Фашистская демагогияВся эта публика после окончания войны
собралась вместе 23 марта 1919 г., чтобы основать новую организацию, Союз борьбы, или по-итальянски, Fasci di combattimento. В июне Маринетти вместе с Де Амбрисом пишут первый фашистский манифест, а Муссолини публикует его в Popolo d’Italia. В манифесте высказывались требования всеобщего избирательного права, в том числе, для женщин, роспуска сената и созыва Национальной ассамблеи для установления конституции, 8-часового рабочего дня, участия рабочих представителей в управлении экономикой, снижения пенсионного возраста с 65-ти до 55-ти лет, национализации военной промышленности, высокого прогрессивного налога для богатых, захват всех церковных имуществ и отмену епархий, мирной внешней политики по продвижению итальянских интересов.
На словах фашисты той эпохи в ряде случаев поддерживают народные выступления. "Мы объявляем полную солидарность с населением различных провинций, восставших против тех, кто морит его голодом… Нужны конкретные и решительные действия. В борьбе за осуществление своих священных прав толпа обрушит гнев не только на имущество преступников, но и на них самих" — так писала Popolo d’Italia в 1919 году. Муссолини говорил в те времена о необходимости идти навстречу труду, приучать рабочих к искусству управления и высказывался в пользу национального синдикализма. Антиклерикальный дух фашистского манифеста находил своё отражение в заявлениях Маринетти на страницах фашистской прессы: "Поп — родной брат жандарма; завтра и послезавтра ничего не останется, как начать бросать бомбы под ноги этим нашим врагам, попу и жандарму".
К социальной демагогии примешивалась и национальная. Ещё на первом съезде фашистов
Муссолини обращается к идее Великой Италии, говоря о необходимости присоединения Фиуме и Далмации, об объединении "даже с теми итальянцами, которые не желают быть ими — с итальянцами Корсики, с итальянцами, живущими по ту сторону океана, с этой огромной семьей, которую мы хотим объединить под эгидой общей расовой гордости". Муссолини солидаризуется с легионерами Д’Ануццио, захватившими Фиуме, говоря следующее: "Фиуме, — есть восстание великой пролетарки (т.е. Италии) против нового священного союза мировой плутократии. Пролетарий! Социалисты продают себя Нитти и большим банкам!"
Выборы осенью 1919 года не принесли фашизму никакого у спеха. В парламент не прошли ни Муссолини, ни Маринетти,
набравшие в Милане всего 4700 голосов. Само фашистское движение в своих рядах насчитывало всего 17 тысяч членов, выглядя мизерным и незначительным на фоне социалистического.
После поражения на выборах Муссолини не стесняется изображать из себя даже анархиста. Вот что писал он в 1920 г.: "Долой государство во всех его воплощениях! — Государство вчерашнего дня, сегодняшнего, завтрашнего. Государство буржуазное, государство социалистическое. Нам, верным умирающему индивидуализму, остается для печального настоящего и темного будущего лишь абсурдная, быть может, но зато утешительная религия Анархии". Чтобы понять этот резкий поворот, нужно отдавать себе отчёт в том, что в это время проходил рост забастовочного движения. Муссолини просто плыл по течению, и он не стеснялся это признавать. Popolo d’Italia писала: "Мы позволяем себе роскошь быть аристократами и демократами, консерваторами и прогрессистами, реакционерами и революционерами, легалистами и иллегалистами в соответствии с обстоятельствами времени и средой, в которой мы вынуждены действовать". Сюда же хорошо вписывается заявление будущего дуче, что фашисты в зависимости от обстоятельств прибегают "к сотрудничеству классов, борьбе классов и экспроприации классов".
То есть фашисты в своих словах сознательно избегали какой-либо определенности и последовательности, по этой же причине они поначалу не решились создавать партию — создание партии уже само собой подразумевает определенную доктрину. Даже после прихода к власти, в своей парламентской декларации Муссолини говорит: "Италии недостает не программы, но людей, достаточно сильных и волевых, чтобы воплотить программы в жизнь". Как таковой, системной позиции у фашистов в то время не было, были только наброски — Муссолини признавал это в "Доктрине фашизма", вышедшей в 1932 году. Доктрина создавалась в действии, во время уличных войн, карательных экспедиций "сначала под видом буйного и догматического отрицания, как это бывает со всеми возникающими идеями, а затем в форме положительной конструкции, находящей своё воплощение последовательно в 1926, 1927 и 1928 годах в законах и учреждениях режима", — вспоминал он.
Грубо говоря, фашизм означал активное действие во имя всего хорошего. Как бы это "хорошее" не противоречило друг другу и самому себе.Правда, была одна идея.
Идея переустройства власти на платформе представительства отдельных интересов. Отсюда растёт "корпоративное государство".
Разговоры о надклассовом характере движения. Естественно, что с такой идеей любая социальная демагогия превращалась в чистой воды популизм. Когда рабочая идентичность, классовая, смешивалась с национальной, надклассовой, победила последняя.
Отсюда разговоры о порядке и дисциплине, стремление установить классовый мир "во имя процветания нации", то есть, обеспечить сохранность господства буржуазии. Характерно в этом плане парламентское выступление Муссолини в ответ социалисту Д`Аргоне: "Будьте спокойны: если капиталистические круги надеются, что мы снабдим их чрезмерными привилегиями, они ошибутся в ожиданиях. Никогда они их от нас не получат. Но если, с другой стороны, некоторые рабочие круги, обуржуазившиеся в дурном смысле этого слова, рассчитывают извлечь из нашей системы несправедливые преимущества, избирательные или иные, — они тоже обманутся. Никогда уже им их не видать". В конце концов, эта риторика достигает своей кульминации в "Доктрине фашизма", вышедшей уже после прихода к власти, где отрицается классовая борьба и проповедуется сильное государство, насильно мирящее классовые противоречия и насаждающее дисциплину, уважающее религию, проповедующее милитаризм и войну.