предыстория:
http://portsukraine.com/node/3089Цитата:
Речные терминалы «Нибулона»
СР, 01/30/2013 - 12:06
Порты Украины, № 10 (122) 2012
Новые терминалы
Андрей Петров
В апреле 2009 года компания «Нибулон» озвучила масштабный инвестпроект по развитию своей воднотранспортной инфраструктуры. Проект предполагает строительство 17 элеваторов и речных терминалов на реках Днепр и Южный Буг, а также создание собственного транспортного флота в количестве 57 единиц.
Скорость реализации проекта поразила многих. Уже к осени 2012 года было построено 7 речных перегрузочных терминалов с элеваторами (а также ряд элеваторов с возможностью погрузки на железнодорожный и автотранспорт). На речных терминалах были построены причалы общей длиной 1260 метров с глубинами от 4 до 5 метров, мощности для единовременного хранения на 487,3 тыс. тонн зерновых, установлено оборудование для погрузки зерна на речной тоннаж производительностью от 5 до 10 тыс. тонн в сутки.
В июле—августе 2009 года началось строительство первых трех элеваторов и речных перегрузочных терминалов. А 17 октября 2009 года Президент Украины Виктор Ющенко торжественно открывал вместе с генеральным директором «Нибулона» Алексеем Вадатурским терминал по перегрузке зерновых и масличных культур на Днепре в селе Витово Черкасской области (филиал «Витово», емкости единовременного хранения 66 тыс. тонн, длина причала 311 метров). Терминал был построен всего за 2 месяца.
В декабре 2009 года было начато, а в апреле 2010 года уже завершено строительство следующего — второго — элеваторно-перегрузочного терминала в городе Каменка-Днепровская Запорожской области (филиал «Каменка-Днепровская», емкости единовременного хранения 75,6 тыс. тонн, длина причала 176,4 метра).
Третий терминал был открыт в июне 2010 года в пгт Градижск Полтавской области (филиал «Градижск», емкости единовременного хранения 43 тыс. тонн, длина причала 160,4 метра). Четвертый — в декабре 2010 года в городе Кременчуг Полтавской области (филиал «Кременчугский», емкости единовременного хранения 75,6 тыс. тонн, длина причала 259 метров). Пятый – в апреле 2011 года уже на реке Южный Буг в городе Новая Одесса Николаевской области (филиал «Новоодесский», емкости единовременного хранения 75,6 тыс. тонн, длина причала 144 метра).
5 июля 2012 года в пгт Козацкое Херсонской области на Днепре был открыт шестой перегрузочный терминал (филиал «Козацкий», емкости единовременного хранения 76 тыс. тонн, длина причала 105 метров плюс 210 метров швартовые палы).
Наконец, седьмой — самый северный речной терминал компании на Днепре — был открыт 26 июля 2012 года в селе Чирское Киевской области (филиал «Переяславский», емкости единовременного хранения 75,5 тыс. тонн, длина причала 105 метров).
В открытии этого терминала принял участие премьер-министр Украины Николай Азаров, который выразил поддержку предложению глав госадминистраций Киевской, Полтавской и Херсонской областей придать статус национального «нибулоновскому» проекту возрождения судоходства по Днепру и Южному Бугу.
Любопытно, как постепенно проект «Нибулона» наращивал свою «пробивную силу», получая все большую поддержку во властных структурах. Если для строительства первого из речных терминалов на Днепре «Витово» понадобилось 10 месяцев, чтобы получить все необходимые разрешения и согласования (а стройка заняла всего 2 месяца), то разрешения на терминал «Переяславский» уже были получены в относительно кратчайшие сроки.
Всего по проекту компания планирует построить еще 2 речных терминала на Южном Буге и 2 терминала на Днепре.
Вместе с тем «Нибулон» озвучил и планы строительства своего второго морского терминала — на этот раз в начале Арабатской Стрелки в Геническе на Азовском море. Об этом на пресс-конференции во время инвестиционного форума «Таврийские горизонты» рассказал генеральный директор компании Алексей Вадатурский.
Он отметил, что терминал должен быть построен до начала урожая 2013 года, его емкость единовременного хранения будет до 100 тыс. тонн, а мощность составит от 0,5 до 1 млн тонн в год. Терминал будет строиться в Геническе «с дальним прицелом». Его работа будет охватывать территорию не только Украины, но и России, Казахстана, Ирана и будет содействовать судоходству по Днепру, Волге, Дону, Волго-Донскому каналу, Азовскому и Каспийскому морям, сообщает «Укринформ».
Все построенные терминалы оснащались самым современным перегрузочным оборудованием. Например, на причале терминала «Переяславский» установлена судопогрузочная машина для загрузки несамоходных судов производства компании «TELESTACK» мощностью 500 тонн в час. Это позволяет отгружать на речной тоннаж до 10 тыс. тонн зерновых в сутки. Кроме того, компания за свой счет провела дноуглубительные работы в акватории терминала до 3 метров.
Нехватка глубин для оптимального судоходства — еще одна проблема, решением которой занялась компания «Нибулон». Ее генеральный директор Алексей Вадатурский в своих многочисленных выступлениях отмечал, что для полноценного возрождения украинского речного судоходства необходимо проведение дноуглубительных работ на основных реках.
Иллюстрацией этой потребности может служить первый «сквозной» рейс от самого северного «нибулоновского» терминала «Переяславский» до самого южного «Козацкий», который в августе 2012 года совершил состав из несамоходного грузового судна «NBL-009» и буксира «NIBULON-2». Судно только здесь, у «Козацкого» было догружено до полной осадки (еще 1100 тонн), поскольку глубины средней части Днепра не позволяют этого делать. Основная причина, по утверждению представителей компании «Нибулон», гранитные перекаты на протяжении 40 км на пути от Днепродзержинского шлюза до Днепропетровска.
Поэтому компания разработала проект дноуглубления русла Днепра и его очистки от скальных пород, чтобы можно было создать безопасные условия плавания судоходной частью Днепра с гарантированными глубинами в 3,65 метра даже при неблагоприятных погодных условиях. Предложенная технология предусматривает локальное рыхление скальных пород с помощью гидромолота.
«Нибулон» предложил Мининфраструктуры выполнить работы своими силами и за свои средства с последующей компенсацией затрат за счет предоставления скидок на портовые сборы или иным путем.
Эти предложения также, вроде, нашли понимание у правительства. На открытии терминала «Переяславский» премьер-министр Николай Азаров обещал на следующий год финансовую поддержку предложениям компании «Нибулон» по дноуглублению судоходной части Днепра.