Нехватка денег в бюджете вынуждает власть все чаще искать недостающие средства в карманах россиян. Причем не только путем увеличения налогов или введения новых сборов, но и за счет штрафов. За годы санкций и кризиса как-то незаметно стала складываться "штрафная экономика", принесшая только за 11 месяцев 2015 года в 4 раза больше денег, чем налог на имущество физлиц. "Огонек" изучал феномен
В прошлом году расходы россиян существенно выросли, тогда как реальные доходы упали на 5 процентов. В 2016-м тенденция сохранится: по прогнозам, доходы упадут еще на 10 процентов, а расходы, напротив, вырастут: дело тут не только в инфляции, но и в повышении налогов уже в этом году. И это притом что граждане и так стали отдавать в казну больше: только за 11 месяцев прошлого года в сравнении с аналогичным периодом 2014-го сборы одного только налога на имущество физлиц выросли на 16 процентов, а транспортного — на 23 процента. Но бюджет пополнили не только налоги: за тот же период (11 месяцев) поступило и 115,371 млрд рублей штрафов. Для сравнения: физлица заплатили транспортного налога 101,93 млрд рублей, единый налог на вмененный доход (один из вариантов "упрощенных" налогов для малого бизнеса, оказывающего услуги) дал казне 78 млрд, а налог на имущество физлиц — "только" 28,3 млрд рублей. То есть доходы от штрафов сравнялись по величине с рядом налоговых сборов, а то их и превзошли. И что немаловажно: штрафы собирать куда как проще, чем взращивать малый бизнес.
Штрафуют всех!
Самыми "доходными" для региональных бюджетов являются, конечно, штрафы за нарушение ПДД: за 11 месяцев 2015 года только они принесли им 54,316 млрд рублей. При этом де-юре власти не могут рассчитывать при планировании бюджетов на доходы от штрафов. Исключение — штрафы за нарушения правил перевозки крупногабаритных и тяжелых грузов — они напрямую зачисляются в Федеральный дорожный фонд (кстати, за 3 года их сбор вырос почти вдвое — с 0,9 до 1,6 млрд рублей).
Но то де-юре, а де-факто все иначе. "Штрафы за нарушение ПДД явно рассчитаны не на предупреждение нарушений, а на пополнение бюджетов. Региональные власти не скрывают, что строят планы с учетом таких доходов: даже в техзаданиях конкурсов среди компаний, занимающихся установкой и обслуживанием систем видеофиксации, пишется, сколько может быть собрано штрафов",— пояснил "Огоньку" депутат Госдумы, лидер партии "Автомобильная Россия" Вячеслав Лысаков. По его словам, если бы такого расчета не было, власти бы иначе себя вели...
http://kommersant.ru/doc/2895457