Banggood WW

Похоже, что Константинопольский патриарх таки дарует автокефалию укроцеркви


 [ Сообщений: 3939 ]  Стрaница Пред.  1 ... 158, 159, 160, 161, 162, 163, 164 ... 197  След.
Автор  
 
Сообщение  
Ветеран
Аватара пользователя

Регистрация: 18.09.2016
Сообщения: 38042
Благодарил (а): 390 раз.
Поблагодарили: 316 раз.
Sunburn писал(а):
val1954 писал(а):
Sunburn писал(а):
mik писал(а):
Абсолютный чемпион мира по боксу Александр Усик заявил, что если радикалы пойдут захватывать Лавру, то он станет на сторону монахов. Об этом он заявил, отвечая на вопрос ведущих телеканала 112 Украина о его действиях в случае захвата радикалами Лавры.
Один самый лажОвый стрелок лучше десятка самых тренированных бойцов (с)
Получит пулю из травмата меж глаз (в лучшем случае).Которая вмиг выветрит из башки все иллюзии
Гросс-адмирал Шнорхель засунул чувство собственного достоинства в жобу.

Волэла.Запоминай курино-пенсионерским мозгом.Я в грязной мышиной возне попов- жирных барсуков участия не принимаю.В том числе и информационного
Гросс-адмирал, окститесь, какой нах Усик поп?
Это Гражданин!

   
  
    
 
Сообщение  
Ветеран
Аватара пользователя

Регистрация: 18.09.2016
Сообщения: 38042
Благодарил (а): 390 раз.
Поблагодарили: 316 раз.
Итак, представители непризнанных УПЦ-КП и УАПЦ участия в первой службе Константинопольского патриархата на канонической территории УПЦ (МП) не принимали.
Однако, несмотря на протест УПЦ (МП), константинопольскому экзарху Даниилу сослужили два клирика УПЦ (МП).

По данным Союза православных журналистов, один из них – о. Алексей Мацюра из киевского храма на Теремках, настоятелем которого является митрополит Драбынко. Вместе с о. Алексеем служили иподиаконы митрополита Винницкого Симеона и того же Драбынко.

Второй священник – настоятель храма села Романков в престижной пригородной зоне Конча-Заспа о. Богдан Гулямов. Ещё в прошлом году он был светским человеком, близким к окружению днепропетровского олигарха Игоря Коломойского.

По данным издания «Багнет» в то время, когда за кресло мэра Днепра боролся лидер «одной из наиболее влиятельных в Украине организованных преступных групп» Александр Петровский по кличке "Нарик", его заместителем виделся «его правая рука» некий Богдан Гулямов.
На то, что бывший мирянин из Днепропетровска и киевский протоиерей Богдан (за год ставший старшим иереем, чего многие заслуженные священники не могут достичь за десятилетие) – одно и то же лицо, указывает следующее обстоятельство.

27 июля 2018 именно Днепропетровской митрополит Ириней освятил под Киевом храм, который, очевидно, построил для себя о. Богдан. В с. Романков Обуховского р-на Киевской обл. Днепропетровскому иерарху сослужили всё тот же Драбинко и архиепископ Обуховский Иона. Сообщение об этой службе нашло отражение на сайте именно Днепропетровской епархии (название её в связи с переименованием города не изменилось).
Очевидно, по представлению митрополита Иренея предстоятель УПЦ митр. Онуфрий удостоил прот. Богдана Гулямова высокой иерархической награды – права ношения палицы. Как сказано в указе – «за усердное служение Церкви Божией и пастырское душепопечительство».
Под конец службы в Андреевской церкви, проспавшись, явился и сам Драбынко.

   
  
    
 
Сообщение  
Ветеран

Регистрация: 18.08.2014
Сообщения: 22906
Откуда: от верблюда
Благодарил (а): 24 раз.
Поблагодарили: 675 раз.
Nauru
ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ НЕ ПРИЗНАЕТ ЮРИСДИКЦИИ КОНСТАНТИНОПОЛЬСКОГО ПАТРИАРХАТА НА ТЕРРИТОРИИ УКРАИНЫ

Киев, 13 декабря 2018 г.

Сегодня, 13 декабря 2018 года, представитель Константинопольского Патриархата епископ Эдмонтонский и Западной Епархии Иларион (Рудник), который был неканонично назначен Патриархом Константинопольским Варфоломеем «экзархом» в Украину, совершил литургию в Андреевском храме г. Киева. Богослужение было совершено без благословения Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия, как единственного канонического епископа г. Киева.

Информационно-просветительский отдел УПЦ публикует полный текст комментария Отдела внешних церковных связей УПЦ.


Напоминаем, что Украинская Православная Церковь не признает распространение юрисдикции Константинопольского Патриархата на территорию Украины, что засвидетельствовано Постановлением Собора епископов УПЦ от 13.11.2018 года, а также решением Священного Синода УПЦ от 7.12.2018 (журнал №41). Таким образом, упомянутые действия Константинопольского Патриарха вообще и действия епископа Илариона в частности следует расценивать как антиканонические и такие, что ведут к углублению конфликта.

Кроме того, Андреевская церковь не относится к территории Посольства ни одной страны, то есть не является посольским храмом, к которому можно было бы применить принцип экстерриториальности. Также этот храм никогда исторически не принадлежал Константинопольскому Патриархату. Даже несмотря на то, что храм принадлежит государству, его использование в богослужебных целях представителями других Поместных Православных Церквей должно регламентироваться церковными правилами, а не только договоренностями с государственной властью.

Совершение любых богослужений, а также совершение иных действий, любым архиереем на канонической территории другой епархии без разрешения местного епископа строго запрещается рядом канонических правил. Блаженнейший Митрополит Онуфрий является каноническим епископом г. Киева и обладает всей полнотой архиерейской власти. Поэтому, даже если и принять точку зрения Константинопольского Патриархата, что Украина якобы является теперь уже его канонической территорией, то Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий остается, и сам Патриарх Варфоломей признает его каноническим Митрополитом Киевским. А значит, даже с точки зрения канонической логики Константинопольского Патриархата, самовольно совершенную иерархом этой Церкви сегодня литургию в г. Киеве следует квалифицировать как однозначное нарушение канонов и порядка церковной жизни.

   
  
    
 
Сообщение  
Ветеран

Регистрация: 18.08.2014
Сообщения: 22906
Откуда: от верблюда
Благодарил (а): 24 раз.
Поблагодарили: 675 раз.
Nauru
«МЫ НЕ СЛЕДУЕМ ЗА МИРОМ ИЛИ ПРОТИВ МИРА – МЫ СЛЕДУЕМ ЗА ХРИСТОМ»
Беседа с духовником Почаевской Лавры иеромонахом Гавриилом (Авдеем)

Сергей Герук
Наш собеседник иеромонах Гавриил, насельник Свято-Успенской Почаевской Лавры, исполняет послушание духовника богомольцев. В течение каждого дня ему приходится исповедовать паломников из разных уголков Украины и из-за рубежа, общаться с ними. Как правило, на такое послушание назначаются наиболее опытные священники, обладающие даром рассудительности, способные дать нужный совет каждому приходящему на исповедь к Богу. Мы также пообщались с отцом Гавриилом, задали ему вопросы, которые волнуют всех верующих не только на Украине, но и во многих странах мира.

– Батюшка, монашество называют индикатором в духовных вопросах времени. Часто общество светское и даже церковное может пребывать в смущении, не знает, как правильно поступить, но монашество, как правило, единодушно и не колеблется в своих решениях по тому или иному вопросу. Почему так происходит?

– Монашество возникло как идеал евангельский. И во времена гонений оно стало оплотом Церкви. Быть со Христом, жить во Христе, уподобиться Христу – все это заложено в монашестве и сегодня. Вот эта высокая духовная мотивация призывала людей к отшельничеству на заре христианства, так и сегодня. Чистота, целомудрие, служение Богу – вот идеал монашества. Иноческие сообщества во все века были оплотом Церкви, оплотом веры. Мы пришли в Почаевскую Лавру в 90-е годы прошлого века, когда уже произошел филаретовский раскол. И монашество не признало этот раскол. Мы знаем, что раскол на Украине возник по политическим причинам, сюда вплелись националистические идеи. Монашество сразу эти идеи отторгнуло как не отвечающие духу христианства. Задача инока – духовно совершенствоваться, чтобы быть во Христе и со Христом. Цель всякого христианина – достичь соединения со Христом, и монашествующие эту цель ставят во главу угла своей жизни.

Мы пришли в обитель, как я сказал, в 1990-е годы, и нас приняли отцы, которые пережили и войну с немцами, и послевоенные хрущевские гонения. Среди той братии было много фронтовиков-орденоносцев, участвовавших и во взятии Рейхстага; среди них были также и прошедшие тюремные застенки, отбывшие по два и три срока в лагерях при Сталине и Хрущеве… Сидели они и в психбольницах, как преподобный Амфилохий Почаевский (Головатюк; † 1971), ныне канонизированный и святыми мощами здесь почивающий, или как отец Димитрий (Шевкеник; † 2005). Это были люди несгибаемой воли и веры. И они были нашими учителями, которые приехали в Почаевскую Лавру из разных стран и краев: кто из России, кто из Белоруссии, кто из Украины, Молдавии, Румынии… Но все они были единого духа, потому как, по слову апостола, во Христе нет ни эллина, ни иудея, ни свободного, ни раба (Кол. 3: 11), и твердо держались, несмотря на все испытания и искушения. Почему? Потому что имели крепкую веру, были верны тем обетам, которые дали при постриге в монашество. И Господь переплавил их, как золото в горниле. Можно сказать, что мы своими глазами видели святых подвижников, мы с ними жили.

– Как вы думаете, почему мир, независимо от политического устройства, ополчается на такие очаги духовности, как монастыри?

– Один из католических кардиналов нашей современности сказал так: если бы сейчас пришел Христос, Его бы распяли в Риме. Уже не в Иерусалиме, но в Риме, потому что вера западная настолько удалилась от евангельских заповедей, что Христа там уже и нет… Христос со Своим учением мешает им. Поэтому уже в некоторых европейских общественных местах, в офисах нельзя появляться с крестиками на груди, христианское учение изъято из учебных программ. Нечто похожее происходит и у нас: лжецерковь объявляется законной, а каноническая, историческая Церковь Святой Руси и святого князя Владимира признается «враждебной». О чем же заговорили сегодня на Украине с высоких политических трибун? Не о Христе заговорили и не о спасении души, а о необходимости какой-то национальной «единой» церкви. И никто из этих людей не сказал, что Церковь уже есть, что это живое сообщество христиан, в котором живет Дух Святой и действует благодать Божия. Но они этого не видят, не знают и знать не хотят. Не хотят признать, что Церковь наша управляется Самим Христом, и об этом говорит апостол Павел, что Бог Отец поставил Его выше всего, главою Церкви, которая есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем (Еф. 1: 22–23).

– Но патриарх Варфоломей решил создать на Украине некую «единую поместную церковь»…

– Такие решения не могут приниматься единолично. И мы понимаем, что инициативы вроде этого «Томоса» не от Бога. Это не по-христиански, и ничего Христового здесь нет: ни смирения, ни кротости, ни любви. И нет того, о чем говорит Христос: Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное! (Мф. 4: 17). В Церковь можно прийти лишь на этот призыв Христа. А как в нее собираются войти раскольники под эгидой Варфоломея? Ни о каком покаянии здесь речь не идет! Без покаяния жизнь в Церкви вообще бессмысленна. Но слышим ли мы слова покаяния от раскольников? У них у всех присутствует обличительная, фарисейская риторика, риторика гордецов. Вот таких гордецов и раскольников без покаяния принимает в лоно церковное патриарх Варфоломей, автоматически становясь с ними в один ряд. Мало того, он каноническую Церковь на Украине называет недействительной, объявляет себя здесь первоиерархом и создает некую «единую церковь» из двух раскольнических формирований, которые до сего времени сам на всех уровнях называл отпавшими от Церкви… Это просто какой-то театр абсурда!

– Отче, можно услышать сегодня: «Я уже принес покаяние, признал свою греховность, Господь меня простил, зачем мне снова каяться?»…

– Какие бы проблемы ни привели человека в Церковь, чтобы приблизиться к Богу, нужно проделать путь покаяния. Человек должен понять, что он обязан измениться, поскольку от Адама и Евы все поражены грехом, и, несмотря на Крещение, мы несем в себе этот элемент поврежденности. Человек должен понять, что нуждается в Боге, и, чтобы обрести милость Божию и прощение, нужно много над собой работать. Постепенно, пребывая в Церкви Божией, он начинает себя познавать. А познавая себя, начинает понимать, что рядом живут такие же грешные люди, которых раньше ненавидел, обижал, презирал, унижал, завидовал им, превозносился над ними. Понимать, что вокруг такие же несовершенные наши современники, с такими же слабостями, такими же немощами, такими же проблемами. И кающийся человек уже никого не осуждает, а сострадательно смотрит на людей, молится о них. Это христианский путь. Но разве к нему призывают раскольники? Увы, нет.

Николай Васильевич Гоголь говорил, что общество состоит из единиц. Какие единицы, такое и общество. Так вот, Церковь предлагает каждой единице меняться, работать над собой. Только таким образом можно изменить мир к лучшему: начиная работать индивидуально над своей душой, чтобы соответствовать евангельским заповедям и замыслу Бога о человеке. И об этом говорит нам Евангелие, святые апостолы: Ибо всё, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего. И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек (1 Ин. 2: 16–17). Видите: чтобы пребывать вовек в Боге, нужно творить Его волю, а не свою, падшую, эгоистичную, плотскую…

– Но мы видим обратное: политические чиновники самых высоких рангов берут на себя функции устроителей церковной жизни…

– Господь сказал: По плодам их узнаете их (Мф. 7: 16). Вот взял чиновник на себя функции, решив, что он может как-то повлиять на жизнь Церкви и как-то ее перестраивать. И при этом считает и во всеуслышание заявляет, что он делает доброе дело. И какие мы видим плоды? Нагнетание напряженности в церковно-государственных отношениях, преследование канонической, исторической и законной Церкви, всевозможные провокации, вызовы духовенства в СБУ, всевозможные фейки и надругательство над Церковью в средствах массовой информации, клевету на Церковь, на монастыри, в том числе и на Почаевскую Лавру, на насельников. Дошло до того, что обыскивают мощи угодников Божиих, как было в Киево-Печерской Лавре. Этого себе не позволяли власти даже в советское время. У Лавры отбирают храмы и передают их в ведение заповедника, закон попирается, конституция нарушается… Что это за плоды? Это не христианские плоды. Апостол Павел говорит, что плоды духа – это любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание (Гал. 5: 22–23). Но не ненависть, нагнетание, оклеветание, злоба, преследование… От кого эти плоды, спрашивается? От духа злобы.

– А как, батюшка, говорить с этими людьми?

– А как говорить на разных языках, когда друг друга не понимают? Мы в такой беседе будем опираться на учение Христа, а они будут опираться на свое понимание церковного устройства. Мы с ними не сможем договориться. Мы не можем отступать от христианских принципов, потому что от этого зависит наше спасение и наша вечная участь. Мы не можем отступать, как политики, двигаться влево, вправо или идти на какие-то компромиссы. Какой тут компромисс? Или рай, или ад: какой тут может быть компромисс? Господь неслучайно нам напоминает: Но да будет слово ваше: «да, да»; «нет, нет»; а что сверх этого, то от лукавого (Мф. 5: 37). Поэтому мы прямо действуем, прямо говорим, и верующие понимают нашу монашескую позицию.

– Но ведь, инициируя создание ЕПЦ, господин президент понимал, каким путем это возможно совершить и к каким последствиям это может привести…

– В том-то и дело, что последствия этих инициатив можно было элементарно спрогнозировать. Ведь высокие чиновники во главе с президентом понимали, что каноническая Церковь не пойдет ни на какое объединение с раскольниками и не нарушит свой канонический статус. А за нашими иерархами стоят миллионы людей. А если не понимали, то почему у нас не спросили, у этих самых миллионов верующих всех епархий Украины: хотят они объединяться с раскольниками, хотят ли попасть под незаконную власть Стамбула? Здесь налицо нарушение закона человеческого, мирского, государственного и закона Божиего. Это как раз иллюстрация того, какие последствия могут быть, когда мирской и некомпетентный в церковных законах человек начинает брать на себя функции церковного деятеля…

Результаты налицо, и комментарии здесь излишни. Мы видим, как меняются политические лидеры, политические концепции, одних идолов сменяют другие. Но Христос днесь и во веки Той же (Евр. 13: 8). Мы не следуем за миром или против мира – мы следуем за Христом. Если мир хочет идти с нами: пожалуйста, мы очень рады! Если против нас – это дело мира. О каком мире речь? Об определенных сообществах – политических, религиозных. Но из любого сообщества можно выйти и сказать: «Господи, прости меня! Я согрешил и хочу каяться, хочу исправляться, чтобы во веки веков быть с Тобой, быть христианином настоящим». И дай Бог, чтобы инициаторы этих идей с ЕПЦ поняли свое заблуждение и раскаялись в своих инициативах.

– Батюшка, вы ежедневно исповедуете паломников. Как они относятся к происходящему в религиозной жизни страны?

– Вы знаете, люди спокойны. Нет паники – они надеются на Бога. Об этом свидетельствует и статистика. На празднование Почаевской иконы Божией Матери в Лавре было больше 10 тысяч паломников. А когда на Успение Божией Матери крестный ход из Кременца заходил через центральные врата, то на территорию обители он проходил больше одного часа! Сколько тысяч прошло, даже не берусь сосчитать, но в этом году как никогда много – порядка 30 тысяч. А перед этим крестный ход в Киеве в день памяти князя Владимира собрал более четверти миллиона участников. Казалось бы, ситуация ухудшается по отношению к канонической Церкви, а все больше и больше людей свидетельствует о преданности ей. О чем это говорит? О том, что Церковь, по слову Спасителя, врата ада одолеть не могут (ср.: Мф. 16: 18). Видите, когда по отношению к Церкви возрастает опасность, Дух Божий действует в людях, они активизируются и готовы встать на ее защиту. Благодать посылается особенно в часы испытаний, поэтому у людей нет ни страха, ни паники, они спокойно с молитвой становятся в ряды, в крестные ходы и готовы идти сотни километров в любую погоду.

Так действует дух исповедничества. Так этот дух действовал в древние времена в мучениках и исповедниках, так он действует и сегодня. Ибо Христос, как мы уже говорили, вчера и днесь Тот же, во веки (ср.: Евр. 13: 8). И человек не боится. В обычных житейских условиях у людей присутствует страх, но на упомянутых крестных ходах, когда их участники знают, что впереди ожидает опасность, разные боевики, какие-то агрессивные силы, вооруженные в том числе, могут стать преградой, верующие идут – женщины с детьми, пожилые люди, молодежь… Что ими двигает? Любовь ко Христу, и Господь подает им силы, духовную радость.

– Отче, что бы вы сказали людям, которые считают, что так называемый «Томос» сегодня необходим?

– Знаете, мы беседуем с вами в таком месте, где великие святыни пребывают уже столетиями, ведь Почаевская Лавра выстояла, когда практически все обители бывшего Союза были закрыты. Теперь снова – раскол, политические потрясения, возвращение унии на наши западноукраинские земли. А Лавра стоит, молится, здесь все идет по уставу и распорядку с раннего утра и до позднего вечера. Мы можем задать встречный вопрос этим людям: Почаевская Лавра – авторитет для вас? А Киево-Печерская, Святогорская и еще более 200 обителей Украинской Православной Церкви для вас авторитетны? Если да, то следуйте нашему примеру и так держитесь. Вот и все. И Матерь Божия, как поется в каноне Ее чудотворному образу, сохранит Лавру нашу и нашу Церковь до скончания века.

Если человек ищет духовный ответ на духовный вопрос, он его с помощью Божией получит. А если он задает вопросы, будучи уже политически ангажированным, – вряд ли… Мы знаем, как непросто бывает, ведь агитация за ЕПЦ идет и на предприятиях, и в школах, и в вузах. Но нужно обратиться за разъяснением не к СМИ, а к Господу. Господь никого не оставит не утешенным. Ведь неслучайно Он сказал всему человечеству на все века: Приидите ко Мне вси труждающиися и обременении, и Аз упокою вы (Мф. 11: 28). Так что не нужно колебаться, а нужно идти в истинную Церковь Христову, и она никого не оставит без ответа и утешения.

– Наблюдаем сегодня вмешательство иноземного Патриархата в церковную жизнь, симбиоз с политиками. Как к этому относиться?

– Мы должны понять, что врагу нашего спасения не интересны никакие политические системы, майданы и революции. Для него более всего важно поразить Церковь Христову. Чтобы люди были как овцы без пастыря, тогда он будет знать, что с ними делать. Волк знает, что делать с такими овечками. Поэтому после всех политических потрясений было понятно, что последний и решающий удар будет нанесен по Церкви. И для этого подключили еще наших собратьев из другой страны. И если собратья эти, вмешиваясь в церковную жизнь, считают, что мы достойны мученического венца, то спаси их Господи!

– Батюшка, хотелось бы все же услышать оптимистическое слово в конце беседы. Как и где черпать радость, о которой говорит апостол: всегда радуйтесь, о всем благодарите?

– Вы сами ответили словами апостола. Я думаю, более оптимистичных и правильных слов вы не найдете. И пусть они будут и финалом нашей беседы, и добрым советом каждому, кто услышит нас: Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе. Духа не угашайте. Пророчества не уничижайте. Все испытывайте, хорошего держитесь. Удерживайтесь от всякого рода зла. Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа (1 Фес. 5: 16–23). Аминь.

С иеромонахом Гавриилом (Авдеем)
беседовал Сергей Герук
13 декабря 2018 г.

   
  
    
 
Сообщение  
Ветеран

Регистрация: 18.08.2014
Сообщения: 22906
Откуда: от верблюда
Благодарил (а): 24 раз.
Поблагодарили: 675 раз.
Nauru
АРХИМАНДРИТ СОФРОНИЙ (САХАРОВ) О ЕРЕСИ КОНСТАНТИНОПОЛЬСКОГО НЕО-ПАПИЗМА В СВЕТЕ ПРАВОСЛАВНОЙ ТРИАДОЛОГИИ

Иеромонах Кирилл (Зинковский)
Иеромонах Мефодий (Зинковский)
Иеромонах Варнава (Снытко)
Глава Вселенской Православной Церкви – Христос

В настоящее время мы переживаем обострение той внутрицерковной проблемы, которую можно назвать «самоположением» Константинопольским Патриархатом самого себя во мнимую главу Вселенской Православной Церкви. На самом деле проблема эта существует не первое десятилетие и уходит корнями в глубину истории Церкви. Конечно, она связана с общей склонностью человека ко греху гордости, борьба с которой не прекращается, а подчас и усиливается при облечении человека в священный сан. Страшный опыт Иуды, разделявшего Тайную Вечерю, как и многие другие трапезы, со Христом, тому яркий пример всем векам и народам. По свидетельству множества святых отцов, грех гордости является корнем всякого грехопадения. И этот грех наносит сугубый вред церковному телу, всему народу Божьему, возглавляемому в действительности Самим смиреннейшим и кротчайшим Господом нашим Иисусом Христом.

Идею современного богословского умозрения Константинопольского Патриархата о Патриархе Константинополя как «главе всех православных» обличают древние великие святые – Предстоятели этой кафедры. Да, любой Патриарх это именно «Предстоятель», а не «глава» Церкви. Святители Григорий Богослов и Иоанн Златоуст свидетельствуют, опираясь на Священное Писание, что один у нас глава Церкви – Христос[1]. «Мы составляем одну Церковь, стройно составленные члены одной Главы» – Господа Иисуса Христа[2].

Идея нео-папизма в ХХ веке

Активизация в Константинопольской Церкви идеи восточного нео-папизма происходит в ХХ веке. Еще в 1950-м году, почти 70 лет назад, архимандрит Софроний (Сахаров) свидетельствовал об опасных тенденциях, набирающих обороты в Константинопольском Патриархате:
«В настоящее время в недрах нашей Святой Церкви появилась великая опасность извращения догматического учения о Ней, следовательно, и опасность извращения Ее бытия, потому что догматическое сознание органически связано со всем ходом внутренней духовной жизни. Измените в догматическом сознании что-либо – и неизбежно в соответствующей мере изменится и образ вашего духовного бытия. И наоборот: уклонение от истины во внутренней духовной жизни приведет к изменению в догматическом сознании. Потеря догматической истины своим неустранимым следствием будет иметь потерю возможности истинного богопознания, полнота которого дана Церкви… Искажение в чем бы то ни было частном непременно отразится и на целом. Если мы теперь исказим учение о Церкви, а следовательно… и образ Ее бытия, то как может Она послужить Своим сынам путем к Истине? Вы спросите, но в чем же это искажение видно теперь? Отвечаем: в Константинопольском нео-папизме, который быстро из фазы теоретической пытается перейти в практическую»[3].

Как подчеркивает архим. Софроний, в падшем мире «папистские тенденции» вполне естественны. Причем, к сожалению, «они свойственны не только древнему Риму, но и Востоку, где не раз зарождались в Византии. Однако Бог до сих пор хранил Восточную Церковь, и эти тенденции угасали, не нарушая глубокого мира Церкви»[4].

Примером огнеопасного «искрения» в жизни, производимого грехом гордости, может явиться давний спор о возможности наименования Предстоятеля Константинопольской Церкви титулом «Вселенский»! Слабые попытки обосновать усвоение этого термина, принадлежащего всей церковной полноте, Предстоятелям одной из Поместных Церквей за счет идеи о «вселенной» как о православной Империи, в частности, Византийской Империи, не находят сколько-нибудь серьезного подтверждения.

Так, А. В. Карташев приводит «свидетельство Анастасия Библиотекаря (IX в.), также бывшего апокрисиарием папы в Константинополе», о том, что в Византии оправдывали применение термина «Вселенский» к Патриархам Константинопольским тем, что сужали значение термина до значения «восточно-имперский, всегреческий, всевизантийский»[5]. Однако, по признанию самого Карташева, отмечавшего неоправданность данного «сужения», практика титуляции Патриархов «Вселенскими» напрямую связана «с тенденцией возвышения»[6]. Не случайно он приводит исторические свидетельства о несогласии, даже негодовании, свт. Григория Великого с принятием и утверждением такой практики на Востоке. Ведь само Евангелие говорит нам о вселенной именно как о всем мире, где оно должно быть проповедано: «И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной (ἐν ὅλῃ τῇ οἰκουμένῃ)» (Мф. 24, 14). И это отнюдь не связано с политическими вопросами границ тех или иных государственных образований, поддерживающих Православную Церковь или нет, согласных на принятие освящения на свою деятельность церковной молитвой и таинствами или не согласных.

Святоотеческие творения используют по преимуществу термин «вселенский» далеко не в узком смысле «византийского» мира, но для обозначения всего человеческого мира. Так, свт. Кирилл Иерусалимский говорит в своих «Огласительных беседах», что «Иисус воспринял на Себя грехи вселенной»[7], тогда как первозданный Адам привлек своим грехом «всемирную смерть»[8]. Соборы, называющиеся и признанные Церковью «Вселенскими», также являлись отнюдь не чисто «византийским» явлением, но несли, несут доныне и будут нести всегда именно всемирное значение, будучи высшим органом власти с человеческой стороны нашей Церкви!

Таким образом, присвоение одной Поместной Церковью титула, соответствующего всей полноте Соборной Церкви (вселенскость является одним из качеств Соборной и Единой Церкви Христовой), нельзя трактовать иначе, как узурпацию одной церковной «ипостасью», одной Поместной Церковью, того свойства, которое принадлежит лишь всем ипостасям церковным вместе, являясь, по сути, природным, а не ипостасным свойством. Эту линию узурпации общих церковных свойств частной Поместной Церковью подхватят впоследствии римо-католики, усвоив своей Поместной Церкви всецерковный титул «кафолический», т. е. Соборный.

В нынешнее время титул «Вселенский», так и оставшийся (по сути, незаконно) у Предстоятелей Поместной Константинопольской Церкви, стал постепенно превращаться из чисто титулярного в осмысленный, якобы дающий право на первенство авторитета и власти его обладателям.

Догмат о Святой Троице как основание учения о Церкви

Одним из ответов на активизацию подобных тенденций и стала статья архим. Софрония «Единство Церкви по образу Единства Святой Троицы». В ее основе лежит утверждение, что основанием учения о Церкви – Православной Экклезиологии – является учение о Святой Троице – Православная Триадология. «Соборное начало Православной Церкви – есть бытие по образу Единосущной и нераздельной Троицы»[9], – вот главная мысль архим. Софрония. Выдвижение автором на первый план триадологического аспекта вызвано угрозой разделения, повреждения телу Церкви Христовой, которое несет в себе нео-папизм.

«Полнота догматической жизни Церкви, – пишет о. Софроний, – никогда не прерывается и не умаляется по существу. Однако в различные исторические эпохи тот или иной аспект единого, органически-целостного догматического учения Церкви становится в центр внимания, в силу грозящей опасности потерять истину в ее целом, вследствие потери в частном»[10].

Утрата догматического видения, сдача позиций, отражающаяся на историческом облике Церкви, далеком от того совершенства, к которому она призвана, происходит в силу оскудения любви. «Мы потеряли любовь, и отсюда у нас разделения и нехристианские стремления к преобладанию над братьями»[11], «потому мы неспособны до глубины познать наше всечеловеческое единосущие и равенство»[12].

Как выразится немного ранее архим. Софрония о современных реалиях церковной жизни афонский аскет и богослов иеросхим. Феодосий Карульский († 1937):

«Кафолическую истину мы должны теперь определять не настоящим и, к сожалению, размытым ‟общецерковным сознанием”, ясности которого так ныне ‟недостает нам”, но ‟общецерковным Преданием”, согласным с древнею Церковью»[13].

То есть далеко не «общее» или политически ангажированное мнение, но церковное Предание должно стать критерием истины для нас в любых сложных вопросах современности. Как выразится В. Н. Лосский, это необходимо для того, чтобы «кафолическая достоверность актуализировалась»[14] в сознании христиан, все более утрачивающих, с предсказанным Евангелием оскудением любви, парадоксальное соборное церковное мышление.

Преподобный Сергий Радонежский учил наших предков: «Воззрением на Святую Троицу преодолевается ненавистная рознь мира сего». Преодоление розни и распада осуществимо лишь в Церкви, видение которой в свете Троичного догмата позволяет мыслить, жить и хранить церковное единство по образу Триединого Бытия. В непостижимом совершенстве Троичного Бытия мы видим, по мысли архим. Софрония, «утверждение о равнобожественности, равноцарственности, равногосподства… равноабсолютности Трех Лиц Святой Троицы»[15]. И как во внутритроичной жизни нет «и тени подчинения, субординации»[16], так и отношения между Поместными Церквями, призванные являть образ Триединого Бытия, исключают какую-либо доминацию по отношению друг к другу.

Догмат о Святой Троице свидетельствует о совершенной любви, «исключающей всякий вид преобладания одного Лица над другими». Потому Церковь отвергает «все виды субординационизма, исповедуя о Святой Троице: «Ничтоже (в Ней) более, и ничтоже менее: но целы три ипостаси, соприсносущны суть Себе и равны»[17]. Триадологический субординационизм, подчеркивает о. Софроний, «перенесенный на структуру Церкви, выливается в формы папизма, составляющего параллель той или иной форме триадологического субординационизма. Так, Римский папизм, возводящий Римского епископа на степень, отделяющую его от всего остального тела Церкви, делающую его уже не просто большим, но и ИНОСУЩНЫМ, является примером экклезиологического субординационизма, соответствующего онтологическому аспекту арианского триадологического субординационизма»[18]. В конечном итоге римо-католическое филиоквистическое богословие привело к «своеобразному христоцентризму», когда Святой Дух «теряет Свою равноабсолютность Отцу и Сыну, становясь лишь силою Христа, силою, врученною власти и усмотрению Римского епископа»[19].

О ереси Константинопольского нео-папизма

И вот, уже в середине ХХ века, архим. Софроний предупреждал нас, что Константинопольский нео-папизм, несмотря на свое зачаточное состояние, стремительно развивается. Он «уже много раз изменял свое лицо, и потому не представляется возможным четко охарактеризовать его»[20]. Его адепты «сначала признали преимущество юрисдикционных прав за Константинополем, ‟потому что он имеет первенство во Вселенской Церкви”. Затем они стали утверждать за Константинополем право высшей апелляционной инстанции во Вселенской Церкви, забывая вековую борьбу против притязаний Рима на это право; забывая, что именно эти притязания Рима привели к великому и окончательному разделению Церквей (1054)»[21]. Сторонники Константинопольского нео-папизма забыли также, что на Флорентийском Соборе 1439 г. Рим подобным образом добивался от Востока признания за ним «права высшей апелляционной инстанции во Вселенской Церкви»[22]. Однако каноны Вселенских и Поместных Соборов отрицают подобное право за какой бы то ни было Поместной Церковью. И сама Константинопольская Церковь твердо придерживалась этой православной позиции в борьбе против притязаний Рима.

«Провозгласив римо-католический принцип развития, – продолжает о. Софроний, – они признали за Константинополем исключительное право на всю православную диаспору в мире, отрицая таковое за прочими автокефальными Церквями в отношении своей диаспоры. Не имея для этого никаких оснований ни в каноническом строе Церкви, ни в Ее вековой практике, они, подобно Первому Риму, стали утверждать эти права не на основании канонов, а на основании повелений ‟Самого Бога”»[23].

Не без удивления приводит архим. Софроний их слова, согласно которым «БОГ (?) повелел» им «блюсти не только единство веры и благодатных установлений, не только единение в любви, но и нерасторжимое ЕДИНСТВО священной иерархии и ЦЕРКОВНОГО УПРАВЛЕНИЯ как ВО ВСЕЙ ВСЕЛЕННОЙ, так и в каждом месте, где существует Церковь»[24]. Как далеко может пойти подобная мысль, где положен предел такого рода утверждениям, уже не говорим – догматический, хотя бы нравственный, просто человеческий?
По слову архим. Софрония, «Римо-папизм довел иерархическое строение ‟до конца”, выделив из всего тела Церкви некоего епископа как единственного носителя непогрешимости, и тем самым в бытии Церкви утерял образ бытия Святой Троицы, Ее единосущия и равенства Ипостасей»[25]. На этот же путь встал Константинопольский нео-папизм, который нашел наиболее яркое выражение в «Окружном послании» Патриарха Афинагора, изданном в 1955-м г. Логика послания проста:

«Если Первый Рим отпал, то на его место становится Второй Рим, с теми же правами и той же аргументацией»[26].

Этим посланием принадлежность к Вселенской Церкви поставляется «в прямую зависимость от связи с Константинополем» – Вторым Римом. Да, Константинополь «не устанавливает еще своего иносущия другим автокефальным Церквам, но мыслит их уже умаленными перед собой: Константинополь – все, Он – Вселенская Церковь, а прочие – части, и лишь постольку принадлежат к Вселенской Церкви, поскольку связаны с Константинополем»[27].

«Нужно ли говорить, – вопрошает о. Софроний, – что эта форма папизма также является экклезиологической ересью, как и Римский папизм? Нужно ли говорить о том, что, осуществленный в жизни Церкви, он неизбежно приведет к извращению всего духовного образа нашего бытия? Связывая, подобно Первому Риму, с локальным моментом (а в отношении Константинополя нужно добавить, и расовым – греческим)[28], исключительные права на власть и учительство в Церкви, он возвращает нас к тем временам, о которых читаем в Евангелии: ‟Отцы наши поклонялись на этой горе; а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме” (Ин. 4, 20)»[29].

О нарушении Константинополем принципа автокефалии

Если говорить о настоящем времени, то ложь церковно-политических амбиций Стамбульских перекройщиков церковно-политической карты мира особенно сквозит в том, что, якобы защищая право на автокефалию других Церквей, Константинополь, выйдя за пределы как канонического поля, так и догматического, это право грубо нарушает, поскольку своими действиями опрокидывает сам принцип автокефальности. Так, раскрывая один из самых существенных моментов Энциклики Патриарха Афинагора, архим. Софроний говорит о явной тенденции «подорвать принцип равнодостоинства автокефальных Поместных Церквей», иными словами, речь идет о борьбе Константинополя с «принципом автокефальности»[30].

Подчеркивая, что не так мыслит и верует Церковь, о. Софроний пишет:

«Единая Церковь есть, прежде всего, Церковь Святая… Единство Божие и единение Церкви с Господом является источником единства Церкви. Церковь едина потому, что имеет единый источник Своей святости, и не может не быть единой в силу Своей святости… Когда апостол Павел говорит о единстве Церкви, он ставит его в зависимость не от подчинения единому управлению, а от приобщения единым хлебом Тела и Крови Господней (1 Кор. 10, 14–17) и от возглавления Церкви единым Главою – Христом (Еф. 4, 15–16)»[31].

Подтверждением служат слова проф. С. В. Троицкого:

«Почерпая свое освящение непосредственно свыше от Духа Божия, каждая Поместная Церковь остается самодовлеющей, но так как сей источник освящения един, то она остается вместе с тем и единой Церковью. Никакого общего земного центра, которому должны бы быть подчинены все Поместные Церкви, быть не может, так как существование такого центра, при существовании общего центра небесного, вносило бы дуализм в Церковь и нарушало бы ее единство»[32].

Даже если допустить, что Константинополь

«действительно может назвать себя общей всем Церквям Матерью… все равно, – отмечает о. Софроний, – выводить подчинение из факта исторического материнства – будет отступлением от православной триадологии, согласно которой Отечество или Сыновство не устраняет полноты равенства. Рождаемое из существа – равно Рождающему. Так мыслили святые отцы»[33].

Для еще большего подтверждения озвученной мысли архим. Софроний приводит пример Иерусалимской Церкви, являющейся «единственною бесспорною Матерью всех Церквей, не исключая и Первого Рима»[34]. Она служит наглядным примером того, «что в жизни Церкви факт материнства не признавался основанием не только власти, но даже и чести» [35].

«Рим хвалится гробом Петра. В Иерусалиме – Светлейший Гроб Самого Спасителя мира. Рим хвалится ‟алою кровью” Петра и Павла. В Иерусалиме пролил Свою Божественную Кровь Искупитель мира. Рим хвалится славою ‟вечного града”. В Иерусалиме учил, страдал и воскрес Великий Царь Славы – Господь. Там же, на горе Елеонской, Он благословил Учеников и во славе вознесся на небо. Там же, в Сионской горнице, Дух Святой сошел на апостолов и бывших с ними, т. е. на Церковь Вселенскую. Там прошла жизнь Всесвятейшей Богоматери. Там же состоялся первый Апостольский Собор под председательством Иакова, брата Господня. И однако, несмотря на все это, в период до Первого Вселенского Собора он утерял даже свою самостоятельность и находился в подчинении Митрополиту Кесарии Палестинской»[36].

Нет ничего удивительного в том, что Константинополь начал борьбу с автокефализмом Поместных Церквей, поскольку «такова природа всякого папизма»[37]. Замечая, что с «автокефализмом» Римо-католичество примириться не может, архим. Софроний для наглядности ссылается на слова римо-католического богослова, священника С. Тышкевича:

«В Церкви допустимы усиления и ослабления ‟централизации”, в зависимости от условий времени и места; но ни в коем случае не допустим полный автокефализм Поместных Церквей: Церковь стала бы поликефальной, многоглавою, что немыслимо с точки зрения ее богочеловеческой природы… В Церкви может быть только одна иерархия; федерация нескольких вполне самостоятельных иерархий претит ее сущности»[38].

Мы видим, что в такой парадигме предлагается устроение Церкви не по образу Святой Троицы, но по вполне земному образу, в основе которого лежит идея об административном центре, подобном «непогрешимому Ватикану», который в лице своих апологетов заявляет:

«Никогда да не забываем, что между Богом и нами есть нечто связующее, и это связующее есть Рим»[39].

Этой же идеей дышит «Послание» первосвященника «Второго Рима», а также церковная политика его преемников, которые настаивают на «связи с Константинопольской кафедрой и подчинении ей, как обязательном условии пребывания во Вселенской Церкви»[40].

«Кто из подлинных христиан, поклоняющихся ‟в духе и истине”, примет это слово? – спрашивает о. Софроний. – А если, предположим, в силу той или иной катастрофы исчезнут с лица земли Первый и Второй Римы, то что же, мир останется без истинной связи с Богом, потому что исчезли связующие нас с Ним звенья? Нет, это чужой голос (Ин. 10, 5). Это не наша христианская вера»[41].

Выступая против появившегося в недрах Святой Церкви нео-папизма, архим. Софроний подчеркивает:

«Мы отвергаем всякий ‟Рим”: и Первый, и Второй, и Третий, если речь идет о внесении принципа субординации в бытие нашей Церкви. И Римский, и Константинопольский, и Московский, и Лондонский, и Парижский, и Нью-Йоркский, и всякий иной папизм мы отвергаем, как экклезиологическую ересь, искажающую христианство»[42].

Верно исповедуемый принцип автокефалии, в основе которого лежит сознание единосущия, говорит нам о равнодостоинстве Поместных Церквей, по образу равнодостоинства Лиц Святой Троицы:

«Ни место, ни титул, ни расовое происхождение – в Церкви не дают преимущества в отношении власти или учительства пред другими местами или народами»[43].

Это есть догматическое видение и осмысление принципа автокефалии, которое в эсхатологической перспективе, в своем последнем осуществлении позволяет говорить

«об общей надежде, что не только всякая Поместная Церковь, но и каждый отдельный член Ее, каждая отдельная личность-ипостась, должна быть носителем ВСЕЙ КАФОЛИЧЕСКОЙ ПОЛНОТЫ церковного бытия по образу Святой Троицы, где каждая Ипостась является носителем всей абсолютной полноты Божеского Бытия; разумеется, не чрез устранение или поглощение других Лиц-Ипостасей, а чрез пребывание в полноте и целостности единства сущности» [44].

Видя путеводную звезду, мы сохраняем себя от ошибки снизить, умалить предвечный замысел Бога о человеке, о Его Церкви. Конечно, становясь свидетелями происходящего, мы не можем не видеть, «как далек наблюдаемый извне облик исторической жизни Церкви от того совершенства, к которому мы призваны...»[45]. И все же преодоление «ненавистной розни мира сего» подвигает каждого члена Церкви Христовой в соборном единстве искать Богом заповеданного единства, по слову Спасителя: «Да будут все едино» (Ин. 17, 21), и совершенства: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5, 48). Это совершенство по образу Божественного Триединства в истории и жизни Церкви являет себя в «соборности и автокефальности», иначе «в свободе соборной любви и равенстве единосущия»[46], что служит подтверждением неразрывной связи православной экклезиологии с православной триадологией.

О догматическом видении и церковном сознании

В контексте современных событий мы еще раз убеждаемся, насколько догматическое видение определяет духовный, канонический и любой другой план жизни Церкви. И, несмотря на то, что «проекция нетленного, благодатного начала Церкви в условиях нашего земного, падшего бытия неизбежно приобретает некоторую условность, и потому канонический строй Церкви не является абсолютной юридической нормой», все же он «всегда сохраняет неизменными свои глубокие корни, свою сущность, и не может противоречить нашему догматическому сознанию»[47], как не может противоречить учение о Церкви православному учению о Святой Троице.

Применительно к сегодняшней ситуации можно видеть, как сторонники «Украинской автокефалии» стараются нивелировать именно догматический аспект вопроса, пытаясь «решить» его вне церковного поля и обсуждения. Поэтому, несмотря на приводимые аргументы для обоснования своего первенства теми, кто желает его и добивается, – по сути своей, все это проявление фарисейства, лицемерного движения против любви, а значит – греха, который есть не просто нарушение этической нормы, но преступление против любви Отчей.

К сожалению, последние действия Фанара вновь поставили под угрозу сохранение мира и церковного единства. Патриарх Варфоломей в одностороннем порядке принял решение, которое заведомо несет в себе разделение, не уврачевание раскола, а еще большее его усугубление. И какие бы канонические и исторические причины ни приводились для оправдания совершаемых действий, в них нет ни евангельского духа, ни братской любви, но есть единственно попытка утвердить свою власть и превосходство в отношении «меньших». Стремление к преобладанию, разрушающее все на земле, есть результат выпадения из догматического сознания, утраты церковного мышления теми, кто, казалось бы, в первую очередь призван хранить Богом заповеданное единство. В свое время ими не был услышан голос тех, кто в лице архим. Софрония призывал к осознанию «стоящих… догматических вопросов, как вопросов кардинального значения в деле спасения»[48].

Архим. Софроний прямо говорил о духе властолюбия и стремлении к преобладанию над собратьями, которым оказались заражены Царьградские Патриархи, вначале поддержавшие (Мелетий IV) обновленческий раскол и нанесшие удар Первосвятителю – свт. Тихону Московскому в тяжелейшее время испытаний для Русской Церкви, а затем выступившие (Афинагор) с доктриной об исключительных правах Константинопольского Патриарха. Их действия, по глубокому убеждению архим. Софрония, явились не только грубейшим попранием канонов, но, главным образом, следствием серьезной догматической ошибки, в которую впали занимавшие Царьградскую кафедру Первоиерархи и их сторонники. В своем стремлении к власти и доминации они уподобились князьям мира сего, восседающим на вершине «пирамиды человечества» и господствующим над народами. Как это чуждо духу Христа, Который «пришел не для того, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мф. 20, 28). Христос, – скажет о. Софроний, – «пришел и опрокинул пирамиду человеческого бытия»[49], и потому «следующие за Ним идут тем же путем: они спускаются вниз, чтобы соединиться с Главою перевернутой пирамиды, христианин идет вниз, туда – в глубину опрокинутой пирамиды, где сосредоточивается страшное давление, где Взявший на Себя грех мiра – Христос»[50]. Вот оно, подлинное движение – движение любви, которая, по мысли святых отцов, всегда смиренна. Поэтому и власть, тем более власть в Церкви, понимается о. Софронием «как служение всем и всякому, как забота о слабейших»[51].
В заключение, вслед за архим. Софронием, приведем слова Патриарха Алексия I, которые напоминают молитву о единстве Церкви. Его мысль была о первосвященстве Первого Рима, но в свете сегодняшних событий можно со всей уверенностью воспринять ее как молитву и о первосвященстве Рима Второго:

«Христос сказал Своим ученикам: ‟Кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом” (Мф. 20, 26–27). Да просветит Господь мысленные очи Римского (и Константинопольского) первосвященства и да возымеет оно в себе, при помощи Божией, силу Духа, чтобы отказаться от честолюбивого стремления утвердить земное главенство свое среди всех апостольских преемников!»[52].

Иеромонах Кирилл (Зинковский), доктор богословия,
Иеромонах Мефодий (Зинковский), доктор богословия,
Иеромонах Варнава (Снытко)
14 декабря 2018 г.

[1] Григорий Богослов, свт. Слово 37. На евангельские слова: «Егда сконча Иисус словеса сия...» // Он же. Творения. В 2-х т. СПб.: Типография П. П. Сойкина, 1912. Т. 1. C. 510–522, здесь: С. 514.

[2] Иоанн Златоуст, свт. Беседы на Деяния Апостольские. Беседа 24. 4 // Творения отца нашего, свт. Иоанна Златоуста, архиеп. Константинопольского в русском переводе. В 12-ти т. СПб.: Издание СПбДА, 1898–1906. Т. 9. Ч. 1. С. 226–235, здесь: С. 234.

[3] Софроний (Сахаров), иером. Единство Церкви по образу Единства Святой Троицы (Православная Триадология как основа Православной Экклезиологии) // Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата. 1950. № 2–3. С. 8–32, здесь: С. 18–19.

[4] Там же. С. 19.

[5] «Когда я, находясь в Константинополе, часто осуждал греков за слово ‟вселенский” и упрекал их в тщеславии и гордости, они возражали, что не потому называют Патриарха Вселенским –– икуменикос (что многие перевели словом “универсалис”), что он является епископом над всем миром, но потому, что он имеет начальственную власть над одной частью мира, в которой живут христиане. To, что греки называют вселенной –– икумени, y латиниан означает не только ‟мир (orbis terrarum)”, от которого в смысле ‟вселенной” и происходит название ‟вселенский”, но также и ‟всякое жилище или обитаемое место”. Икуменикос тут означало: ‟восточно-имперский, всегреческий, всевизантийский”» (Карташев А. В. Вселенские Соборы. Клин: Христианская жизнь, 2002. С. 479).

[6] Там же. С. 478.

[7] Кирилл Иерусалимский, свт. Поучение огласительное 3. 9 // Он же. Поучения огласительные и тайноводственные. М.: Издательство Благовест, 2010. С. 36–47, здесь: С. 44.

[8] Кирилл Иерусалимский, свт. Поучение огласительное 13. 2 // Там же. С. 180–209, здесь: С. 181.

[9] Софроний (Сахаров), иером. Единство Церкви по образу Единства Святой Троицы. C. 17.

[10] Там же. C. 16.

[11] Там же. C. 17.

[12] Там же.

[13] Голос Святого Афона. Святогорский старец иеросхимонах Феодосий Карульский о старом и новом стиле // http://afonit.info/biblioteka/ ... stile

[14] Лосский В. Н. Кафолическое сознание. Антропологическое приложение догмата Церкви // Журнал Московской Патриархии. 1969, № 10. C. 74-80, здесь: С. 80.

[15] Софроний (Сахаров), иером. Единство Церкви по образу Единства Святой Троицы. C. 17.

[16] Там же.

[17] Там же. C. 20.

[18] Там же.

[19] Там же.

[20] Там же.

[21] Там же. C. 20–21.

[22] Там же. C. 21.

[23] Там же.

[24] Там же.

[25] Там же. C. 24.

[26] Цит. по: там же.

[27] Там же. C. 25.

[28] Чего стоит утверждение нынешнего Предстоятеля Константинопольской Церкви о том, что «славяне не могут смириться с первенством нашей (греческой) нации в Православии»! См.: URL: http://nk.org.ua/politika/varf ... 67074 (дата обращения 01.12.2018). Тогда как ересь этнофилетизма осуждена Церковью уже давно, на Поместном Константинопольском Соборе 1872 г.

[29] Софроний (Сахаров), иером. Единство Церкви по образу Единства Святой Троицы. C. 25.

[30] Там же. C. 27.

[31] Там же. C. 25.

[32] Троицкий С. В. О церковной автокефалии // Журнал Московской Патриархии. 1948, № 7. С. 33–54, здесь: С. 34.

[33] Софроний (Сахаров), иером. Единство Церкви по образу Единства Святой Троицы. C. 25.

[34] Там же.

[35] Там же.

[36] Там же.

[37] Там же. C. 28.

[38] Там же. С. 32. См.: Тышкевич С. Церковь Богочеловека. Львов: Типография Варяг, 1993. С. 70, 256.

[39] Там же. С. 32.

[40] Там же.

[41] Там же.

[42] Там же. C. 31.

[43] Там же. C. 30.

[44] Там же. C. 31.

[45] Там же. C. 17.

[46] Там же.

[47] Там же. C. 32.

[48] Там же. C. 17.

[49] Софроний (Сахаров), архим. Духовные беседы: В 2 т. Т. 2. Свято-Иоанно-Предтеченский монастырь, Эссекс-М., 2007. С. 131.

[50] Софроний (Сахаров), архим. Преподобный Силуан Афонский. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2010. С. 266.

[51] Софроний (Сахаров), архим. Письма близким людям. М., 1997. С. 117.

[52] Деяния Московского Совещания глав и представителей автокефальных православных Церквей в связи с празднованием 500-летия автокефалии Русской Православной Церкви. М.: Изд. Московской Патриархии, 1949. Т. 1. С. 90.

   
  
    
 
Сообщение  
Ветеран
Аватара пользователя

Регистрация: 25.08.2014
Сообщения: 41676
Благодарил (а): 102 раз.
Поблагодарили: 1067 раз.
Azerbaijan
val1954 писал(а):
Гросс-адмирал, окститесь, какой нах Усик поп?
Это Гражданин!
усик не поп.Это верно.Но что-то общее есть.
Этот и этому бьют в голову буквально физически.До наступления необратимых изменений в мозге.
А те тоже бьют.Только без кулаков.Но так же сокрушительно и трагично..
Касаемое гражданства.
Я так понимаю он твой согражданин.Ты ж свой крымский старый паспорт (с твоих же слов) не выбросил еще?И не собираешься?Вдруг к братанам в хорькив ехать?

   
  
    
 
Сообщение  
Ветеран

Регистрация: 23.05.2015
Сообщения: 18927
Благодарил (а): 257 раз.
Поблагодарили: 536 раз.
Россия

   
  
    
 
Сообщение  
Ветеран
Аватара пользователя

Регистрация: 03.12.2014
Сообщения: 27744
Благодарил (а): 1116 раз.
Поблагодарили: 864 раз.
Новороссия
Боян писал(а):
В спортлото пусть пишет, тетёха.

   
  
    
 
Сообщение  
Ветеран
Аватара пользователя

Регистрация: 18.09.2016
Сообщения: 38042
Благодарил (а): 390 раз.
Поблагодарили: 316 раз.
Sunburn писал(а):
val1954 писал(а):
Гросс-адмирал, окститесь, какой нах Усик поп?
Это Гражданин!
усик не поп.Это верно.Но что-то общее есть.
Этот и этому бьют в голову буквально физически.До наступления необратимых изменений в мозге.
А те тоже бьют.Только без кулаков.Но так же сокрушительно и трагично..
Касаемое гражданства.
Я так понимаю он твой согражданин.Ты ж свой крымский старый паспорт (с твоих же слов) не выбросил еще?И не собираешься?Вдруг к братанам в хорькив ехать?
Плохо соображаешь. Он гражданин Украины.

   
  
    
 
Сообщение  
УкроТролль
Аватара пользователя

Регистрация: 16.08.2015
Сообщения: 5051
Откуда: Киев
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 25 раз.
Украина
Боян писал(а):
Блин, до чего-же мерзкая рожа! Ну, не должна быть такая гнусная харя у главпопа! :bd:

_________________
Каждый человек рождается свободным, равными правами с другими людьми.
И только Создатель может лишить его этих прав и свобод.

   
  
    
 
Сообщение  
Завсегдатай

Регистрация: 04.11.2014
Сообщения: 4026
Благодарил (а): 4 раз.
Поблагодарили: 161 раз.
Tramp писал(а):
Боян писал(а):
Блин, до чего-же мерзкая рожа! Ну, не должна быть такая гнусная харя у главпопа! :bd:

То ли дело Филарет! Просто эталон благости, хоть нимб вешай, да? :bad:

   
  
    
 
Сообщение  
Ветеран
Аватара пользователя

Регистрация: 23.08.2014
Сообщения: 14306
Откуда: СПБ
Благодарил (а): 158 раз.
Поблагодарили: 392 раз.
Россия
у растриги рожа для украинского главпопа - само то :rzach:
Изображение

_________________
--------------------------
С Уважением, Голд.

   
  
    
 
Сообщение  
Обозреватель
Аватара пользователя

Регистрация: 18.08.2014
Сообщения: 81182
Откуда: Плюк—планета № 215 в Тентуре галактики "Кин-дза-дза" в Спирали.
Благодарил (а): 2677 раз.
Поблагодарили: 2293 раз.
СССР
Изображение

Это томос? или просто СВЯТАЯ СКОВОРОДКА?

_________________
Изображение

   
  
    
 
Сообщение  
Ветеран

Регистрация: 05.09.2014
Сообщения: 29437
Благодарил (а): 156 раз.
Поблагодарили: 601 раз.
Россия
Чупакабра писал(а):
Изображение

Это томос? или просто СВЯТАЯ СКОВОРОДКА?
Там лицо Путина на сковородке? :consul:

_________________
"Внешние стены дома - все несущие" -- Ихорь
"я в самом что ни наесть станционном месте работаю" -- igg

   
  
    
 
Сообщение  
Обозреватель
Аватара пользователя

Регистрация: 18.08.2014
Сообщения: 81182
Откуда: Плюк—планета № 215 в Тентуре галактики "Кин-дза-дза" в Спирали.
Благодарил (а): 2677 раз.
Поблагодарили: 2293 раз.
СССР
everfunk писал(а):
Чупакабра писал(а):
Изображение

Это томос? или просто СВЯТАЯ СКОВОРОДКА?
Там лицо Путина на сковородке? :consul:

СВЯТОЙ ПУТИН? :consul: :consul: :consul:

_________________
Изображение

   
  
    
 
Сообщение  
Старожил

Регистрация: 24.08.2014
Сообщения: 8685
Благодарил (а): 53 раз.
Поблагодарили: 178 раз.
Ну да, все виноваты кроме них самих.
Чем они занимались 25 лет?
Украина самая верующяя республика была ещё при СССР.

   
  
    
 
Сообщение  
Ветеран

Регистрация: 23.05.2015
Сообщения: 18927
Благодарил (а): 257 раз.
Поблагодарили: 536 раз.
Россия

   
  
    
 
Сообщение  
Старожил
Аватара пользователя

Регистрация: 12.08.2017
Сообщения: 6046
Откуда: Новосибирск
Благодарил (а): 53 раз.
Поблагодарили: 539 раз.
Россия
ОТВЕТ МИТРОПОЛИТА ЛУКИ НА ПРИГЛАШЕНИЕ ПРИНЯТЬ УЧАСТИЕ В РАЗБОЙНИЧЬЕМ СОБОРЕ

Дорогой верноподданный Турецкой Республики, господин Варфоломей!

Из средств массовой информации нам стало известно, что Вы рассылаете через государственных чиновников приглашения на «совет нечестивых» (Пс.1,1). В связи с этим позвольте выразить Вам и Вашим посланникам свою сердечную благодарность за те попытки, которые Вы предпринимаете посредством госаппарата Украины и жонглирования нормами канонического права для уничтожения Украинской Православной Церкви (преемницы Церкви рожденной в Днепровской купели), ранее признаваемой Вами же, как единственно канонической Православной Церковью в Украине!
За что, спросите Вы? Да за то, что Вы своими поступками нашу православную паству буквально вталкиваете в Царствие Божие, подвергая её дискриминации и гонениям.
К сожалению, Вам, наверное, неизвестна мудрая поговорка нашего народа: «насильно мил не будешь». Ваши действия – это поступки человека, ослепленного мнимым сиянием кесаревой власти. Своим участием в политических проектах, направленных на раскол единства Церкви, Вы уже реально поставили под сомнение свой статус первого по чести иерарха в Православии.
Вы заявляете о том, что сегодня в своем лице представляете «Матерь-Церковь» для украинского народа. Однако, почему-то, выступаете идейным вдохновителем масштабной кампании, направленной на разжигание ненависти к УПЦ, захвату ее святынь, преследованию ее паствы, а также подрыву позиций Православия в Украине в пользу набирающего ход «крестового похода» униатов на исконные православные земли! Какая мать помогает терзать своего ребенка?
Чающие скорого пришествия Томоса не гнушаются на своих собраниях выкрикивать речевки типа: «Смерть ворогам!», а под стенами нашего Епархиального управления –«московського попяку на гилляку, як комуняку!». Вот как Ваши новые подопечные относятся к нам и в целом к Украинской Православной Церкви, находившейся со вверенным Вам Престолом в Евхаристическом общении.
За этими лозунгами стоят страшные вещи: преобладание политической целесообразности в любом важном вопросе церковной жизни, воцарение тотального преследования церковного разномыслия, которое не соответствует генеральной идеологической линии правительствующей верхушки, осквернение святынь и извращение канонов давними противниками Православия, которые сейчас активно рядятся в одежды сторонников проталкиваемого Вами автокефального проекта.
Готовы ли Вы сами поверить в «украинского национального бога», или же это просто попытка забрать под свой омофор наш народ? Или, что совсем чудовищно, спровоцированные Вами процессы имеют своим фундаментом обычные меркантильные интересы?
В Ваших попытках подчинить все Православные Церкви Константинопольскому престолу (по типу Католической Церкви) Вы забываете, что не священник, а кесарь был у власти во время Византии, которая многие века как уже не существует. И одна из причин её отсутствия, а может быть и главная, это то, что в свое время некоторые Ваши предшественники, византийские патриархи, допустили, чтобы вера стала разменной монетой в играх большой политики.
Очень жаль, что Вы это не учитываете или умышленно не вспоминаете. Ведь более 500 лет назад именно предательство Константинополем Православной веры и его уход в унию с Римом, а не какие-то геополитические обстоятельства того времени, стали движущей силой обретения Православием на землях Руси самостоятельности от Византии.
Спасибо Вам, господин Варфоломей, что Вы помогаете нашему спасению. Единственное, о чем клир (который Ваш Престол по какой-то несуразной причине возомнил своим) и паства вопрошает к Вам: что помешало Вам нас услышать весной? Что так затуманило Ваш разум, чтобы Вы сочли себя Патриархом всего мира? Быть может, следующим Вашим шагом станет утверждение, что и мир сей из небытия Вами создан?

С благодарностью, и надеждой на вразумление Божие каждого из нас,
ЛУКА
МИТРОПОЛИТ ЗАПОРОЖСКИЙ И МЕЛИТОПОЛЬСКИЙ
Изображение

   
  
    
 
Сообщение  
Старожил
Аватара пользователя

Регистрация: 12.08.2017
Сообщения: 6046
Откуда: Новосибирск
Благодарил (а): 53 раз.
Поблагодарили: 539 раз.
Россия
Уверен, что истинные сыны веры должны показать пример единения и человеколюбия.
В тяжкие времена именно представители церкви стояли в передних рядах защитников
Здоровья и сил всем честным людям!!!

   
  
    
 
Сообщение  
Старожил
Аватара пользователя

Регистрация: 12.08.2017
Сообщения: 6046
Откуда: Новосибирск
Благодарил (а): 53 раз.
Поблагодарили: 539 раз.
Россия
Сотрудники службы безопасности Украины (СБУ) Винницкой области похитили митрополита Могилев-Подольского и Шаргородского Агапита (Бевцика) и увезли в Киев. Об этом сообщил протоиерей УПЦ Александр Бахов.

«Помните я говорил, что епископов УПЦ будут на собор с „охраной” доставлять? Так вот, сегодня Митрополита Могилев-Подольского и Шаргородского Агапита (Бевцик) в принудительном порядке СБУ Винницкой области доставляет в Киев. Владыку забрали из дома, где он гостил в Черновицкой обл. Официальная версия — на разговор с президентом!», — заявил он.

   
  
    
 [ Сообщений: 3939 ]  Стрaница Пред.  1 ... 158, 159, 160, 161, 162, 163, 164 ... 197  След.




[ Time : 2.234s | 18 Queries | GZIP : Off ]