Авторы идеи - журналисты Томского канала ТВ2.....У журналистов деды воевали и они решили, что на очередной день победы необходимо бы придти с фотографиями своих близких родственников. Начали предлагать через передачу присоединиться к их акции. Сразу заявлялось, что акция не несет никакой подоплеке, не допустима реклама, финансирование и любые лозунги. Смысл - я есть, я помню, я горжусь. Они ожидали 1,5 тыс., власти разрешили им шествие на 500 человек, а пришло 6 тысяч. Проход в 12 году получился резонансным и в 13 шествия прошли уже в 120 городах.
Первоначально символом выбрали красноармейскую звездочку, но на Алтае местные сделали свой знак - надгробная звезда и взлетающий белый журавль, по песне "журавли". А сколько песен простыми людьми написано бессмертному полку, думаю под несколько десятков наберется. Авторы - гитарист, пенсионеры, водитель маршрутки, профессор, поэты, да кто только не писал, вот как зацепило.
Считаю песню новокузнецкого учителя одну из лучших, передающих сам смысл, саму суть.
Ну и слово одному из авторов(советую прочитать полностью):
Было заметно, что с каждым годом ветеранов становится меньше и меньше, их ряды редеют, и вот в 2011-м Игорь Дмитриев предложил: "А давайте в следующий раз возьмем портреты наших дедов". Это ведь праздник фронтовиков, они должны идти победным строем в любые времена.
В принципе, идея витала в воздухе. Мы уже потом узнали, что в 2007-м в Тюмени колонна школьников принесла к Вечному огню фотографии солдат, а через два года в Севастополе прошел марш "Внук за деда". Но эти акции не получили развития, остались разовым действием. Вот и мы тогда поговорили и забыли. По-настоящему вспомнили о предложении Игоря только зимой 2012-го. Подумали: а почему бы не попытаться реализовать? Сели втроем и стали размышлять, как это сделать практически. Сергей отвечал за информирование в Интернете, я - за радио (в нашу медиагруппу входит пять рейтинговых станций), Игорь смонтировал телеролик. Главный редактор и гендиректор ТВ-2 Виктор Мучник предоставил эфир.
Собственно, вся предыстория. Оставалось решить, как назвать акцию. Перебирали различные варианты, склонились в пользу "Бессмертного полка", посчитав, что так точнее и правильнее. Пока жива память, герои не умерли. Своего рода эстафета во времени: от детей к внукам, от внуков к правнукам...
Надеюсь, нам удалось зацепить какие-то струны в душах людей, начатое дело не заглохнет, несмотря на возникшие в последние месяцы сложности, о чем тоже можем поговорить, если захотите.
- Уже хочу. Но давайте по порядку.
- Мы не думали о всероссийском размахе, хотя весна этого года выдалась особенно напряженной. Количество городов, решивших присоединиться к акции, росло стремительно, процесс требовалось как-то координировать, направлять в нужное русло. Времени на оргвопросы уходило очень много. У нас в медиагруппе даже шутка родилась. Один сотрудник спрашивает другого: "А где Лапенков?" Тот отвечает: "Директор на марше..." Ведь "Полк" - чистой воды волонтерство, от основной работы меня никто не освобождал. Как ни крути, а пять радиостанций требуют внимания...
Кто же знал, во что все выльется? В 2012-м мы хотели провести акцию в родном Томске, показать ее людям. Нужна была альтернатива тому, как складывалась судьба Дня Победы с середины нулевых годов, когда вместо ветеранов на улицы стали выходить ряженые в солдатскую форму, устраивая коктейль из псевдопарада и перфоманса на темы минувшей войны. Все выглядело шумно, пафосно и, на наш взгляд, имело мало отношения к празднику, который мы помним и чтим. Чиновники воспринимали 9 Мая как мероприятие, о котором надо отчитаться наверх, политики стригли свои дивиденды.
Исчезла чистота, искренность, вот мы и попытались снова сделать День Победы живым.
- А сколько было в действительности?
- Шесть тысяч. Информационная поддержка дала результат. Мы рассказывали про идею "Бессмертного полка" по радио, канал ТВ-2 активно включился, журналист Леша Багаев снял серию прекрасных сюжетов, в них речь шла не только о ветеранах, но и об истории семей. Вот вы в курсе, что в Томской области были поселения, откуда не призывали на фронт вплоть до 1942 года, а потом забрали сразу всех? Там жили так называемые спецпереселенцы, практически - враги народа.
- Поволжские немцы?
- Кого там только не было! И немцы, и прибалты - латыши, эстонцы, литовцы, и западные украинцы, и поляки...
- Но факт, что личная история стремительно переросла в общественную.
- Про разные другие смыслы мы стали думать потом. Изначально двигало желание очистить 9 мая от наносной шелухи, кондового официоза и попыток спекулировать на святом празднике. В первый год у наших координаторов возникали конфликты с КПРФ и прочими организациями левого толка. Они хотели возглавить колонну "Полка" с фотографиями Сталина в парадном кителе. Я задавал один вопрос: "Кто из вас лично приходится внуком или правнуком товарищу генералиссимусу? Если такие есть, несите. А чужие портреты брать не надо". Я не против коммунистов, хотя и не разделяю их базовые идеи. Дело в ином. Мы и представителям остальных партий вежливо, но твердо объяснили: "Полк" не про это, не нужно пытаться использовать его ради собственного политического пиара. Откровенно говоря, это сильно раздражает.
- Представители "Единой России" в 2012-м предложили нам сделать сетевой федеральный проект, пообещав взамен финансовую и прочую поддержку. Мы поняли, что надо срочно прописывать принципы "Полка". Зафиксировали в уставе: это некоммерческая, неполитическая, негосударственная гражданская инициатива, поддержать ее волен каждый гражданин независимо от вероисповедания, национальности, политических и иных взглядов. Специально оговорили, что "Полк" не может быть персонализирован ни в одном, даже самом уважаемом человеке - политике, общественном деятеле, чиновнике. Только миллионы ушедших и их потомки. Мы за объединение людей, а все, что служит иному, для нас неприемлемо.
Иногда спрашивают: а можно пойти с логотипом нашего предприятия? Да ради бога! Но не в рядах "Полка". В Томске 9 мая мы идем первыми, а потом уже партийные, корпоративные колонны. Это позиция мэрии. У нас не имиджевая площадка, а личная память каждого.
Вы задали вопрос о "сарафанном радио"... Мы рассказывали об идее коллегам-журналистам из разных регионов, презентовали "Полк" на фестивале "Вместе - радио", съездили на конкурс "МедиаБренд", где нас увидели ребята из Казахстана, и Олег Кациев, глава Internews Network по Центральной Азии, позвал на съезд представителей местных телекомпаний в Шымкенте (Чимкент). Словом, мы старались использовать любую медийную площадку. Так информация и расходилась. Как круги на воде.
- А потом сработал "принцип домино"?
- Ну да, покатился снежный ком... К новому 2013 году мы имели контакты с полусотней регионов. Эстафету Томска ранее других подхватила Тула. Там потрясающий организатор - Лена Гребнева, управляющая "МедиаТраста". Она железно стоит на позициях устава "Полка" и при этом смогла найти общий язык с местными властями. В 2015-м на акцию вышло сто тысяч туляков, фактически каждый пятый житель. Невероятно! После первого же марша губернатор Груздев предлагал Лене перейти на работу в областную администрацию, возглавить информационный департамент. Она поблагодарила и отказалась.
- Его привел Земцов. Это было, когда мы еще общались. Речь шла о том, что Лановой готов проводить концерты в поддержку "Полка". Нам идея понравилась, Василий Семенович - актер, которого народ любит... Но затем оказалось, не столько Лановой собирается помочь "Полку", сколько мы должны содействовать в организации его выступлений. Ладно, думаем, все равно на пользу общему делу. Договорились с областной филармонией, в том числе о гонораре для артиста. А потом смотрим сценарий: губернатор на сцене... речь... вручение дорогому гостю почетной грамоты... мэр на сцене... речь... вручение... Но у нас был уговор, что никакого личного пиара чиновников под прикрытием "Полка"! Кроме того, выяснилось, у концертов есть бюджет, источник которого нам отказались открыть... В общем, мы объяснили, что "Полк" - не концертное агентство, да и газированную воду под таким названием выпускать не собираемся.
В дальнейшем Лановой представлял уже новую структуру - "Бессмертный полк. Москва".
А вот в Москве серьезные нарушения устава были...
- Например?
- Присутствовали мобилизационные моменты, когда людей обязывали выходить на марш. И такое, кстати, наблюдалось не только в Москве. В Красноярске в колонну "Полка" добровольно встали десять тысяч человек, но местным властям этого показалось мало, и они зачем-то выгнали на улицы школьников. Потом по телевидению крутили сюжет, как корреспондент спрашивает у девочки: "Что сделал человек, чье фото ты несешь?" А она отвечает: "Какой человек? Это табличка". Ролик в Интернете посмотрела масса народу. Понимаете, о чем толкую?
- Считаем, наша задача во многом выполнена. Страна услышала про "Бессмертный полк". Не думаю, что кому-то удастся опошлить эту идею. Хотя, конечно, все зависит от людей. Я видел несколько человек, которые шли на марш в футболках с отпечатанными на них портретами ветеранов. Несли фото в буквальном смысле на себе. Этого мы, увы, изменить не можем, если папа с мамой мальчику или девочке вовремя не объяснили, что принт деда на футболке - за гранью добра и зла. Нельзя разменивать память на фу-фу, маечки и сувениры.
Надеюсь, подобных глупостей будет мало. Боюсь другого. Мой дед воевал, чтобы был мир. Полагаю, поэтому и про войну никогда не вспоминал. Как и многие другие ветераны. Уверен, никто из фронтовиков не пожелал бы, чтобы его потомки прошли через нечто подобное. Смое страшное, если "Бессмертный полк" окажется не во имя мира, а ради новой войны. Ужасно, если памятью предков станут воспитывать молодые поколения для будущих битв. Нельзя допустить чудовищную подмену. Это гораздо серьезнее альтернативных структур Николая Земцова или Василия Ланового с ТЭФИ. Беда, если люди с воодушевлением воспримут идею повоевать с кем-нибудь. На мой взгляд, это предательство памяти наших дедов. С подобным я точно готов и буду бороться...
- Смотрю на фото Ивана Адамовича Лапенкова: а вы ведь с ним похожи, Сергей!
- Ну да. Многие об этом говорят. Хотелось бы, чтобы не только внешне...
http://glav.su/forum/4-politic ... 5540/