А ТОЛЬКО БЫТЬ ЭТОГО НЕ МОГЛО!!!
Слово непосредственным участникам событий. Вот что говорит Олег Генрихович Ивановский, который в 1958-59 годах был ведущим конструктором по станциям серии Ев ОКБ-1, с 1965 - заместителем главного конструктора, а с 1971 по 1983 год - главным конструктором по лунной тематике НПО имени Лавочкина, потом был директором музея НПО имени С.А.Лавочкина, а сейчас он на пенсии:
Это произошло при движении в очень сложных условиях внутри одного из кратеров. На стенке этого кратера притаился еще один, вторичный, маленький. Это самое подлое на Луне. Чтобы выбраться из этого паршивого кратера оператор-водитель принял вместе с экипажем решение луноход сдать назад. А солнечная панель была откинута. И получилось так, что крышкой солнечной панели он въехал в стенку этого невидимого, ведь камеры смотрели только вперед, кратера. Он черпнул лунного грунта на солнечную панель. А после того, как выбрались, решили эту панель закрыть. Но лунная пыль такая противная, что ее так просто не стрясешь. За счет запыления солнечной батареи упал зарядный ток. а из-за того, что пыль стряслась на радиатор, нарушился тепловой режим. В итоге в этом злополучном кратере «Луноход-2» и остался. Все попытки спасти аппарат закончились ничем.
А вот даёт показания Вячеслав Георгиевич Довгань, водитель лунохода, тогда капитан, затем майор, сейчас – академик, профессор, генерал-майор в отставке:
Со вторым история получилась глупая. Четыре месяца он уже находился на спутнике Земли. 9 мая я сел за штурвал. Мы угодили в кратер, навигационная система вышла из строя.
Как выбираться? Не раз мы уже попадали в подобные ситуации. Тогда просто закрывали солнечные батареи и выбирались. А тут - в группе управления новые люди. Они и приказали не закрывать и так выбираться. Мол, закроем, и не будет откачки тепла из лунохода, приборы перегреются.
Мы не послушались и попробовали выехать так. Зацепили лунный грунт. А лунная пыль такая липкая. А тут еще приказывают закрыть панель солнечной батареи - мол, пыль сама по себе и осыплется. Она и осыпалась - на внутреннюю панель, луноход перестал получать подзарядку солнечной энергией в необходимом объеме и постепенно обесточился. 11 мая сигнала от лунохода уже не было.
А вот ещё важная информация от него же:
"Луноход-2" тоже нашли. Причем нашли с американского орбитального спутника-разведчика, который был запущен в прошлом году, в июне. Кстати на Луне находится и наш прибор по определению воды. Спутник сфотографировал как места посадки "Апполонов", так и наших "Луны-17", и наши "Луноход-1" и "Луноход-2". Их интересует только вопрос о том, почему у "Лунохода-1" светлое пятно на фотографии, а у "Лунохода-2" - черное. Но они забыли о том, что на "Луноходе-2" мы не закрыли панель солнечной батареи. Это был день, когда мы уходили. Поэтому он стоит с открытой панелью солнечной батареи, но тоже смотрит на восток.
В деталях они оба, очевидно, путаются и противоречат даже сами себе, но по существу вопроса сообщают одинаково: «Луноход-2» не был ориентирован на Землю.
UPD от 14.03.2013. Мне удалось созвониться с самим В.Г.Довганем и мило побеседовать с ним. Мне кажется, он был искренне рад тому, что хоть кто-то ещё интересуется луноходами. Короче говоря, ни на какую Землю он УО не ориентировал, а ставил луноходы мордой строго на восток, чтобы как только Солнце взойдёт над горизонтом, просто открыть крышку с фотоэлементами на 90 градусов и тут же приступать к зарядке аккумуляторов без дополнительного маневрирования. А вот «Луноход-2», как стоял мордой на Солнце в последний свой день 10 мая 1973, так и "умер", оставшись направленным на восток с открытой крышкой.
Эту же информацию об ориентации лунохода подтверждает конструктор луноходов Владимир Павлович Долгополов.
http://www.youtube.com/watch?v ... a-GpA