, которую съела его мать. С детства проявляет огромную силу. Узнав, что еще до его рождения братьев и сестру похитил Змей, он без сомнений идет их вызволять, с помощью огромной булавы расправляется со злодеем и спасает родных из плена.
Котигорошко. Главное в его жизни — семья.
СТОЙКОСТЬ ХАРАКТЕРА И СУДЬБА
Большинство героев украинских сказок уже рождается с суперспособностями — будь то сверхчеловеческая физическая сила, или невероятный ум, или какие-то магические умения. Вспомним хотя бы Чабанца, который с детства играет с восьмипудовым камнем, или Кирило Кожемяку, с легкостью рвущего 12 воловьих шкур.
Однако есть проблема: такому человеку практически нереально подражать. Наши предки тоже это понимали, поэтому был и другой тип супергероев — обездоленные простые люди, у которых вначале не было ничего, а затем они смогли добиться всего. Такой, например, казак Мамарыга или парень из сказки "Ох", которого волшебник из ленивого увальня превращает в трудолюбивого человека со сверхъестественными способностями. При этом как первый, так и второй тип героев отличаются добротой и благородством. Они могут поделиться со своими побратимами последней копейкой, простить провинившегося друга, помочь бедному селянину, спасти других от жестокого врага. Они посвящают жизнь борьбе со злом — как со сверхъестественными силами, так и с социальной несправедливостью. "Отличие именно украинских героев — в том, что они имеют четко выраженные маскулинные признаки — мужество, стойкость характера, — говорит Олеся Наумовская. — Украинский супергерой мало говорит, но много делает. При этом сказал — значит сделал. Кроме того, украинский супергерой в некотором роде "посвященный" — он словно заранее знает, что должно произойти".
Царь Ох. Невольно помогает главному герою.
ИВАН ГОЛЫК: ПОМОГАЙ, И ТОГДА ТЕБЕ ТОЖЕ ПОМОГУТ
Иван Голык — княжеский сын. Как-то он прогневил отца, и тот толкнул его в реку, где его проглотила Рыба-кит. Чудом выбравшись на берег, Иван остался без одежды (отсюда и странное для княжеского сына прозвище Голык) и встретил своего брата, уже ставшего князем и отправившегося искать себе жену. Иван предложил отвести брата к Змею, у которого были дочки на выданье. По дороге он помог мышиному и комариному войску, спас щуку. Потом эти создания помогли ему пройти Змеевы испытания, добыть князю жену-Змеевну. Когда же Змеевна узнала, кто на самом деле прошел испытания, то отрубила Ивану ноги, а мужа-князя отправила пасти овец. Но безногий Иван не сдался: встретив другого калеку, Безрукого, предложил ему побратимство. Вместе они взяли в плен Змея, который в обмен на свободу отнес их к колодцу с исцелившей их живой водой.
ПАСТУШОК ПОБЕЖДАЕТ "КИЛЛЕРОВ"
У пастушка Чабанца — ни кола ни двора. Уже в детстве он проявляет суперсилу: находит камень в 8 пудов, привязывает его к кнуту и делает себе "игрушку". Узнав, что королевну хотят принести в жертву Змею, идет ее спасать. Когда Змей повержен, король отдает Чабанцу дочку в жены, а сам подговаривает двух богатырей его убить. Чабанец расправляется и с "киллерами", а потом проявляет благородство и доброту: прощает короля и живет дальше счастливо.
МАМАРЫГА: ОТДАЕТ ВСЕ, ЧТО У НЕГО БЫЛО
25 лет казак Мамарыга работал на пана и заработал три медных гроша. Возвращаясь домой, он встретил трех мужчин, и они рассказали ему о магических предметах, которые у них отобрали разбойники. Казак братается с ними и каждому благородно дает по грошу — все, что у него было. Потом их дороги расходятся, но Мамарыге по пути попадаются разбойники, ограбившие его побратимов. Хитростью и смекалкой казак отбирает у них магические предметы (торбу, которая стол из ничего накрывает, торбу, которая любую работу выполняет, и сапоги, в которых можно ходить по воде), а вдобавок и летающего коня Гивера. Побратимы же благодаря медным грошикам разбогатели и в благодарность подарили Мамарыге магические предметы, когда он хотел их вернуть. С помощью этих вещей Мамарыга умудряется исполнить тяжелое задание от короля и взять в жены его дочь.
Далее он просит у короля и королевство. Получив отказ, улетает вместе с женой на необитаемый остров на коне Гивере. Но недовольная нищим мужем жена ворует волшебные предметы и улетает на коне домой. Мамарыга смог вернуться и наказать предавших его жену и тестя. После "науки" королевна стала хорошей женой, а король отдал казаку Мамарыге все королевство.
МУДРАЯ ДЕВКА-СЕМИЛЕТКА
В отличие от западноевропейских сказочных женских персонажей, для украинских супергероинь главное не красота, а острый ум и способность разрешать самые хитроумные задачи пана. В данном случае героиня, маленькая девочка, не только помогла своему отцу отсудить у жадного брата корову, но и устроила свою судьбу. Сраженный мудростью Девки-семилетки пан со временем, когда та выросла, женился на ней. Так, благодаря своим способностям, она стала богатой и повысила социальный статус.
Но вообще же для героинь украинских сказок свадьба с принцем (или паном) и традиционное "жили они долго и счастливо" не главное. Все потому, что нашим Золушкам не нужно было сражаться с конкурентками за принцев, чтобы чувствовать себя материально защищенными. Ведь в Украине существовала так называемая материзна — передача наследства по женской линии. Поэтому на первый план выходили не внешние, а внутренние качества: ум, трудолюбие, благородство.
ЗЛОДЕИ ПОМОГАЮТ СТАТЬ ГЕРОЕМ
Один в поле не воин, потому у супергероя всегда есть в арсенале как помощники, так и враги. "В большинстве волшебных сказок спутник главного героя — конь. Он — символ связи между мирами, опекун рода, — рассказала "Сегодня" Леся Мушкетик, доктор филологических наук, сотрудник Института искусствознания, фольклористики и этнологии им. Рыльского НАНУ. — Чаще всего он передается по наследству или появляется как дар с того света, который нужно приручить. В некоторых сказках коня находят в погребе — указание на его загробное происхождение. Иногда его дарит Баба Яга герою за службу, например, за то, что тот пас ее кобылиц. Очень часто конь спасает герою жизнь благодаря своим волшебным способностям. В сказках Закарпатья его зовут конь-татош (конь-волшебник), у которого могут быть крылья, три или пять ног. Подковы у него прибиты задом наперед, чтобы не было понятно, куда едет путник, замести следы и убежать от преследователей".
АНТИПОДЫ. В сказках супергерой обязательно противопоставляется злодею. Но антипод на самом деле только усиливает роль супермена и постоянно вступает с ним в конфликт, создавая таким образом сюжет сказки. Потому без злодеев и забияк никуда. "Злотворцы могут быть и великанами (например, Соловей-разбойник сидел на трех дубах, девяти суках), и неприметными дедками или духами, — продолжает Леся Мушкетик. — Например, Гайгай, Ломиборода, Ликтык-Бородык: дед на ноготь, борода на коготь, а вред нанести могут серьезный. Из этой категории больше всего известен лесной царь Ох, которого можно позвать, сказав, например: "Ох, как я устал". В одноименной сказке Ох сжигает своего помощника дотла, а потом оживляет живой водой, после чего герой обретает новые качества, например, становится трудолюбивым, ответственным. Из обычного парня он создает ловкача, который может перехитрить даже черта. Злодеи внешне очень страшные, отталкивающие. В западноукраинских сказках сохранился персонаж Поган-дивчи, или Поган-девки, — жестокой язычницы, владеющей замком и мучающей людей. У нее птичьи лапы (гусиные, куриные или одна утиная, другая козья), она ходит по нитям и по очереди убивает всех мастеров, которые не смогли пошить сапоги ей впору, ибо она никому не показывает свои уродливые ноги. Швец выживает только благодаря смекалке — посыпает дорогу зерном, чтобы Поган-девка оставила свои следы, по которым он снимает мерки. А вот образ Костия Бездушного (он же — Несмертельный Козелок, или Кощей Бессмертный), как считают исследователи, походит от божества смерти (ее в народе еще называют Костомахой), которое берет себе в жены молодую девушку. С этим мотивом в сказках связано добывание души Кощея и победы над ним.
Поган-девка. У вредины одна нога утиная, другая — козья.
Конь-татош. Подкован так, чтобы убежать от погони.