Литовские "херои" - фашисткие палачи


Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 8 ] 
Автор  
#1  Сообщение 21.07.18, 21:56  
Ветеран
Аватара пользователя

Регистрация: 26.08.2014
Сообщения: 15173
Откуда: SF
Благодарил (а): 61 раз.
Поблагодарили: 603 раз.
"Я "оголливудила" Холокост в Литве". Как заставить общество задавать себе сложные вопросы?
Оксана Антоненко
Би-би-си, Вильнюс

Изображение
Литовские евреи и солдат вермахта, 1941 год

Два года назад Рута Ванагайте написала книгу "Свои" (в оригинале "Mūsiškiai") о том, как во время Холокоста 5 тысяч литовских неевреев расстреляли 200 тысяч литовских евреев. Книга спровоцировала скандал. Потом Ванагайте обвинила в сотрудничестве с советской властью героя антисоветского сопротивления. Последовал новый скандал. В итоге Ванагайте уехала из Литвы и опубликовала книгу в России. Она говорит, что литовцы оказались не готовы к правде о себе. По словам Ванагайте, россияне тоже не готовы к правде - о себе, не о литовцах.

Лучше помолчать
Главным символом Холокоста в Западной и Центральной Европе стали концентрационные лагеря. В Восточной Европе все было иначе. Как говорит историк из Центра исследования геноцида и резистенции жителей Литвы Альфредас Рукшенас, евреев в этой стране "просто расстреливали репрессивные структуры". Расстрелы проходили в случайных местах - лесах, городах, селах. По всей Литве 227 мест массовых расстрелов. Хоронили - вернее закапывали, обычно под слоем извести - там же, где расстреливали.

Определить поименно персонал концентрационных лагерей гораздо проще, чем составить списки тех, кто участвовал в лесных расстрелах. Этих списков нет. Никто не знает точно, кто нажимал на курок, кто конвоировал, кто охранял, а главное - насколько всё это делалось добровольно. Вопрос ответственности за Холокост в этом свете рискует стать почти неразрешимым. Рута Ванагайте утверждает, что в литовском Холокосте участвовали в первую очередь литовцы, а не "немцы и горстка местных выродков", как принято считать. По ее словам, в Литве эту правду мало кто знает.

"20 тысяч человек участвовали в конвоировании, в охране и в убийствах. 36 тысяч были в гражданской администрации, - перечисляет Рута Ванагайте. - Потом [после расстрелов евреев] в каждом городке были аукционы имущества. Значит, те люди, которые ехали на эти аукционы, - они тоже часть этого процесса или нет? Я спрашиваю, я не знаю. А кто вообще говорит о том, сколько немцев было в Литве во время войны? Их было от 600 до 900 человек".

Изображение
Рута Ванагайте у места массового расстрела и захоронения евреев в поселке Науянеряй

Историки не спорят с Ванагайте: стреляли действительно преимущественно литовцы. По словам Альфредаса Рукшенаса, в Холокосте участвовало около 20 тысяч человек. Но эксперты в один голос утверждают - эту правду давно все знают.

"Конечно, знают, и довольно достаточно. Если вы пройдетесь по дорогам в Литве, [то]даже указатели на дорогах - места убийства евреев, разные названия, место геноцида, место Холокоста, надписи на домах, - говорит Русской службе Би-би-си Арвидас Анашаускас, историк и депутат литовского парламента. - Как еще возможно чего-то не знать? Конечно, литовцы участвовали, несколько тысяч напрямую участвовали".

Анашаускас считает, что литовцы давно извинились за Холокост. "В 1994 году, когда был визит нашего президента [Альгирдаса] Бразаускаса в Израиль, такие извинения прозвучали", - добавляет Анашаускас.

Формально всё действительно так: в Литве есть памятники, мемориальные доски, музеи, выходят книги и статьи, посвященные Холокосту. Тут проходят памятные мероприятия, про Холокост рассказывают в школах. Бразаускас действительно просил прощения в Израиле. Каждый литовец, с которым нам удавалось поговорить, знал, что в Литве расстреливали евреев, и признавал, что это трагично.

Однако ни один прохожий - в Каунасе или поселке Науянеряй - не был в курсе того, что места массового расстрела и захоронения находятся рядом с ним. И далеко не каждый оказался готов отвечать на вопрос, кто виноват в расстрелах. "Нельзя так сталкивать людей. Это неэтично", - говорит Русской службе Би-би-си Аста из Вильнюса. "Об этом надо помолчать - кто кого расстреливал", - говорит Би-би-си Виолета из Каунаса.

Однако благодаря книге Ванагайте тема Холокоста надолго закрепилась в новостных заголовках в Литве, а "помолчать" о том, кто стрелял, стало почти невозможно.

  Профиль  
  
    
Теги
Литовские "херои" - фашисткие палачи
#2  Сообщение 21.07.18, 21:59  
Ветеран
Аватара пользователя

Регистрация: 26.08.2014
Сообщения: 15173
Откуда: SF
Благодарил (а): 61 раз.
Поблагодарили: 603 раз.
"Я узнала, что есть табу"
Книга "Свои" Руты Ванагайте вышла на литовском в начале 2016 года, тираж быстро раскупили. В мае 2018-го книга вышла на русском языке. Это не исторический труд, а публицистика, отмечал литовский историк Илья Лемпертас, но качественно написанная на основе архивных документов.

Ванагайте полагалась, на интервью с очевидцами и экспертами, книги историков и документы НКВД/КГБ - в том числе стенограммы допросов. Ее критиковали в том числе за то, что показания допросов могли содержать искаженную информацию, например, потому что были получены под давлением.

В разгар скандала в соцсетях активно обсуждали, что книга Ванагайте спровоцировала такой шум, потому что ее автор - хороший пиарщик (она действительно в начале 2000-х возглавляла PR-агентство - прим. Би-би-си). Писали, что причина повышенного внимания в том, что книга не про "сотни тысяч убитых", а про конкретного "ребенка, которому разбили голову о дерево". Не про абстрактного "литовца, который замешан в Холокосте", а про "литовского зубного техника, который сначала стрелял, а потом спускался в яму, вырывал у покойников золотые зубы и относил жене - зубному врачу".

Все это Рута Ванагайте решила, по ее собственным словам, "оголливудить" и донести до масс. Теперь, как говорит писательница, ей "плюют под ноги". Ванагайте утверждала, что до сих в Литве про Холокост почти ничего не было известно. При этом, когда ей приводят ссылки на работы местных историков, она быстро соглашается с тем, что тему действительно активно изучают. Но, по ее словам, проблема восприятия Холокоста в Литве до сих пор была как раз в том, что предыдущие работы оказывались слишком академичными для широкой публики.

Изображение
Рута Ванагайте провела в государственных архивах полгода и прочитала несколько десятков дел участников Холокост

"Люди этих книг не читают, за этими книгами нет живых судеб, - говорит Рута Ванагайте. - Я эту правду огласила и сделала интересной и популярной, страшной. Я оголливудила Холокост, можете это так назвать. Это страшно, но это нужно".

"Я думаю, что сейчас Литва хочет [в общественном сознании] уменьшить до минимума число людей, которые участвовали [в убийствах евреев]. Историки, которые меня обвиняли, говорили, что выродки - не наши. А моя вина в том, что я бросила тень на гораздо большую часть общества, чем хотелось бы", - рассказывает Рута Ванагайте, называя среди своих яростных критиков того же депутата Сейма и историка Арвидаса Анашаускаса.

Может быть, часть общества не смогла принять книгу именно потому, что Ванагайте пыталась, по ее собственной формулировке, "оголливудить" Холокост? На этот вопрос автор отвечает просто: "Общество через 27 лет независимости должно начать говорить правду самому себе. Не Путин же нам должен сказать, чем мы занимались".

В современной Литве советский период трактуется однозначно как оккупация. Поэтому можно предположить, что столь болезненная реакция общества была вызвана именно тем, что Ванагайте задела репутацию и память людей, боровшихся с советской властью.

Изображение
Историк и депутат парламента Литвы Арвидас Анашаускас: Холокост - не тема для скандала

По словам автора "Своих", именно в последние годы она поняла, что в литовском обществе по-прежнему существуют невидимые линии внутренней цензуры, и со многими темами нужно быть осторожней: "Сейчас я узнала, что есть табу. Есть они в России, есть они в Литве. Что поделаешь, недалеко ушли". Критики Ванагайте продолжают указывать на то, что она была вольна собирать материал и публиковать свои книги, равно как издательство имело полное право разорвать отношения с автором.

Герои и недогерои
Люди, которые боролись с советской властью - тема для Литвы крайне чувствительная. Сегодня они считаются героями, на их памяти держится государственная идеология. Лидер партизанского движения Адольфас Романаускас-Ванагас - один из таких людей, он боролся с советской властью до середины 1950-х.

Соавтор "Своих" Эфраим Зурофф заявил, что литовский герой связан с убийствами евреев. А Ванагайте публично поставила под сомнение его преданность идее независимой Литвы. Литовское общество взорвалось. На Ванагайте написали заявление в прокуратуру (в итоге это обращение совета Литовского объединения борьбы за свободу было отклонено), она уехала из Литвы. Издательство Alma littera, опубликовавшее все пять книг писательницы, объявило о прекращении сотрудничества с Ванагайте, а ее книги, включая "Своих", были отозваны из магазинов. И теперь 27 тысяч экземпляров хранятся в гараже.

В книге "Свои" фигурирует история другого героя современной Литвы: в начале войны дипломат Казис Шкирпа руководил группой единомышленников - Литовским фронтом активистов (ЛФА). Эта организация боролась с советской властью в Литве. Но помимо идеи литовской независимости ЛФА поддерживал антисемитские настроения гитлеровской Германии. Одно из воззваний ЛФА Ванагайте приводит в своей книге: евреев там прямо называют врагами, обвиняют в связях с НКВД и депортациях литовцев.

И если доказать связи Романаускаса-Ванагаса с Холокостом никому не удалось, то в случае Казиса Шкирпы особых сомнений нет. Это подтверждает, к примеру, историк Альфредас Рукшенас: "Шкирпа - противоречивая личность. Противоречивость [в его участии в] в Берлинском ЛФА (...), там были антисемитские моменты: изгнать евреев из Литвы, а имущество конфисковать".

Несмотря на все известные факты в самом центре Вильнюса есть улица, названная в честь Казиса Шкирпы. И далеко не все прохожие на этой улице согласны с историком. "Это мнение заинтересованных сторон. [Шкирпа] был наш дипломат, он не имеет отношения к антисемитизму", - говорит Русской службе Би-би-си Робертас из Вильнюса.

Современным литовским евреям с этим смириться нелегко: для них Шкирпа - человек, который несет ответственность как минимум за идеологическую часть Холокоста.

"Что чувствую? Чувствую плохо, - говорит Русской службе Би-би-си глава Литовской еврейской общины Фаина Куклянски про улицу Шкирпы. - Если бы мне в голову все время вбивали, что евреев надо убивать, что евреев нужно выгнать из Литвы, что евреи мешают другим мирным жителям... Думаю, что без этого не было бы ни нацизма, ни фашизма, ни Холокоста. Моя семья - это действительно потерпевшая семья (...) Конечно, кто-то за это должен нести ответственность"

Так герой Шкирпа или антигерой? И кем являются другие литовцы, которые 68 лет назад оказались в похожей ситуации? Книга Ванагайте создает впечатление, что таких "героев" в Литве были сотни, если не тысячи. Дело в том, что многие из тех, кто "нажимал на курок", во время Холокоста состояли в литовских батальонах. Эти батальоны, по словам историка Альфредаса Рукшенаса, были созданы Временным литовским правительством в 1941 году. Местное литовское население вступало туда добровольно.

Литовское временное правительство, в свою очередь, вынашивало идею восстановления независимости Литвы от Советского союза. То есть, бойцов батальонов вроде бы автоматически можно считать бойцами за независимость литовского государства (от СССР). Некоторые из них, помимо всего прочего, еще и участвовали в антисоветском восстании в июне 1941 года. Однако все эти процессы - восстание, формирование батальонов и деятельность Временного правительства - проходили в 1941 году на фоне немецкой оккупации. Немцы очень быстро подчинили себе литовские батальоны. Две роты из этих батальонов, рассказывает Рукшенас, были использованы "для уничтожения евреев".

Сегодня Рута Ванагайте считает, что в 1941-м году уничтожение евреев было частью литовской политики."Этническая Литва без евреев, без русских, без поляков была мечтой моей страны в эти годы, - рассказывает Ванагайте. - Сначала идея была выгнать евреев, а потом понемножку, понемножку… их выгнали глубоко под землю".

"Если убили хоть одного, то преступники"
Как Ванагайте сама относится к тем "своим", о которых ее книга? Русская служба Би-би-си выяснила это у самой писательницы.

Би-би-си: Чем современные литовцы отличаются от литовцев того времени?

Рута Ванагайте: Не знаю. Я знаю, что в батальонах были ребята, которые любили свою родину. Были и садисты. Но что меня удивило - на допросах каждый находит оправдание, почему он это сделал. Никто не чувствует себя виновным.

Би-би-си: Как вы сами относитесь к этим ребятам [бойцам литовских батальонов]? С одной стороны, они воевали за независимость, ради своих потомков - ради вас.

Р.В.: Никакой другой стороны нет. Они воевали, чтобы у Литвы было свое государство. Без евреев. Это всё для родины.

Би-би-си: Они воевали за свободу?

Р.В.: За свободу этнической Литвы. Для литовцев.

Би-би-си: Так кто они для вас?

Р.В.: Если убили хоть одного человека, то они для меня преступники.

Би-би-си: Можно ли сказать, что литовцы не хотят признавать Холокост?

Р.В.: Все страны, которые могут свалить на Германию, сваливают до сих пор - особенно страны Восточной Европы, постсоветские страны. Мы же такие жертвы, 50 лет были под Советским Союзом. Нам рано еще думать о себе как о нации, в истории которой было всякое.

Би-би-си: В России, кажется, нет таких травм от советского времени?

Р.В.: А сколько люди пострадали в Великой Отечественной войне! Это же и жертвы, и герои. А кто будет говорить о том, что советские солдаты насиловали женщин в Берлине? Скажите вы это в России! Когда произошла эта история с книгой, мне из России позвонили и сказали: "Ну, у вас там мягко, у нас бы ты сидела". Так что мягко у нас.

Примечание.18 июля 2018 года в статью были внесены изменения: добавлены детали, что книга написана на основе архивов НКВД и КГБ, а также интервью с очевидцами событий и экспертами.

https://www.bbc.com/russian/fe ... 63218

  Профиль  
  
    
#3  Сообщение 21.07.18, 22:03  
а где еврогей Литоветс?

   
  
    
#4  Сообщение 21.07.18, 22:06  
Ветеран
Аватара пользователя

Регистрация: 26.08.2014
Сообщения: 15173
Откуда: SF
Благодарил (а): 61 раз.
Поблагодарили: 603 раз.
Он в эту ветку не зайдет...

  Профиль  
  
    
#5  Сообщение 21.07.18, 22:47  
Тролль
Аватара пользователя

Регистрация: 22.02.2015
Сообщения: 61717
Откуда: Кёнигсберг
Благодарил (а): 79 раз.
Поблагодарили: 899 раз.
Iran
так от пачиму у литовцев Ротенбергов нет и Дирипасок разных...

  Профиль  
  
    
#6  Сообщение 21.07.18, 22:54  
Завсегдатай
Аватара пользователя

Регистрация: 25.03.2015
Сообщения: 2692
Откуда: Vilnius
Благодарил (а): 2 раз.
Поблагодарили: 11 раз.
Lithuania
Saruman писал(а):
Он в эту ветку не зайдет...
да?

Р. Ванагаите написала публичное письмо: открыто признаюсь, что ошибалась
https://www.delfi.lt/news/dail ... 48619

Вообшем признала, что написала кучю фигни ради хаипа уже год назад. Постеру нидает покоя слава эстонцев :rzach:

  Профиль  
  
    
#7  Сообщение 21.07.18, 23:03  
Ветеран
Аватара пользователя

Регистрация: 26.08.2014
Сообщения: 15173
Откуда: SF
Благодарил (а): 61 раз.
Поблагодарили: 603 раз.
Litovec писал(а):
Р. Ванагаите написала публичное письмо: открыто признаюсь, что ошибалась
https://www.delfi.lt/news/dail ... 48619

Вообшем признала, что написала кучю фигни ради хаипа уже год назад. Постеру нидает покоя слава эстонцев


Ваша ссылка - 2017 года.
Я запостил свежий материал с Би-Би-Си от 18 июля 2018 года.

Так что, похоже, это Вам следует сменить ник с Литовца на Эсстонец...

Хотя особой разницы нет - и те и другие стеной стоят за своих карателей - нацистких преступников. Других-то хероев нету...

  Профиль  
  
    
#8  Сообщение 21.07.18, 23:09  
Ветеран
Аватара пользователя

Регистрация: 26.08.2014
Сообщения: 15173
Откуда: SF
Благодарил (а): 61 раз.
Поблагодарили: 603 раз.
Из-за книги о геноциде евреев в Литве от Руты Ванагайте отвернулись родные и друзья
"Я выполнила долг перед родиной"
Миндаугас Яцкявичюс

Изображение
Ruta Vanagaite

Молодые, неграмотные литовцы в трезвом состоянии так прилежно убивали евреев, что в Литву их сюда везли для уничтожения из других стран. В убийствах добровольно участвовали и школьники, а церковь равнодушно наблюдала за Холокостом — убийцам даже отпускали грехи. Ради чистоты расы и еврейских зубов в Литве уничтожили около 200 000 евреев.

К таким выводам пришла Рута Ванагайте, которая написала книгу "Mūsiškiai" ("Наши"). Важная часть книги — "Путешествие с врагом", в которой Ванагайте с известным охотником за нацистами Эфраимом Зуроффом отправляется в путь по местам, где убивали евреев и общается с оставшимися в живых очевидцами тех событий.

"Знаю, что Литва не ждала эту книгу. Поэтому и написала ее". Это — ваши слова. Вы уже столкнулись с отрицательной реакцией?

Мне священник Ричардас Довейка сказал, что у меня перед носом закроются двери. Я с самого начала столкнулась с отрицательной реакцией — родные сказали, что я предаю родственников и являюсь Павликом Морозовым. Несколько друзей вообще отвернулись от меня — сказали, что мне платят евреи, и я предаю Родину.

Мне нужно было много смелости. Я спросила у моих детей, которым 20 и 28 лет, писать ли мне такую книгу. Они сказали, что на 120% поддерживают. Но часть друзей предупредила меня, что я останусь без читателей, которые любят меня за книги об уходе за стариками и женщинах. Я подумала — почему я должна думать о коммерции. Я вижу, что больше никто такую книгу не напишет.

Почему вы считаете, что больше никто не напишет? Этой темы боятся?

До такой степени боятся, что я сталкиваюсь с абсолютной паникой — от учреждений власти до сельских жителей. За полгода я встретила всего несколько человек, которые не боялись. Даже с историками в парке на лавочке приходилось встречаться… Некоторых историков я не могу цитировать — они не хотят, один сказал, что отныне не будет читать лекции на эту тему — опасно.

Откуда этот страх? Литва с Израилем примирились, в 1995 президент Альгирдас Бразаускас извинился перед еврейским народом, несмотря на то, что за это его рьяно критиковали.

С Израилем помирились, чтобы он не поднимал эту тему. За это Литва поддержит Израиль в ООН. Это политика. Даже посол Израиля, увидев в Литве Зуроффа, сказал ему — чего ты сюда ездишь, будешь людям настроение портить. Даже еврейская община не поднимает эту тему, не поднимает ни Израиль, ни Литва, а очевидцев тех событий уже практически не осталось. И денег на исследования нет.

Да, Бразаускаса осудили. Думаю, позже он жалел, что так поступил. Он обещал выявить и назвать убийц, но этого не сделали. Вот в 2012 году Литовский центр исследования геноцида жителей и сопротивления составил список из 2055 человек, которые, возможно, могли участвовать в геноциде. Список был передан правительству. Где он сейчас?

Я пошла к вице-канцлеру правительства и сказала, что надо что-то делать с этим списком, ведь не может же он 5 лет лежать. Мне ответили — что бы мы ни делали, евреям все мало. И лежит этот список дальше.

Может, уже все исследовали и оценили?

Я прочла книги всех литовских историков — все утверждают, что Холокост наблюдался в провинции на территории всей Литвы. Мы думаем, что только в Панеряй — нет, вся провинция Литвы усеяна еврейскими могилами, люди были уничтожены. Это белое пятно в нашей историографии. Почему не исследовали? Есть лишь несколько историков, которые этим занимаются — мне сказали, пять человек должны работать 5 лет, чтобы выяснить, сколько литовцев участвовало в Холокосте. Нет пяти человек и 5 лет. Я с Зуроффом проехала через всю Литву — людям, которые видели и помнят Холокост, сейчас 85-90 лет. Сколько еще будем ждать?

Не секрет, что Зуроффа в Литве ненавидят да и сам он, мягко говоря, не пылает к нам любовью. Как удалось уговорить его поехать в "путешествие" по Литве?

Весной я готовила конференцию, все историки говорили, чтобы я не приглашала Зуроффа — если он будет, они отказывались от участия, поскольку он может заплакать, начать драку. Мне стало очень интересно. Когда он приехал для участия в маршах неонацистов, я встретилась с ним. Я спросила у него, работает ли он на Путина, а он спросил у меня, делаю ли я еврейские проекты ради денег.

Я ответила, что среди моих родственников были люди, которые, как я подозреваю, участвовали в Холокосте. Он сказал, что за 25 лет встретил в Литве первого человека, который это признал. Я сказала ему — вы нападаете на Литву, так давайте, сядем в мою машину и поедем по Литве, поговорим с людьми, посмотрим, кто прав. Поскольку я не знаю этого.

Он согласился, поездка длилась три недели. Мы договорились платить за бензин поровну.

Что вы видели? Сколько дверей закрыли у вас перед носом?

Большинство людей говорили, только не соглашались фотографироваться и называть свои имена. Другие боялись — говорили, еще придут и убьют. Кто убьет? Литовцы! Они знают, что в большинстве случаев евреев конвоировали, охраняли или убивали отцы или деды соседей. Так они предают своих — соседей. Но помнят очень хорошо.

В опубликованном в книге интервью Зурофф говорит, что Литва необыкновенно красива, но ее красивые леса скрывают несколько сотен мест массовых убийств. Когда ездишь по Литве, можно увидеть указатели, свидетельствующие о таких местах — Литва по крайней мере об этом позаботилась.

Но свернешь туда, и ничего не увидишь. Указатель есть, а потом можешь блуждать по лесам, и ничего. Но есть и не указанные места. Я и сказала Зуроффу — мы не настолько богаты, чтобы присматривать за 227 местами. Он ответил, надо было смотреть, когда расстреливали.

Зурофф плакал на каждом месте. Мне приходилось ждать, пока он читал молитву. И я потом думала — под землей лежат тысячи костей, никак не обозначены эти места. Я потом не могла спокойно смотреть на литовские могилы. Казалось, всему придается слишком большое значение, все так театрально.

Я читала протоколы об эксгумации — множество детей с неповрежденными черепами — значит, закапывали живыми. В книге есть свидетельство одного военного — отец ничком ложился в яму, прикрывая ребенка. Военного спрашивали — в кого первого стреляли — в отца или в ребенка? Ответил: "Что мы звери, что ли, стрелять в ребенка на глазах у отца?" Конечно, в отца. Ребенок ведь ничего не понимает".

В книге жутко звучит Ваш риторический вопрос о том, сколько золотых зубов вытащили у убитых евреев, переплавили, а потом использовали для изготовления зубов жителей Йонишкелиса? Это речь шла об убийце евреев, который потом работал зубным техником. Неужели литовцы делились золотыми коронками убитых?

Не только в Йонишкелисе, много где. Я помню, в советское время, когда лечили зубы, спрашивали — золото будет ваше или мое? Откуда у зубных техников было золото? Куда пропали все золотые коронки?

Есть и еще более интересный момент. Я унаследовала от дедушки и бабушки антикварную кровать, шкаф, часы. Прочитала, что во всей Литве было около 50 000 еврейских домов, плюс синагоги, магазины, больницы. Куда пропало все это имущество? Вся Литва разбогатела.

Я читала, что в Паневежисе вещи передали Драмтеатру, дому престарелых, женской гимназии, больнице, потом распродали жителям. Что не удалось продать — раздали бесплатно. Когда убили евреев, в Паневежисе было 25 000 жителей, вещей, оставшихся после убийства евреев было 80 000 — от постельного белья до чашек. Их раздали бесплатно. Значит, каждый житель бесплатно получил по несколько вещей.

Моя бабушка из Паневежиса, кровать — из Паневежиса. Купила ли она ее? Не знаю. Носила ли моя мама что-то из той одежды? Все в Литве, у кого есть старинные вещи, можем задаться вопросом, откуда они взялись. Убийцам евреев обычно ничего не платили, они брали, что могли, несли продавать или выменивали на водку. Это было их вознаграждение. вечером они возвращались домой. У некоторых были дети — с работы приходили не с пустыми руками — приносили им то одежду, то еще что-то.

Когда читаешь книгу, создается впечатление, что убивали простые деревенские парни, которые пошли добровольцами в Литовскую армию.
Они туда пошли сами от нечего делать. Тогда была такая логика: давали поесть и пострелять. А еще можешь взять одежду, обувь, цепочки евреев, выпить. Римантас Загряцкас провел исследование — социальный портрет убийцы евреев — половина тех, кто убивал в провинции — безграмотные или окончившие два класса. Может, если бы Церковь заняла иную позицию или сказала, что надо выполнять одну из заповедей Божьих — может, это остановило бы их. Но Церковь промолчала или не призвала.

Когда читаешь воспоминания убийц евреев, напрашивается вывод, что немцы их не заставляли убивать — они могли отказаться.

В первую очередь, это были добровольцы — и белоповязочники, которые шли добровольцами. Некоторые утверждали, что за отказ грозили расстрелом, но есть лишь один факт — в Каунасе был расстрелян солдат, отказавшийся убивать, в долине Мицкявичюса.
В особом отряде служили 8 учеников ремесленной школы — 16-17 лет. Наступил июнь, делать было нечего, они пошли поработать — им обещали вещи евреев. Лето закончилось, они ушли из отряда. Разве это насилие — сами пришли, сами ушли.

В Литве говорят, что заставляли убивать, поили. Военный Ляонас Стонкус рассказал, что если видели, что у кого-то нервы не выдерживали, офицеры не заставляли стрелять, боялись как бы против них оружие не обратили. И не пили — давали после, вечером, или очень мало — боялись, чтобы командующих не постреляли. Можно сказать, что евреев убивали молодые, неграмотные и трезвые литовцы.

На вас будут нападать за неудобную правду и спрашивать, откуда знаете, на что опираетесь?

В книге я не опираюсь ни на один зарубежный источник, только на то, что сказано жителями Литвы и историками. Полгода я провела в Особом архиве, читала дела, их исповеди. Кто скажет, что наших мальчиков пытали и только после этого они давали показания — это глупости, никто не говорит о пытках. Один убийца евреев жаловался на боли в плече, сделали рентген, выяснили причину, назначили массаж и парафиновые ванночки. Видно, слишком много стрелял.

Во-вторых, работники НКВД были последовательными, точными, каждый рассказ убийцы евреев подтверждался еще свидетельствами 15 лиц, соратников. Совпадает каждая деталь. Все они умаляли свою вину. Когда спрашивали, сколько раз они участвовали в расстрелах, сначала не помнили, потом вспоминали какой-нибудь один расстрел, а на деле участвовал в 20 или 50.

Все умаляли свою вину, поскольку не хотели сидеть. Многих НКВД после войны судил за конвоирование, а спустя 20-30 лет, когда выяснялось, что они и расстреливали, их снова арестовывали.

Насколько, по вашему мнению, трагедию определила официальная позиция литовской власти?

Во многом определила. Многие говорят — Литовский фронт активистов начал, временное правительство продолжило, а затем продолжили пособники нацистов: Кубилюнас, Рейвитис и др.

В администрации Литвы работало 20 000 человек: полицейские, начальники полиции округов. Только 3% из них были немцами. Был запланирован процесс, осуществленный литовцами. Конечно, планировали не литовцы, но им говорили, они выполняли, делали все так хорошо, что потом в Литву везли расстреливать евреев из Австрии и Франции.

В IX форте расстреляли 5000 евреев из Австрии и Чехии. Сюда их везли на прививку — евреи шли в ямы с засученными рукавами в ожидании прививки. Литовцы так хорошо работали, что батальон Антанаса Импулявичюса вывезли в Беларусь — там убили 15 000 евреев. Немцы были очень довольны.

Откуда такая прилежность? Многие говорят — литовцы страдали, оккупация сменялась оккупацией, мы не виноваты, мы страдали, нас везли в Сибирь.

Да, это правда, но их никто не заставлял расстреливать людей. Шли добровольцы — отчасти из-за распространенного антисемитизма.

Значит литовцы убивали евреев из ненависти? Однако, кажется, до сих пор литовцы мирно сосуществовали с евреями.

У нас было достаточно много сторонников Вольдемараса, националистов, которые были влиятельными офицерами армии. Многие убийцы евреев — авиаторы, соратники Дарюса и Гиренаса.

При Сметоне с евреями можно было хорошо ладить, но когда пришли немцы, к ним примкнули литовские националисты, и все стало очень просто. А антисемитизм — все шло из Берлина, там чувствовалась рука Геббельса, литовцы это распространяли. Первая газета временного правительства Литвы "К свободе" писала, долой евреев, их трупы — наш путь к свободе. Об этом говорили по радио, писали в газетах. Хватило двух месяцев, тогда были созданы структуры.

Без одобрения со стороны правительства Литвы и без потакания Гитлеру этого не было бы — надо признать, но мы не хотим, у нас именами Казиса Шкирпы и Юозаса Амбразявичюса названы улицы и школы.

Зурофф признал, что не осознавал, что Литва на заре независимости не способна встать лицом к лицу с прошлым — даже Франции потребовалось 50 лет, чтобы признать свою вину за прогитлеровские действия режима Виши.

Нам потребуется 90 лет. Скоро все умрут, а поколению моих детей будет интересно, только свидетелей уже не будет. Поэтому я и общалась со свидетелями, пока они живы. Пусть эту книгу никто не читает, может ее будут читать через 10 или 15 лет. Я выполнила мой долг перед родиной, хотя она об этом и не просила.

Откуда можешь знать, что в здании, где сейчас находится известная Паневежская кондитерская компания раньше действовала известная во всем мире иешива — религиозная школа. Нет никакого знака. Сюда приезжали студенты и преподаватели со всего мира.

Как вы думаете, какой была бы Литва, если бы не уничтожила своих жителей?

Думаю, у нас было бы больше ученых, великолепных врачей. Была бы серьезным государством. Но мы хотели расовой чистоты и их зубов.

Вы упоминали, что от вас отреклись родственники. Участвовали ли ваши родственники в Холокосте?

Я не знаю. Дедушка участвовал в комиссии, составившей список из 10 евреев, а муж моей тети был командующим белоповязочников, работал в Паневежисе в охранных структурах. Я знаю, что вся полиция Паневежиса, под воздействием нацистов, участвовала в этом процессе. Я знаю, что ни один из них не жал на курок — иначе я не писала бы, мне было бы слишком тяжело. Холокост состоит из двух преступлений. Одно — участие администрации — составление списков и т.д., другое — убийство. Думаю, если все посмотрим на наших родственников…

Готовы ли вы к обвинениям в клевете на Литву с помощью Зуроффа?

Но я сделала хорошее дело — Зурофф перестанет ездить в Литву. Он понимает, что то, что я сделала, что сказали Ричардас Довейка и Томас Шярнас, что сделали историки — он знает, что мы на верном пути. Он не может сказать нам ничего нового — дело литовцев выяснить свое прошлое.

Зурофф сказал, что ему здесь больше нечего делать — никакой иностранец не может заставить Литву взглянуть на свое прошлое.

http://rus.delfi.ee/daily/abroad/iz-za-knigi-o-genocide-evreev-v-litve-ot-ruty-vanagajte-otvernulis-rodnye-i-druzya?id=73518443

  Профиль  
  
    
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 8 ] 

   Похожие темы   Автор   Ответы   Последнее сообщение 
В этой теме нет новых непрочитанных сообщений. Херои без савана

Арарат

1

22.12.23, 14:59

В этой теме нет новых непрочитанных сообщений. Интересно, где сейчас херои Святого мойдана?

steevie_g

23

18.10.23, 18:47

В этой теме нет новых непрочитанных сообщений. Первый снег и новые хЕрои....

Чупакабра

89

24.01.23, 12:56

В этой теме нет новых непрочитанных сообщений. Херои в консервной банке

Чупакабра

28

12.12.22, 19:43




[ Time : 0.308s | 19 Queries | GZIP : Off ]