СМИ – и не только местные – сообщали о том, что на «Курганмашзаводе» задерживается выплата заработной платы; из-за задолженности завода ООО «Газпром межрегионгаз Курган» прекратил поставку газа на предприятие .
И не случайно в прямом эфире телепередачи ГТРК «Курган» «Наше время» за 19 декабря 2015 года первый вопрос, поступивший губернатору Алексею Кокорину, касался выплат заработной платы на ОАО «Курганмашзавод».
А.Г. Кокорин ответил, что он обсуждал ситуацию с собственником «Курганмашзавода» Михаилом Болотиным и «тот заверил, что наконец-то счета предприятия разблокированы, поступили деньги за выполненный гособоронзаказ; зарплата за ноябрь выплачена, пошли авансовые платежи по декабрю».
Но вопреки бодрым отчетам собственника ОАО «Курганмашзавод» о погашении долгов перед работниками, губернатору Зауралья продолжали поступать звонки от рабочих, которые сообщали, что за ноябрь получили лишь 3-5 тысяч аванса.
И на пресс-конференции по итогам 2015 года 24 декабря Алексей Кокорин вновь вернулся к теме «Курганмашзавода»:
— Собственники предприятия заверили меня, что зарплата выплачена. Однако потом стало понятно, что это не совсем так. Мне дважды приходилось вмешиваться в ситуацию. Сегодня предприятие работает, основные ограничения сняты, однако финансовые сложности остаются. Ситуация с выплатой зарплаты на предприятии находится на контроле. Было произведено и частичное погашение задолженности — 10 млн. рублей — перед ООО «Газпром межрегионгаз Курган», после чего на предприятие подали природный газ. Сейчас ОАО «Курганмашзавод» работает в плановом режиме. Полный расчет за потребленный газ предприятие планирует произвести до конца этого года.
Тем не менее, у губернатора был повод для недовольства: «Около 9,2 млрд рублей годовой оборот предприятия, однако налоговых отчислений в бюджеты не было. С этим мириться сложно, но нужен здравый смысл и всяческая поддержка. Это градообразующее предприятие, и необходимо сделать все возможное, чтобы не только выплата зарплаты была, но и отчисления в бюджет», — отметил Кокорин.
— И это о предприятии, которое в свое время давало 25% налогов в городской бюджет! — восклицает Владимир Сахаров.
«В Зауралье сенсация: флагман зауральской промышленности «Курганмашзавод» совершенно неожиданно был продан малоизвестной чебоксарской компании. .
Вот как отреагировала на это событие 21 мая 2005 года газета «Красная Звезда»:
«Государство в очередной раз заняло нейтральную и не совсем понятную позицию. Оно не выкупило контрольный пакет акций КМЗ, что, казалось, стало бы вполне логичным шагом, если нашей армии нужны БМП. Более того, в аукционе победила компания, за которой стоит бизнесмен, прославившийся скупкой крупных заводов и последующим их банкротством…».
Именно с того момента, когда завод вошел в Чебоксарскую корпорацию «Тракторные заводы», началось разрушение КМЗ.
Завод практически был обезглавлен. Вместо должности генерального директора была введена должность исполнительного директора. А кто это по своей сути? Диспетчер, который исполняет приказы распоряжения руководства концерна.
Сколько таких «исполнителей» сменилось за десять лет! И им, варягам, «засланным казачкам», не было никакого дела ни до Кургана, ни до завода, ни до заводчан!
Еще одно «замечательное» явление нашего времени — оптимизация. На КМЗ она свелась к сокращению кадров, что не только не снизило удельные издержки на рубль товарной продукции, а привело к значительному увеличению себестоимости оставшихся в портфеле продаж предприятия изделий. Что, в свою очередь, повысило цены боевой машины пехоты почти на 30%, а значит, и увеличило затраты государства при покупке военной техники. И это — «оптимизация»?
Из-за кадровой политики руководства концерна «Курганмашзавод» потерял не просто квалифицированных, но очень талантливых технических руководителей, разработчиков БМП, выращенных, кстати, самим заводом. Уволились (или были уволены?) руководители основных служб — главный конструктор А.И. Никонов, прошедший большую школу по разработке БМП-2, БМП-3 под руководством А.А Благонравова; главный металлург доктор технических наук А.В. Афонаскин и другие специалисты.
Самым вопиющим фактом было увольнение главного инженера Сергея Ерофеева.
Сообщалось также, что согласно программе перевооружения на КМЗ будут заказываться танки и БМП, но техника должна соответствовать требованиям XXI века.
Вероятно, такой машиной должен был стать «Курганец-25».
В феврале 2014 года в газете «Красная Звезда» я прочитал интервью одного из высоких военных начальников – представителя Министерства обороны страны о поступлении новой техники в армию. Он сообщил, что «Курганец-25» прошел испытания на всех полигонах. Хотя опытный образец машины еще только проходил сборку. Кому была нужна эта ложь?
Но через год на парад, посвященный 70-летию Победы, ее все-таки «выкатили» — по-другому не могу сказать о машине, силовой блок на которую поставили от БМП-3, а башню из неликвидов Тульского завода.
Тем самым, по моему мнению, заказчики и исполнители «Курганца» вводят в заблуждение руководство страны. Ведь Президент России В.В. Путин, ставя задачу что-то сделать быстро, всегда подчеркивает – только не в ущерб качеству.
О качестве же боевой машины, ее готовности можно говорить лишь тогда, когда она прошла все необходимые испытания. О ней не говорят как о свершившемся факте, пока машина не принята на вооружение в войска.
А «Курганец-25» даже не прошел испытание на полигоне. И, как я узнал из недавнего интервью первого вице-президента и совладельца концерна «Тракторные заводы» Альберта Бакова, «срок по научно-исследовательским и опытно-конструкторским работам «Курганец-25» переносится на год, то есть работы планируется завершить в 2016 году, и машина должна выйти на госиспытания только в 2017-м году».