За последние несколько лет в стране произошли сразу несколько авиакатастроф, по итогам которых выяснялось, что пилоты разбившихся лайнеров или не располагали достаточным опытом, или имели поддельные летные дипломы.
Как заявил в апреле глава Следственного комитета Александр Бастрыкин, капитан лайнера «Боинг-737», разбившегося в аэропорту Казани в 2013 году, вообще не имел права садиться за штурвал. «В ходе расследования уголовного дела было установлено, что командир судна имел поддельное свидетельство коммерческого пилота гражданской авиации, а также соответствующий диплом, которые он приобрел у установленного следствием лица еще в 2009 году», – сообщил Бастрыкин.
Напомним, что к аварии борта авиакомпании «Татарстан» привела штатная, хотя и не совсем стандартная ситуация – уход на второй круг. Ничего запредельного в этом маневре нет. Таким образом, в гибели татарского «Боинга» виноваты летчики. За штурвалами лайнера сидели люди, каждый из которых проработал в авиации более двадцати лет, причем на летных должностях. Но сидеть в кабине лайнера во время полета еще не значит его пилотировать. Командир был в прошлом штурманом, а второй пилот – бортинженером. Разумеется, не стоит думать, что их просто пересадили из кресел штурмана и бортинженера на места пилотов – каждый из них прошел соответствующее переучивание в специальных центрах. Но тут-то и возникают вопросы.
Фактором, который с большой долей вероятности сильно осложнил ситуацию, вызванную нехваткой летных навыков экипажа, могло стать недостаточно качественное обучение в центрах, где проходили пилотскую подготовку летчики разбившегося «Боинга». Как сообщил директор авиакомпании «Татарстан», на второй круг экипаж в реальном полете вообще ни разу не заходил, только на тренажере. «У следствия возникли сомнения в законности деятельности этих центров», – заявил еще в 2013 году в интервью «Комсомольской правде» официальный представитель СК РФ Владимир Маркин.
Сомнения в качестве подготовки пилотов возникли после изучения документов, изъятых в авиакомпании «Татарстан». Выяснилось, что учебный центр, где проходил переподготовку капитан, действовал в 2008–2009 годах, а потом подозрительно быстро закрылся. Нечто похожее произошло и с другими подобными заведениями. В СКР подозревают, что многие учебные центры занимались банальной торговлей пилотскими дипломами, и некоторые из них, возможно, действуют до сих пор.
Вот несколько показательных примеров. В 2012 году за получение взяток был задержан начальник авиационного учебного центра Красноярского филиала Санкт-Петербургского госуниверситета гражданской авиации. Он выдавал документы об окончании данного образовательного заведения или о прохождении курсов повышения квалификации людям, которые даже не переступали порога данного центра. В итоге неподготовленные летчики получали право возить опасные грузы. Всего сотрудниками правоохранительных органов было установлено 12 таких эпизодов.
По данным все того же СКР, один из пилотов Як-42, разбившегося в 2011 году под Ярославлем с хоккейной командой «Локомотив» на борту, имел поддельный допуск к полетам.
В апреле 2012 года под Тюменью разбился турбовинтовой региональный ATR-72 авиакомпании «ЮТэйр». Из 39 пассажиров и четырех членов экипажа выжили только 12 человек. Катастрофа произошла из-за того, что командир воздушного судна (КВС) принял ошибочное решение вылетать без предварительной противообледенительной обработки самолета. В итоге почти сразу после взлета лайнер покрылся льдом, который резко ухудшил аэродинамические качества машины и в конечном счете привел к ее падению. Не пройти упомянутую обработку перед вылетом в условиях, грозящих обледенением, – грубая ошибка. Как же мог допустить подобное командир, который, по сообщениям российских СМИ, имел почти 10 000 часов налета? Ведь это весьма солидный пилотский опыт.
Но именно эта цифра и заставляет сомневаться в квалификации КВС. Дело в том, что на момент аварии ему было всего 28 лет, причем без трех дней. Это означает, что, начиная с семнадцатилетнего возраста (то есть с того времени, когда он мог поступить в летное училище) он проводил за штурвалом по тысяче часов в год, включая курсантские годы. Для сравнения: пилоты «Аэрофлота» с переработкой набирают максимум 900 часов в год.
Налет, измеряемый в десять тысяч часов, приобретает еще более абсурдный характер, когда выясняется, что КВС погибшего ATR-72, как сказал один эксперт в интервью газете «Московский комсомолец», окончил училище лишь в 2008 году и имел общий стаж работы около трех с половиной лет. Выходит, что командир ежегодно заносил в свою летную книжку почти три тысячи часов налета (налет в училище, при самом благоприятном раскладе составляющий 150 часов, в расчет не идет). Эта цифра могла соответствовать реальности лишь в том случае, если КВС в буквальном смысле слова дневал и ночевал в воздухе.
А в 2014 году в Санкт-Петербурге разгорелся скандал вокруг авиационного учебного центра «Крылья Невы». Как сообщил Первый канал, против его директора было возбуждено несколько уголовных дел. По версии следствия, он фактически торговал документами на право управления самолетами. Следователи утверждают: стать летчиком запросто мог и выпускник технического вуза, и так называемый симмер – поклонник авиационных компьютерных игр. «За то, чтобы получить сертификат пилота-любителя в этом центре, надо было заплатить 50 тысяч рублей, а пилота коммерческой авиации – 150 тысяч. При этом будущие пилоты фактически не проходили никакого обучения, получая в дальнейшем возможность не только сесть за штурвал, но и фактически отвечать за безопасность пассажиров», – сообщил Маркин. Известно, что как минимум семь человек смогли устроиться на работу в различные авиакомпании страны.
«Свидетельства пилотов коммерческой авиации выдает Росавиация на основании документов о подготовке и переподготовке пилотов на курсах авиационных учебных центров, которых у нас в стране более 100, – процитировал Маркина ТАСС. – У нас есть все основания предполагать, что многие пилоты, а это прежде всего касается небольших авиакомпаний, получили, по сути, фиктивные свидетельства пилотов коммерческой авиации, поскольку фактически не проходили подготовку в этих учебных центрах».
_________________ Технические достижения в России как у Полкана из "Летучего корабля": "Построишь?" — "Куплю!"
|