GARRI51 писал(а):
Рэнд Палмер писал(а):
GARRI51 писал(а):
Майк писал(а):
У Саблина, как у замполита был доступ к личным делам экипажа. Он общался с членами экипажа, выявляя, кого можно склонить по тем, или иным предлогом на свою сторону.
Фанатик - революционер с кипящим от возмущения разумом, а не сумасшедший.
А есть какая-то разница?
Есть между ними что-то общее, но есть и отличия.
Я не психиатр и мне сложно ответить на твой вопрос.
Если быть сверхкорректным в медицинских и околомедицинских формулировках, то (диагноз Саблина по самому минимуму):
Цитата:
Вопросы, связанные с изучением фанатизма, не получили сколько-нибудь заметного развития в современной психиатрии. Во многих психиатрических изданиях эта тема не обозначается, несмотря на то, что в современных условиях кризисных ситуаций в обществе интерес к изучению фанатизма нарастает.
Существующие на сегодняшний день попытки дать дефиницию фанатизма более или менее удовлетворительны, хотя и требуют дальнейшей конкретизации. Фанатизм определяется как состояние, связанное с личностной структурой и характеризующееся убежденностью в необходимости фиксации на каком - то суженном содержании или суженных системах ценностей. Убежденность сочетается с высокой степенью идентификации человека с этими явлениями; с интенсивностью переживаний; продолжительностью и настойчивостью, результатом которых является занятие человеком определенной позиции с постоянным пребыванием в ее пределах. При этом он может интенсивно проводить в жизнь свою концепцию. Отмечается неспособность таких людей к компромиссу и диалогу с окружающими. Люди, высказывающие другие взгляды, рассматриваются в качестве врагов, по отношению к которым используются все средства борьбы, что соотносится с собственными убеждениями. Человек с фанатическим поведением осуществляет свои концепции в соответствии с поставленной целью, не обращая внимания на возможные последствия.
Небольшое количество исследований, посвященных этому вопросу, обнаруживает попытки классифицировать проявления фанатизма. Так, например, выделяется "эссенциальный" (первичный, классический, структурный) фанатизм и "индуцированный" (частичный, "инфицированный").
Эссенциальный фанатик представляет собой тип человека, в личностной структуре которого выступает как сущность этой структуры "фанатический элемент". На базе этого трудно вербализуемого элемента развивается первичный драйв, оформляющийся психологическим содержанием в виде идеи, содержание которой может быть различным. Драйву соответствует внутрипсихический мотив, выходящий на уровень глубинного подсознания, который может рассматриваться в плане влияния коллективного бессознательного. Далее происходит развитие психодинамических процессов, разработка концепции, ее интеллектуализация и рационализация. Попытка до конца раскрыть механизм через содержание не удается. Всегда остается нечто неизвестное и нераскрытое. Индуцированный фанатизм носит более широкую распространенность, эссенциальных фанатиков меньше, чем индуцированных. Индуцированные фанатики рекрутируются чаще всего из незаметных, "обычных" людей, в число которых входят как дезадаптированные в социальном плане лица, так и приспособленные к действительности. Не являясь фанатиками, они позволяют увлечь себя эссенциальным фанатикам. Увлекшись фанатической идеей, в дальнейшем они содействуют ее осуществлению, создавая фанатический потенциал и в свою очередь индуцируя окружающих. Такой феномен носит название снежного кома. Выделяют массовый и индивидуальный фанатизм, которые не тождественны эссенциальному и индуцированному фанатизму. Например, эссенциальный фанатик может примкнуть к уже имеющемуся и удовлетворяющему его фанатическому движению. Индивидуальный фанатизм может не реализовываться в массовом. Существуют направленные на себя, "тихие" фанатики, не испытывающие потребности в примыкании к кому - то.
Исследователи, изучающие фанатизм, как правило, обращают внимание лишь на внешние проявления без учета мотивов, способствующих его развитию. В отдельных работах выделяются следующие виды лиц с фанатическими проявлениями: 1. "силовые", идейные, экспансивные фанатики, руководствующиеся определенной идеей; 2. фанатики, которые активно представляют свои личные, собственные интересы; 3. "глухие", расплывчатые фанатики, чаще всего выступающие в группах; 4. конформные, зависимые, "линейные" фанатики; 5. фанатики смешанного типа.
Большее значение имеют классификации фанатиков с акцентом на их когниции и внутренние системы ценностей. Rudin (1975) выделяет следующие категории фанатиков: 1. Формалистические фанатики с формализованной системой ценностей, под которой понимается отсутствие настоящего, внутреннего отношения к конкретной системе ценностей. Например, человек, рьяно выполняющий какие - то распоряжения, с такой же убежденностью может выполнять распоряжения противоположного характера без внутреннего осмысления происходящего. К этой же группе относятся лихорадочные активисты; 2. Формальные фанатики, фиксирующиеся на определенной ценности, по отношению к которой устанавливаются внутренние, психологически обоснованные отношения. Например, фанатики определенного вида искусства, который они считают единственно возможным; фанатики долга; фанатики в социальной области (утописты, кверулянты); фанатики борьбы за справедливость; 3. Фанатики "внутреннего содержания", имеющие внутреннюю приверженность к системе ценностей с настоящим творческим отношением к ней. Например, религиозные реформаторы Лютер, Кальвин, Савонарола.
Существует и другой подход к определению жесткого и мягкого фанатизма вне их соотношения с эссенциальным и инициированным. При жестком фанатизме личность человека охватывается идеей полностью, проявляясь во всех сферах его деятельности: в контактах; в личных интересах; в способах получения удовольствия; в выборе аффективной, социально насыщенной доминанты; в способах проведения свободного времени. При мягком фанатизме, несмотря на первичную установку, человек вне этих концепций может проявлять себя по - другому в отношениях с близкими и друзьями, не функционирует как фанатик при нахождении вне определенной сферы деятельности. Фанатизм по содержанию подразделяется на следующие виды: 1. религиозный; 2. политический; 3. фанатизм "справедливости", правовой фанатизм; 4. расовый; 5. фанатизм долга; 6. фанатизм в искусстве; 7. спортивный; 8. фанатизм здоровья.
Глубокое изучение эссенциального фанатизма позволяет выделить драйв к чему - то экстремальному, свойственный этим людям. В этом случае можно говорить о "первичном" драйве. Функционирование драйва сопровождается патологической внутренней динамикой. Возникает вопрос о причине появления столь выраженной интенсивности драйва. Очевидно, она связана с имеющим место раскрепощением, освобождением энергии, вступлением в силу психоэнергетического процесса определенного характера и канализацией психической энергии в одном направлении.
Термин "фанатизм" происходит от латинского phanaticus. Этим термином характеризовался человек, у которого возникал храмовый экстаз, проявляющийся чувством "схваченности" этим экстазом. "Схваченность" рассматривается как древняя, архаичная форма религиозного опыта. Еще в Римской империи считали, что схваченность может быть вызвана прослушиванием музыки и декламации больших по объему стихотворений. Фанатик, согласно представлениям авторов, анализирующих ситуацию, находясь в состоянии экстаза, не совершает над собой усилия.
(с) Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В. Социодинамическая психиатрия, "Академический проспект", 2000