План гетмана Скоропадского: мечты вместо реальностиВот мы и добрались до проекта гетмана Скоропадского. Действительно, в 1918 году им был издан документ, который весьма условно можно было считать перспективным планом развития Киева. В нем, в частности, шла речь о строительстве сети метрополитена, состоящего из трех веток — Прорезная — Левый берег, Бессарабка — Демиевка и Зверинец — Лукьяновка. И действительно, ветки эти в целом совпадают с направлениями, по которым, в конечном итоге, было построено метро в Киеве.
Так что же, метро в Киеве придумал гетман Скоропадский и его окружение?Нет, это неправда. Его Светлость Ясновельможный Пан Гетман Всея Украины Павел Скоропадский находился у власти с 29 апреля по 14 декабря 1918 года. Столь короткий срок не оставляет возможности для разработки каких-то серьезных проектов. Скорее, можно говорить о том, гетман предавался мечтам в духе маниловщины о том, как он построит роскошную столицу.
Что же касается того, что реальные линии метро в Киеве оказались близки с направлениями, которые рисовали в 1918 году, то их диктовала логика развития города.
Нужно признаться, что раскрыть инкогнито «инженера Михаила Чубинского», который якобы проектировал метро для гетмана, не удалось. Утверждается, что речь идет о родном брате автора украинского гимна. Автором гимна, а вернее, стихотворения «Ще не вмерла Украина», является российский этнограф, историк и исследователь Севера Павел Платонович Чубинский, родившийся в 1839 году и умерший в 1884 году.
В окружении гетмана Скоропадского действительно был Михаил Чубинский, но приходился он автору гимна не братом, а сыном. Но Михаил Павлович Чубинский был не инженером, а юристом, и с апреля по июль 1918 года занимал пост министра судебных дел в правительстве гетмана, с июля был сенатором и председателем Уголовного суда. Инженером был его брат, Павел Павлович Чубинский. Его имя носит железнодорожная платформа Чубинский, построенная в 50 км от Киева по его проекту. Возможно, авторы «исторической сенсации» запутались в Чубинских?
Как бы то ни было, в декабре 1918 года гетман бежал, спасаясь от петлюровцев, и на этом тема строительства метрополитена в Киеве вновь была забыта на долгие годы.
Сделано в СССР: как на самом деле в Киеве построили метроВ 1935 году Москва стала 21-м городом Земли, в котором был открыт метрополитен. И почти сразу зашла речь о том, что строительство начнется в Киеве.
9 июля 1936 года Президиум Киевского городского совета рассмотрел дипломную работу выпускника Московского института инженеров транспорта Папазова «Проект Киевского метрополитена». За этот проект молодой инженер был награждён премией размером в 1000 рублей. По городу пошли слухи, что строительство уже началось, но фактически было сформировано лишь Управления строительства метро, и дальше планирования дело не пошло. А затем началась Великая Отечественная война.
После освобождения Киева осенью 1943 года восстановление столицы Советской Украины вошло в список самых неотложных задач Советского правительства. Денег на это не жалели. 22 февраля 1945 года Совет народных комиссаров СССР принял постановление о строительстве метрополитена в Киеве. Летом того же года газета «Радянська Україна» сообщала, что первая очередь метро — две линии, соединяющих Святошин с Дарницей и Демиевку с Подолом — будет открыта в столице Украины в 1950 году.В действительности сил на реализацию проекта в таком темпе не оказалось. Начать строительство удалось только в 1949 году. 14 апреля 1949 года приказом № 297/ЦЗ Министерства путей сообщения СССР создано управление по строительству метрополитена — «Киевметрострой».
Страна, еще не оправившаяся от войны, одновременно тянула три метропроекта — продолжалось строительство линий в Москве, строился метрополитен в Ленинграде, где работы были начаты раньше, чем на Украине, и в Киеве.
15 ноября 1955 года был открыт Ленинградский метрополитен. Киевлянам своей очереди пришлось ждать еще пять лет. И, наконец, 6 ноября 1960 года, к годовщине освобождения Киева от фашистов и накануне очередной годовщины революции, был открыт первый участок первой ветки Киевского метрополитена — третьего в СССР.
«Парадокс»Поздновато? А это как сказать. Жители Милана, к примеру, получили метро на четыре года позже киевлян, жители Мехико — на девять. Мюнхен обзавелся метрополитеном на 11 лет позже, а Брюссель с Вашингтоном — на 16, Хельсинки — на 22 года.
В середине XX века строительство метрополитена было под силу далеко не каждой стране. Советский Союз входило в это число, и общими усилиями страны столица Советской Украины получила то, что сегодня в Киеве называют «проектом гетмана Скоропадского».
Есть серьезные сомнения в том, что те, кто сегодня говорит об украденном Россией у Украины метрополитене, сами верят в реальность подобных вещей. Хотя, конечно, нельзя отказывать людям в искренности.
«Что ж такое, были же люди как люди, и вдруг все сразу стали кретины. Парадокс», — говаривал герой популярного отечественного фильма. Добавить к этому нечего.
http://www.aif.ru/society/hist ... _mifa