«А вот найти актёра на роль Верещагина, – рассказывал режиссёр, – оказалось гораздо сложнее. Я перепробовал десяток разных артистов, но никто не тянул. Луспекаев – подходил идеально, но он был инвалидом… И вдруг я узнаю – оказывается, какими-то правдами-неправдами Луспекаеву закинули сценарий, он рвётся сыграть в моём кино и намекнул: может, режиссёр меня навестит… Когда я позвонил в дверь, открыл он мне сам. Он был на ногах, с палочкой, когда меня увидел, он взял её в руки и пошёл на одних пятках, демонстрируя, явно, как он умеет ходить. Я ему сказал, что могу предложить сыграть эту роль на костылях. Он ответил: «Слушай, я сначала сыграю твоего богатыря, свою «лебединую песню», а потом, может, когда-нибудь в другой раз – инвалида. Вот так судьба Верещагина была решена!»
…Лето 1968 года. Съёмки «Белого солнца» проходили под Махачкалой и в туркменской пустыне возле города Байрам-Али. Жара под плюс 50 в тени, пески – раны кровоточили. Работать же надо было на качающемся корабле, где палуба постоянно уходит из-под ног. А до корабля ещё надо было дойти – несколько километров по тяжёлому песку, в котором вязли колёса машин, не то что ноги. Для Луспекаева сделали специальные ортопедические башмаки, которые помогали ему заглушить боль при ходьбе. Несмотря на все меры предосторожности, актёр вскоре почувствовал резкое ухудшение здоровья. Его жена носила с собой маленький складной стул, так как Павел Борисович вынужден был отдыхать через каждые 20 шагов. Тем не менее Луспекаев настоял на том, чтобы во всех сценах драки на корабле он снимался без дублёров. Когда заканчивалась сцена с его участием, отходил в сторону, сбрасывал сапоги и докрасна раскалённые свои культи засовывал в ведро с холодной водой, чтобы снять боль… Как признавался исполнитель роли Сухова актёр Анатолий Кузнецов, сниматься было неимоверно трудно. «Но когда мы смотрели на Луспекаева, любые испытания нам казались просто детскими». Белое солнце пустыни))) Наконец фильм закончен. Все, кто в нём участвовал, понимали – такого в советском кино ещё не было, и жили в ожидании премьеры, триумфа. Все, кроме режиссёра, который отлично понимал: «кина не будет» – слишком много он нажил в Госкино личных врагов своей строптивостью и несговорчивостью. Премьеры не было, картину сразу же уложили на полку. Но тут, по словам Мотыля, «после долгих мытарств, Господь, как это уже не раз бывало, меня взял да и выручил». Однажды нагрянувшие на дачу к Леониду Брежневу его друзья и родственники решили вечером посмотреть кино. Посыльный, которого отправили на «Мосфильм», по ошибке привёз фильм «не с той полки». На следующий день Леонид Ильич позвонил председателю Госкино и поблагодарил его за «прекрасный фильм о пустыне». Тот от неожиданности чуть не упал! И тут же дал добро на выход «Белого солнца пустыни» в большой прокат. Успех был феноменальный! В первый же год картину продали в 130 стран мира. Но, несмотря на громадный зрительский успех, её долго не подпускали ни к одному фестивалю, даже советскому. Космонавты, у которых появилась традиция смотреть «Солнце…» перед полётом на орбиту, трижды выдвигали её на Госпремию. И каждый раз Госкино и Комитет по госпремиям единогласно её «заворачивали». Уникальный случай в истории кино: Госпремия за картину была вручена создателям аж через 27 лет после её создания. В 1997 году – по специальному указу президента Бориса Ельцина. Кстати, Государственную премию за свою роль тогда же получил и Павел Луспекаев. С припиской в скобках: «Посмертно».
_________________ Мазепа - в о р ! _______ Бандера - фашист !! _______ Хохол - х а л я в а !!!
|