Obrusev писал(а):
Destrier писал(а):
Воздушный бой разворачивается постепенно. Благодаря скрытности Ф22 и Ф35 могут занять более выгодную исходную позицию по высоте, набрать скорость, имеют больше времени для принятия решения. И могут начать атаку первыми с большого расстояния. Пусть "предварительный" АМРААМ, запущенный с 50-100 км, имеет мало шансов на успех - но истребителю противника придется делать маневр уклонения, терять запас энергии, высоту, запас топлива, поворачиваться задом к атакующему. И вторая, решительная атака на более близкой дистанции будет происходить уже в выгодных условиях.
Мне так смутно кажется, что, как только автоматика истребителя противника получает сигнал о пуске ракеты, она пускает ракету туда, откуда в нее ракету пустили до того, как начать маневр уклонения. Так что маневр уклонения придется делать и утюгу, что для него будет чревато.
Это всё непросто. Самонаведение (АР ГСН) действует только на последних нескольких километрах, когда от ракеты уже не отцепиться. На всем маршевом участке в десятки километров АМРААМ (и аналоги) корректируется обычным полуактивным радиолокационным методом - т.е. подсветкой бортовой РЛС. Но истребительная РЛС работает узким конусом - причем чем дальше, тем уже. И эта подсветка может сильно подавляться средствами РЭБ, т.е. помехами (причем РЛС с АФАР у Ф-22 или Ф-18Е значительно устойчивее, чем РЛС с ПФАР у Су-35С или Су-30СМ и еще более - чем РЛС с щелевыми антеннами еще более раннего поколения).
Поэтому очень важна позиция и элемент внезапности (когда у противника не работают направленные средства РЭБ). Если истребитель вынуждают резко отвернуть в сторону, его способность сопровождать свои ракеты к противнику уменьшается.
И Ф-22 - ни в коей мере не "утюг". По тяговооруженности (2х16500 кгс) он превосходит Су-35С (двигатели 2х14500 кгс), не говоря уже о прочих, способен к крейсерскому полету на сверхзвуке и имеет изменяемый вектор тяги по горизонтали. Стоимость и боеготовность - проблематичны, но технические качества на высоте. В том числе по маневренности.