Были ли американцы на Луне? Опрос


Куратор темы: Уралец



Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 17060 ]  Стрaница Пред.  1 ... 108, 109, 110, 111, 112, 113, 114 ... 853  След.

Были ли американьци на Луне
Да 26%  26%  [ 43 ]
Уралец, Политрук, Тракторист, hunta, Синий апельсин, val1954, Простите великодушно, Soft123, Dovbnya, VSU, voleg5, Wal, Bear22, Гуго де Аришак, Авраам, Дмитрий, Игорь, Машинист, Довгочхун, Неэлитный, shura, sturm, Екатеринбуржец, Мляхин-Бухин, sanyok, mik, jericho, malia25, ILPetr, Валера Н.С., santey, ватервейс, Опасный, Барыга, Ромашки спрятались, Шарик, coon, незнамокто, Жигули
Нет 74%  74%  [ 125 ]
Летчик-налетчик, Gilmir, I'm, astalavista, system, Seaman, vs773, gogun, санитар, woland69, GLOBUS_RU, Лук, Med, Аленка, Медвежуть, Ворчун, TambWolf, Борзый, Торк, Redoutable, johannwob, Yetty, Зеленый Иван, GARRI51, Hant, Far East, pt_usa, Прохорold, dimkin, B.G., Лубенчанин, Мухельзон, Пфердыч, Индифферент, waheed, IgorGr, Dworkin, Моцарт, Tired Cat, Maxsbor, Irma-is-home, ЦВЕТОЧЕК, LeDokoL, кдво, Oldmerin, kvid, Ocean, aqvarium12, Wildcat, ВладимирТ90, Мордвин, Зловунов, Зося, Лика, Бордюр, vasis, Пиксол, antisaks, Простой2, Zugzwang, Sandr0, alex_CA, Алабай, Andy_CZ, Пушыстый ПесецЪ, aleksa77, ёкарныйбабай, Лапоть, камчан, Додж, Чупакабра, KoTMaT, inbox, parasol, ozzy, АЛЕКС..., Artooro, 10111, Resident-007, Tolmach.001, Cool17304, GOLBERG, CRIMSON, alex_74, lisica, andrex13, OLP-10, Сталкер, Reader, Зденик, Кот_Инвойс, Nord Stream, zztop, орнитолог, Мистер Фикс, Old_Fox, Аспирант, 0dess1t, kopaldis, Ледогор, Re, S_Finks, kinet, Либерман, Wudu2, дед Пихто, Москаль з Батькiвщины, j0ker, мираж, Коля, ALich, вась вась, bes
Всего голосов : 168
Автор  
#2201  Сообщение 25.08.17, 11:07  
Старожил
Аватара пользователя

Регистрация: 13.06.2015
Сообщения: 7158
Благодарил (а): 387 раз.
Поблагодарили: 276 раз.
Far East писал(а):
zztop писал(а):
нет и не было таких технологий по защите космонавта 20 века от солнечной радиации на Луне
Их и сейчас нет.
а как же оксид вакуума?

  Профиль  
  
    
#2202  Сообщение 25.08.17, 11:10  
Участник
Аватара пользователя

Регистрация: 08.05.2016
Сообщения: 1942
Благодарил (а): 23 раз.
Поблагодарили: 97 раз.
Россия
Far East писал(а):
zztop писал(а):
нет и не было таких технологий по защите космонавта 20 века от солнечной радиации на Луне
Их и сейчас нет.
скажите ещё волшебное - "бля буду,нет!"
Вам все поверят, уважаемые специалисты :rzach: .

  Профиль  
  
    
#2203  Сообщение 25.08.17, 11:12  
Ветеран

Регистрация: 18.08.2014
Сообщения: 10805
Откуда: от верблюда
Благодарил (а): 14 раз.
Поблагодарили: 494 раз.
Vatican City State
Bear22 писал(а):
О какой программе ты вообще говоришь? Как ты заставишь сесть лунный модуль, если там не было в принципе автоматического управления? Если были - покажи данные об испытаниях, разработке и прочем?


Это не совсем так.

Автоматическое управление было, но ограниченное.

И перелет от орбиты Земли к Луне, и посадка модуля были автоматизированы.

Астронавты вводили параметры в бортовой компьютер, и в нужный момент запускали программу, могли корректировать, если что им не нравилось в автоматическом процессе
Изображение
Цитата:
Apollo Guidance Computer

The lunar mission used a command module computer designed at MIT and built by Raytheon, which paved the way to "fly by wire" aircraft.

The so-called Apollo Guidance Computer (AGC) used a real time operating system, which enabled astronauts to enter simple commands by typing in pairs of nouns and verbs, to control the spacecraft. It was more basic than the electronics in modern toasters that have computer controlled stop/start/defrost buttons. It had approximately 64Kbyte of memory and operated at 0.043MHz.

The instruction manual for the AGC shows the computer had a small set of machine code instructions, which were used to program the hardware to run various tasks the astronauts needed.

The AGC program, called Luminary, was coded in a language called Mac, (MIT Algebraic Compiler), which was then converted by hand into assembler language that the computer could understand. The assembler code was fed into the AGC using punch cards.

Amazingly, the code listing for the AGC program can be downloaded as a PDF file. There is also an equivalent program for the lunar lander.

The AGC was designed to be fault-tolerant and was able to run several sub programs in priority order. Each of these sub programs was given a time slot to use the computer's sparse resources. During the mission the AGC became overloaded and issued a "1202" alarm code.

Neil Armstrong asked Mission Control for clarification on the 1202 error. Jack Garman, a computer engineer at Nasa (pictured below, left), who worked on the Apollo Guidance Program Section, told mission control that the error could be ignored in this instance, which meant the mission could continue. Apollo 11 landed a few seconds later.

Experts cite the AGC as fundamental to the evolution of the integrated circuit. It is regarded as the first embedded computer.

The importance of this computer was highlighted in a lecture by astronaut David Scott who said: "If you have a basket ball and a baseball 14 feet apart, where the baseball represents the moon and the basketball represents the Earth, and you take a piece of paper sideways, the thinness of the paper would be the corridor you have to hit when you come back."

While the astronauts would probably have preferred to fly the spacecraft manually, only the AGC could provide the accuracy in navigation and control required to send them to the Moon and return them safely home again, independent of any Earth-based navigation system.

IBM computers on Apollo 11

Along with the APG, mainframes were also heavily used in the Apollo programme. Over 3,500 IBM employees were involved, (pictured below). The Goddard Space Flight Center used IBM System/360 Model 75s for communications across Nasa and the spacecraft. IBM Huntsville designed and programmed the Saturn rocket instrument unit, while the Saturn launch computer at the Kennedy Space Center was operated by IBM.

An IBM System/360 Model 75 was also used at Nasa's Manned Spacecraft Center in Houston. This computer was used by Neil Armstrong and Buzz Aldrin to calculate lift-off data required to launch the Lunar Module off the Moon's surface and enable it to rendezvous with Command Module pilot Michael Collins for the flight back to Earth.

At the time, IBM described the 6Mbyte programs it developed, to monitor the spacecrafts' environmental and astronauts' biomedical data, as the most complex software ever written.

Even the simplest software today would far exceed the technical constraints the Apollo team worked under. The Apollo programme was pre-Moores's Law: in 1965 Intel co-founder Gordon Moore wrote his vision of how the performance of computer hardware would double every 18 months for the same price.

That a USB memory stick today is more powerful than the computers that put man on the moon is testimony to the relentless pace of technological development encompassed in Moore's Law. However, the Apollo programme proved that computers could be entrusted with human lives. Man and machine worked in unison to achieve something that 40 years on, has yet to be surpassed.

А вот здесь код посадочной программы для желающих.
http://authors.library.caltech.edu/5456/1/hrst.mit.edu/hrs/apollo/public/archive/1729.pdf

  Профиль  
  
    
#2204  Сообщение 25.08.17, 11:12  
Участник
Аватара пользователя

Регистрация: 08.05.2016
Сообщения: 1942
Благодарил (а): 23 раз.
Поблагодарили: 97 раз.
Россия
Индифферент писал(а):
2. Поток раскаленных газов от двигателя должен был выбить углубление под посадочным модулем. Но на фотографиях, обнародованных НАСА, никакой воронки или вмятины не видно.
Ну дак как, летали американцы до 1981 года или нет?
второй раз выкладываю:
Под лунным модулем должна быть огромная воронка. Судя по фильму и фотографиям, ни камешка, ни песка, ни пылинки не вылетело из-под двигателя лунной платформы тягой в безвоздушном пространстве 4530 кГс. Но когда в конце фильма показан старт с Луны лунной кабины какого-то следующего "Аполлона", стартующего со своей металлической платформы, то от струи двигателя тягой 1590 кГс полетели вверх с огромной скоростью камни, на глаз не менее чем в 20-50 кг. Сказать нечего - кино!

"Не верю!" :) На самом-то деле все было с точностью до наоборот. Судя по фильмам, фотографиям и докладам астронавтов, пыль при посадке лунной кабины летела вовсю, хотя тяги двигателя этой кабины, к тому же работающего "в четверть силы", явно не хватало, чтобы вырыть яму в грунте. И никаких камней не летело и не могло лететь при старте лунной кабины с Луны - хотя бы потому, что этим камням неоткуда было взяться.

Теперь - по пунктам и подробно.

О том, что двигатель лунного модуля при посадке поднимет пыль, предполагали задолго до полетов "Аполлонов". Впрочем, о пыли, летящей из-под садящегося лунного модуля, на Земле стало достоверно известно, опять-таки, ранее посадки "Аполлона-11" - ранее примерно на полминуты:

102:45:08 Олдрин: 60 футов [высоты], вниз 2 с половиной [фута в секунду]. 2 [фута в секунду] вперед. 2 вперед. Это хорошо.
102:45:17 Олдрин: 40 футов, вниз 2 с половиной. Взбиваем пыль.
102:45:21 Олдрин: 30 футов, 2 с половиной вниз. [Неразборчиво] тень.
102:45:25 Олдрин: 4 вперед. 4 вперед. Немного смещаемся вправо. 20 футов, вниз - половина [фута в секунду].
102:45:31 Дьюк (в Хьюстоне): 30 секунд [до "Bingo" - сигнала, предупреждающего об окончании топлива].
102:45:32 Олдрин: Чуть-чуть перемещаемся вперед; это хорошо. [Неразборчиво] [Пауза]
102:45:40 Олдрин: Сигнал контакта. [Щупы, свисающие с посадочных опор вниз на 170 сантиметров, коснулись поверхности Луны.]
102:45:43 Армстронг: Выключение двигателя.
102:45:44 Олдрин: Окей. Стоп, машина.
102:45:45 Олдрин: Ручка управления ориентацией - не в нейтрали.
102:45:46 Армстронг: Не в нейтрали. Авторежим.
102:45:47 Олдрин: Режимы управления - оба "авто". Приоритет управления посадочным двигателем - выключен. Двигатель - выключен. Адрес 413 - введен.
102:45:57 Дьюк (в Хьюстоне): Мы следим, как вы садитесь, "Орел".
102:45:58 Армстронг: Двигатель выключен. [Пауза] Хьюстон, говорит Море Спокойствия. "Орел" сел.
102:46:06 Дьюк (в Хьюстоне): [С облегчением в голосе] Вас понял, Море Ско... [поправляет себя] Спокойствия. Подтверждаю получение сообщения о вашей посадке. Вы тут заставили многих чуть ли не позеленеть от страха. Теперь можно вздохнуть спокойно. Спасибо громадное!
102:46:16 Олдрин: Благодарим вас.

Во время посадки астронавтам было некогда вдаваться в подробности, но после возвращения на Землю Армстронг рассказал, что пыль серьезно мешала управлению кораблем:

"Я впервые заметил, что мы потревожили пыль на поверхности, когда мы были ниже ста футов; мы начали создавать прозрачный слой движущейся пыли, который несколько ухудшил видимость. По мере спуска видимость продолжала ухудшаться. Не думаю, что пыль сильно мешала визуальному определению высоты; однако меня смутило то, что было трудно определить горизонтальную скорость и скорость снижения, так как перед глазами было много движущейся пыли, и приходилось смотреть сквозь пыль, чтобы поймать взглядом неподвижные камни как основу для зрительных оценок. Я нашел это достаточно трудным. Я потратил на то, чтобы погасить горизонтальную скорость, больше времени, чем мог предположить."

Погасить перед посадкой горизонтальную скорость лунного модуля было необходимо: в противном случае он мог опрокинуться набок в момент посадки.

А при посадке следующего корабля - "Аполлона-12" - пыль создала куда более серьезные затруднения. Она столь сильно ухудшила видимость, что уже через минуту после посадки командир корабля Чарльз Конрад передал на Землю: "Ну, Хьюстон, доложу я вам... Похоже, мы попали в куда более пыльное место, чем Нейл. Хорошо, что у нас был тренажер - это была посадка по приборам". После полета Конрад рассказывал:

"Когда я погасил горизонтальную скорость на высоте 300 футов, мы подняли громадное количество пыли - гораздо больше того, что я ожидал. Это выглядело куда хуже, чем на виденном мною фильме о посадке Нейла. Мне показалось, что пыль поднялась куда выше, чем у Нейла. Возможно, так случилось потому, что мы зависли выше над поверхностью и снижались вертикально. Не знаю точно. Но мы подняли пыль, находясь, наверно, на 300 футах, как я говорил. Я мог видеть сквозь пыль большие камни, но пыль поднялась во все стороны настолько далеко, насколько я мог видеть, и полностью скрыла из виду ямы и все остальное. Я знал лишь то, что под пылью была твердая поверхность. Пыль не мешала определить горизонтальную (вперед или назад) и боковую (влево или вправо) скорости, но я не мог видеть, что находится подо мной. Я знал лишь, что район в целом неплохой, и мог лишь стиснуть зубы и садиться, так как не мог сказать, есть ли внизу кратер или нет. [...] В конце концов пыль стала такой сильной, что я абсолютно не мог определить крен аппарата, глядя в окно на лунный горизонт. Мне пришлось пользоваться гирогоризонтом. Я допускал крен до 10 градусов, пока глядел в окно, чтобы удостовериться, что горизонтальная и боковая скорости по-прежнему нулевые."

Пыль мешала и "Аполлону-15". Его командир Дэвид Скотт сажал корабль практически полностью по приборам, не видя поверхности.

Струи пыли, разлетающиеся из-под двигателя перед посадкой - этакие "танцующие белые иглы", - прекрасно видны на кинопленке. Их можно наблюдать на эпизодах посадки всех "Аполлонов", когда астронавты снимали через иллюминатор приближающуюся лунную поверхность. Особенно хорошо пыль заметна на фильме, снятом астронавтами "Аполлона-16" - прекрасно видны и пылевые струи, и нерезкие очертания тени лунного модуля на пылевом слое, и то, как под слоем поднятой пыли скрываются детали поверхности. Фрагмент этого фильма находится по адресу history.nasa.gov/40thann/mpeg/ap16_landing.mpg (4 Мбайта). Ниже приведено несколько кадров из этого видеофрагмента.

Струи пыли, выбиваемые двигателем Струи пыли, выбиваемые двигателем
Струи пыли, выбиваемые двигателем (идут из левого нижнего угла изображения). Слой движущейся пыли скрывает детали лунной поверхности и делает контуры тени от лунного модуля расплывчатыми.

Пыль открывает и скрывает детали лунной поверхности Пыль открывает и скрывает детали лунной поверхности
На левом кадре на миг показался небольшой кратер (или камень?) в правом нижнем углу кадра, но тут же снова исчез под слоем движущейся пыли.

Поднятая при посадке пыль Двигатель выключен, пыль осела
Непосредственно перед выключением двигателя в кадре видно только полностью скрывшее лунную поверхность облако поднятой двигателем пыли, на котором - очень расплывчатая тень от лунного модуля. После выключения двигателя пыль быстро оседает, и становится видна лунная поверхность, а тень от лунного модуля становится резко очерченной.

Самолет «Харриер», висящий над полем. Силя тяги его двигателя, которая держит аппарат в воздухе, в несколько раз больше силы тяги посадочного модуля «Аполлона». Теперь - о кратере, который должен был образоваться под посадочной ступенью. А собственно, с чего бы там быть кратеру? Только из-за того, что в грунт ударяет газовая струя от зависшего над грунтом аппарата? Это бывает и на Земле - когда самолет с вертикальным взлетом и посадкой (например, английский "Харриер" или советский Як-38) садится на грунт или взлетает с него. Тяга двигателя "Харриера" - 10 тонн, вдвое больше максимальной тяги двигателя лунной кабины. А как мы сейчас увидим, фактическая тяга двигателя лунной кабины в момент посадки раза в четыре меньше его максимальной тяги, так что тяга двигателя "Харриера" при вертикальной посадке больше тяги посадочного двигателя "Аполлона" на порядок. Но "Харриер" не оставляет в грунте заметных ям - хотя пыль, конечно, стоит столбом.

Поговорим о тяге двигателя посадочной ступени. Действительно, его максимальная тяга составляет 4530 кГс. Но "в полную силу" этот двигатель работает только только при переходе с окололунной орбиты на траекторию снижения, когда надо изменить скорость лунного корабля на значительную величину. А при маневрировании вблизи поверхности и при посадке двигатель работает в режиме малой тяги, в котором его тяга изменяется в пределах 10-65% от максимальной.

Непосредственно перед посадкой двигатель развивает тягу в несколько раз меньше максимальной - он всего лишь компенсирует вес посадочного модуля, чтобы тот не упал. Масса посадочного модуля - 15065 кг, его вес на Луне - 15065 кг * 1,62 м/c2 = 24405,3 Н ~=2440 кГс. А если учесть что в момент подхода к самой поверхности Луны почти все топливо посадочной ступени, которое имеет массу 8217 кг, уже израсходовано, то тяга получается примерно (15065 - 8217) кг * 1,62 м/c2 = 11093,76 Н ~= 1109 кГс - в четыре с лишним раза меньше максимальной.

Подсчитаем давление на лунный грунт, которое создает вытекающая из двигателя газовая струя. Силу давления мы уже знаем - она равна весу лунного модуля в момент посадки, т.е. примерно 1100 кГ. Диаметр сопла двигателя составлял 137 сантиметров, а его площадь - 14775 см2. Будем считать, что газовая струя, выходящая из двигателя, не расширяется в стороны, т.е. площадь соприкосновения ее с лунной поверхностью такая же. Разделив 1100 кГ на 14775 см2, получим, что давление составляло менее одной десятой атмосферы - вполне достаточно, чтобы сдуть пыль из-под двигателя, но явно маловато для того, чтобы вырыть кратер - особенно в лунном грунте. Этот грунт достаточно твердый: Армстронг и Олдрин не сумели как следует воткнуть в него флагшток.

Фото NASA AS11-40-5921: лунная поверхность под двигателем посадочной ступени Фото NASA AS11-40-5921 (фрагмент): видна пыль, частично сдутая струей газа
Выше приведена фотография NASA AS11-40-5921 (http://www.hq.nasa.gov/office/ ... 1.jpg) - вид лунной поверхности под посадочной ступенью "Аполлона-11" - и ее фрагмент крупным планом. Четко видны последствия воздействия газовой струи на грунт. В полном соответствии с нашими расчетами, никакого кратера под двигателем нет, но пыль непосредственно под двигателем сдута практически полностью, а вокруг - частично.

Взлетная ступень «Аполлона» поднимается с Луны (рисунок) А вот то, что при взлете с Луны летели камни, вам показалось, а уж то, что камни эти были весом в десятки килограмм - явно приснилось :)

При старте мотор взлетной ступени работает действительно на все свои 1590 кГс - на старте двигатели всегда работают на полную мощность, чтобы как можно эффективнее использовать топливо. Это раза в полтора раза больше, чем силя тяги посадочного двигателя в момент посадки. Но между посадкой и взлетом лунной кабины есть гораздо более существенная разница.

При посадке газовая струя двигателя ударяет непосредственно в лунную поверхность. А при взлете нижняя часть лунного модуля - посадочная ступень, - остается на Луне, и струя газа от двигателя взлетной ступени ударяет именно в нее, а не в грунт. Так что камням просто неоткуда взяться - посадочная ступень, все-таки, не из кирпича сложена. Что действительно летит во все стороны при старте с Луны - это всякие лоскутья и лохмотья, которые газовая струя взлетного двигателя, бьющая в упор в посадочную ступень, отрывает от ее теплоизоляции. Эти лохмотья хорошо видны на видеоролике, который снят через иллюминатор взлетной ступени "Аполлона-14" во время ее старта с Луны: history.nasa.gov/40thann/mpeg/ap14_ascent.mpg (2 Мбайта).

Старт «Аполлона-14» Старт «Аполлона-14» Старт «Аполлона-14» Старт «Аполлона-14»
Двигатель запущен, и через кадр проносится куча обрывков и лохмотьев.

Старт «Аполлона-14» Старт «Аполлона-14» Старт «Аполлона-14» Старт «Аполлона-14»
А вот не спеша пролетает особенно крупный лоскут.

На этом видеофрагменте также отчетливо видно, что стоящий совсем рядом с лунным модулем флаг при старте лунной кабины начинает сильно раскачиваться, но остается на месте. А газовая струя, способная поднять камни в полцентнера весом, наверняка унесла бы этот флаг очень и очень далеко.

Обратите также внимение на лунную поверхность. Таких потоков пыли, полностью скрывающих ее детали, какие были при посадке, при взлете не наблюдается.

  Профиль  
  
    
#2205  Сообщение 25.08.17, 11:14  
Белый и пушистый
Аватара пользователя

Регистрация: 16.08.2014
Сообщения: 11865
Откуда: ДВРФ
Благодарил (а): 515 раз.
Поблагодарили: 528 раз.
Россия
Bear22 писал(а):
Far East писал(а):
zztop писал(а):
нет и не было таких технологий по защите космонавта 20 века от солнечной радиации на Луне
Их и сейчас нет.
скажите ещё волшебное - "бля буду,нет!"
Вам все поверят, уважаемые специалисты :rzach: .
Вишь ли. Таинственным образом секреты антирадиационных скафандров все безвозвратно утрачены и при авариях АЭС они совершенно не были бы нужны. Прям настойчивая какая-то амнезия у пиндосов. Почему?

  Профиль  
  
    
#2206  Сообщение 25.08.17, 11:16  
Ветеран

Регистрация: 29.11.2014
Сообщения: 24276
Благодарил (а): 1 раз.
Поблагодарили: 475 раз.
Bear22 писал(а):
Обратите также внимение на лунную поверхность. Таких потоков пыли, полностью скрывающих ее детали, какие были при посадке, при взлете не наблюдается.

Конечно, "не наблюдается" :)

Изображение

  Профиль  
  
    
#2207  Сообщение 25.08.17, 11:16  
Старожил
Аватара пользователя

Регистрация: 13.06.2015
Сообщения: 7158
Благодарил (а): 387 раз.
Поблагодарили: 276 раз.
лунатики стали серить большими кусками...

  Профиль  
  
    
#2208  Сообщение 25.08.17, 11:18  
Завсегдатай
Аватара пользователя

Регистрация: 19.08.2014
Сообщения: 2849
Благодарил (а): 115 раз.
Поблагодарили: 98 раз.
СССР
Yetty писал(а):
Дмитрий писал(а):
Ворчун, никто ничего не забыл и чертежи не терял и движки в металле есть. Насчет сравнения с машинами, - приму, если докажешь, что ты на дачу на белазе ездишь.
Никто и не спорит, что и чертежи есть и железо с них. У меня дома и микроволновка есть и холодильник. Я типа тоже летал на Луну?
Причем тут бузина и дядька в Киеве?

Это ты Ворчуну скажи, он в глухой мухинской защите, что нет.

  Профиль  
  
    
#2209  Сообщение 25.08.17, 11:19  
Ветеран

Регистрация: 21.08.2016
Сообщения: 15159
Откуда: Москва
Благодарил (а): 7145 раз.
Поблагодарили: 795 раз.
[spoiler=Bear22]
Цитата:
Индифферент писал(а):
2. Поток раскаленных газов от двигателя должен был выбить углубление под посадочным модулем. Но на фотографиях, обнародованных НАСА, никакой воронки или вмятины не видно.
Ну дак как, летали американцы до 1981 года или нет?
второй раз выкладываю:
Под лунным модулем должна быть огромная воронка. Судя по фильму и фотографиям, ни камешка, ни песка, ни пылинки не вылетело из-под двигателя лунной платформы тягой в безвоздушном пространстве 4530 кГс. Но когда в конце фильма показан старт с Луны лунной кабины какого-то следующего "Аполлона", стартующего со своей металлической платформы, то от струи двигателя тягой 1590 кГс полетели вверх с огромной скоростью камни, на глаз не менее чем в 20-50 кг. Сказать нечего - кино!

"Не верю!" :) На самом-то деле все было с точностью до наоборот. Судя по фильмам, фотографиям и докладам астронавтов, пыль при посадке лунной кабины летела вовсю, хотя тяги двигателя этой кабины, к тому же работающего "в четверть силы", явно не хватало, чтобы вырыть яму в грунте. И никаких камней не летело и не могло лететь при старте лунной кабины с Луны - хотя бы потому, что этим камням неоткуда было взяться.

Теперь - по пунктам и подробно.

О том, что двигатель лунного модуля при посадке поднимет пыль, предполагали задолго до полетов "Аполлонов". Впрочем, о пыли, летящей из-под садящегося лунного модуля, на Земле стало достоверно известно, опять-таки, ранее посадки "Аполлона-11" - ранее примерно на полминуты:

102:45:08 Олдрин: 60 футов [высоты], вниз 2 с половиной [фута в секунду]. 2 [фута в секунду] вперед. 2 вперед. Это хорошо.
102:45:17 Олдрин: 40 футов, вниз 2 с половиной. Взбиваем пыль.
102:45:21 Олдрин: 30 футов, 2 с половиной вниз. [Неразборчиво] тень.
102:45:25 Олдрин: 4 вперед. 4 вперед. Немного смещаемся вправо. 20 футов, вниз - половина [фута в секунду].
102:45:31 Дьюк (в Хьюстоне): 30 секунд [до "Bingo" - сигнала, предупреждающего об окончании топлива].
102:45:32 Олдрин: Чуть-чуть перемещаемся вперед; это хорошо. [Неразборчиво] [Пауза]
102:45:40 Олдрин: Сигнал контакта. [Щупы, свисающие с посадочных опор вниз на 170 сантиметров, коснулись поверхности Луны.]
102:45:43 Армстронг: Выключение двигателя.
102:45:44 Олдрин: Окей. Стоп, машина.
102:45:45 Олдрин: Ручка управления ориентацией - не в нейтрали.
102:45:46 Армстронг: Не в нейтрали. Авторежим.
102:45:47 Олдрин: Режимы управления - оба "авто". Приоритет управления посадочным двигателем - выключен. Двигатель - выключен. Адрес 413 - введен.
102:45:57 Дьюк (в Хьюстоне): Мы следим, как вы садитесь, "Орел".
102:45:58 Армстронг: Двигатель выключен. [Пауза] Хьюстон, говорит Море Спокойствия. "Орел" сел.
102:46:06 Дьюк (в Хьюстоне): [С облегчением в голосе] Вас понял, Море Ско... [поправляет себя] Спокойствия. Подтверждаю получение сообщения о вашей посадке. Вы тут заставили многих чуть ли не позеленеть от страха. Теперь можно вздохнуть спокойно. Спасибо громадное!
102:46:16 Олдрин: Благодарим вас.

Во время посадки астронавтам было некогда вдаваться в подробности, но после возвращения на Землю Армстронг рассказал, что пыль серьезно мешала управлению кораблем:

"Я впервые заметил, что мы потревожили пыль на поверхности, когда мы были ниже ста футов; мы начали создавать прозрачный слой движущейся пыли, который несколько ухудшил видимость. По мере спуска видимость продолжала ухудшаться. Не думаю, что пыль сильно мешала визуальному определению высоты; однако меня смутило то, что было трудно определить горизонтальную скорость и скорость снижения, так как перед глазами было много движущейся пыли, и приходилось смотреть сквозь пыль, чтобы поймать взглядом неподвижные камни как основу для зрительных оценок. Я нашел это достаточно трудным. Я потратил на то, чтобы погасить горизонтальную скорость, больше времени, чем мог предположить."

Погасить перед посадкой горизонтальную скорость лунного модуля было необходимо: в противном случае он мог опрокинуться набок в момент посадки.

А при посадке следующего корабля - "Аполлона-12" - пыль создала куда более серьезные затруднения. Она столь сильно ухудшила видимость, что уже через минуту после посадки командир корабля Чарльз Конрад передал на Землю: "Ну, Хьюстон, доложу я вам... Похоже, мы попали в куда более пыльное место, чем Нейл. Хорошо, что у нас был тренажер - это была посадка по приборам". После полета Конрад рассказывал:

"Когда я погасил горизонтальную скорость на высоте 300 футов, мы подняли громадное количество пыли - гораздо больше того, что я ожидал. Это выглядело куда хуже, чем на виденном мною фильме о посадке Нейла. Мне показалось, что пыль поднялась куда выше, чем у Нейла. Возможно, так случилось потому, что мы зависли выше над поверхностью и снижались вертикально. Не знаю точно. Но мы подняли пыль, находясь, наверно, на 300 футах, как я говорил. Я мог видеть сквозь пыль большие камни, но пыль поднялась во все стороны настолько далеко, насколько я мог видеть, и полностью скрыла из виду ямы и все остальное. Я знал лишь то, что под пылью была твердая поверхность. Пыль не мешала определить горизонтальную (вперед или назад) и боковую (влево или вправо) скорости, но я не мог видеть, что находится подо мной. Я знал лишь, что район в целом неплохой, и мог лишь стиснуть зубы и садиться, так как не мог сказать, есть ли внизу кратер или нет. [...] В конце концов пыль стала такой сильной, что я абсолютно не мог определить крен аппарата, глядя в окно на лунный горизонт. Мне пришлось пользоваться гирогоризонтом. Я допускал крен до 10 градусов, пока глядел в окно, чтобы удостовериться, что горизонтальная и боковая скорости по-прежнему нулевые."

Пыль мешала и "Аполлону-15". Его командир Дэвид Скотт сажал корабль практически полностью по приборам, не видя поверхности.

Струи пыли, разлетающиеся из-под двигателя перед посадкой - этакие "танцующие белые иглы", - прекрасно видны на кинопленке. Их можно наблюдать на эпизодах посадки всех "Аполлонов", когда астронавты снимали через иллюминатор приближающуюся лунную поверхность. Особенно хорошо пыль заметна на фильме, снятом астронавтами "Аполлона-16" - прекрасно видны и пылевые струи, и нерезкие очертания тени лунного модуля на пылевом слое, и то, как под слоем поднятой пыли скрываются детали поверхности. Фрагмент этого фильма находится по адресу history.nasa.gov/40thann/mpeg/ap16_landing.mpg (4 Мбайта). Ниже приведено несколько кадров из этого видеофрагмента.

Струи пыли, выбиваемые двигателем Струи пыли, выбиваемые двигателем
Струи пыли, выбиваемые двигателем (идут из левого нижнего угла изображения). Слой движущейся пыли скрывает детали лунной поверхности и делает контуры тени от лунного модуля расплывчатыми.

Пыль открывает и скрывает детали лунной поверхности Пыль открывает и скрывает детали лунной поверхности
На левом кадре на миг показался небольшой кратер (или камень?) в правом нижнем углу кадра, но тут же снова исчез под слоем движущейся пыли.

Поднятая при посадке пыль Двигатель выключен, пыль осела
Непосредственно перед выключением двигателя в кадре видно только полностью скрывшее лунную поверхность облако поднятой двигателем пыли, на котором - очень расплывчатая тень от лунного модуля. После выключения двигателя пыль быстро оседает, и становится видна лунная поверхность, а тень от лунного модуля становится резко очерченной.

Самолет «Харриер», висящий над полем. Силя тяги его двигателя, которая держит аппарат в воздухе, в несколько раз больше силы тяги посадочного модуля «Аполлона». Теперь - о кратере, который должен был образоваться под посадочной ступенью. А собственно, с чего бы там быть кратеру? Только из-за того, что в грунт ударяет газовая струя от зависшего над грунтом аппарата? Это бывает и на Земле - когда самолет с вертикальным взлетом и посадкой (например, английский "Харриер" или советский Як-38) садится на грунт или взлетает с него. Тяга двигателя "Харриера" - 10 тонн, вдвое больше максимальной тяги двигателя лунной кабины. А как мы сейчас увидим, фактическая тяга двигателя лунной кабины в момент посадки раза в четыре меньше его максимальной тяги, так что тяга двигателя "Харриера" при вертикальной посадке больше тяги посадочного двигателя "Аполлона" на порядок. Но "Харриер" не оставляет в грунте заметных ям - хотя пыль, конечно, стоит столбом.

Поговорим о тяге двигателя посадочной ступени. Действительно, его максимальная тяга составляет 4530 кГс. Но "в полную силу" этот двигатель работает только только при переходе с окололунной орбиты на траекторию снижения, когда надо изменить скорость лунного корабля на значительную величину. А при маневрировании вблизи поверхности и при посадке двигатель работает в режиме малой тяги, в котором его тяга изменяется в пределах 10-65% от максимальной.

Непосредственно перед посадкой двигатель развивает тягу в несколько раз меньше максимальной - он всего лишь компенсирует вес посадочного модуля, чтобы тот не упал. Масса посадочного модуля - 15065 кг, его вес на Луне - 15065 кг * 1,62 м/c2 = 24405,3 Н ~=2440 кГс. А если учесть что в момент подхода к самой поверхности Луны почти все топливо посадочной ступени, которое имеет массу 8217 кг, уже израсходовано, то тяга получается примерно (15065 - 8217) кг * 1,62 м/c2 = 11093,76 Н ~= 1109 кГс - в четыре с лишним раза меньше максимальной.

Подсчитаем давление на лунный грунт, которое создает вытекающая из двигателя газовая струя. Силу давления мы уже знаем - она равна весу лунного модуля в момент посадки, т.е. примерно 1100 кГ. Диаметр сопла двигателя составлял 137 сантиметров, а его площадь - 14775 см2. Будем считать, что газовая струя, выходящая из двигателя, не расширяется в стороны, т.е. площадь соприкосновения ее с лунной поверхностью такая же. Разделив 1100 кГ на 14775 см2, получим, что давление составляло менее одной десятой атмосферы - вполне достаточно, чтобы сдуть пыль из-под двигателя, но явно маловато для того, чтобы вырыть кратер - особенно в лунном грунте. Этот грунт достаточно твердый: Армстронг и Олдрин не сумели как следует воткнуть в него флагшток.

Фото NASA AS11-40-5921: лунная поверхность под двигателем посадочной ступени Фото NASA AS11-40-5921 (фрагмент): видна пыль, частично сдутая струей газа
Выше приведена фотография NASA AS11-40-5921 (http://www.hq.nasa.gov/office/ ... 1.jpg) - вид лунной поверхности под посадочной ступенью "Аполлона-11" - и ее фрагмент крупным планом. Четко видны последствия воздействия газовой струи на грунт. В полном соответствии с нашими расчетами, никакого кратера под двигателем нет, но пыль непосредственно под двигателем сдута практически полностью, а вокруг - частично.

Взлетная ступень «Аполлона» поднимается с Луны (рисунок) А вот то, что при взлете с Луны летели камни, вам показалось, а уж то, что камни эти были весом в десятки килограмм - явно приснилось :)

При старте мотор взлетной ступени работает действительно на все свои 1590 кГс - на старте двигатели всегда работают на полную мощность, чтобы как можно эффективнее использовать топливо. Это раза в полтора раза больше, чем силя тяги посадочного двигателя в момент посадки. Но между посадкой и взлетом лунной кабины есть гораздо более существенная разница.

При посадке газовая струя двигателя ударяет непосредственно в лунную поверхность. А при взлете нижняя часть лунного модуля - посадочная ступень, - остается на Луне, и струя газа от двигателя взлетной ступени ударяет именно в нее, а не в грунт. Так что камням просто неоткуда взяться - посадочная ступень, все-таки, не из кирпича сложена. Что действительно летит во все стороны при старте с Луны - это всякие лоскутья и лохмотья, которые газовая струя взлетного двигателя, бьющая в упор в посадочную ступень, отрывает от ее теплоизоляции. Эти лохмотья хорошо видны на видеоролике, который снят через иллюминатор взлетной ступени "Аполлона-14" во время ее старта с Луны: history.nasa.gov/40thann/mpeg/ap14_ascent.mpg (2 Мбайта).

Старт «Аполлона-14» Старт «Аполлона-14» Старт «Аполлона-14» Старт «Аполлона-14»
Двигатель запущен, и через кадр проносится куча обрывков и лохмотьев.

Старт «Аполлона-14» Старт «Аполлона-14» Старт «Аполлона-14» Старт «Аполлона-14»
А вот не спеша пролетает особенно крупный лоскут.

На этом видеофрагменте также отчетливо видно, что стоящий совсем рядом с лунным модулем флаг при старте лунной кабины начинает сильно раскачиваться, но остается на месте. А газовая струя, способная поднять камни в полцентнера весом, наверняка унесла бы этот флаг очень и очень далеко.

Обратите также внимение на лунную поверхность. Таких потоков пыли, полностью скрывающих ее детали, какие были при посадке, при взлете не наблюдается.
Что это за графоманская хуйня? :zed:

  Профиль  
  
    
#2210  Сообщение 25.08.17, 11:20  
Ветеран

Регистрация: 29.11.2014
Сообщения: 24276
Благодарил (а): 1 раз.
Поблагодарили: 475 раз.
Дмитрий писал(а):
Это ты Ворчуну скажи, он в глухой мухинской защите, что нет.


У меня есть чертежи паровой тележки Кюньо. И чо дальше?

  Профиль  
  
    
#2211  Сообщение 25.08.17, 11:25  
Завсегдатай
Аватара пользователя

Регистрация: 27.08.2014
Сообщения: 4573
Откуда: Тула , Россия
Благодарил (а): 69 раз.
Поблагодарили: 290 раз.
Россия
Ворчун писал(а):
Дмитрий писал(а):
Это ты Ворчуну скажи, он в глухой мухинской защите, что нет.


У меня есть чертежи паровой тележки Кюньо. И чо дальше?

Ну вот , это как раз железно доказывает , что омериканци были на луне.
По моему логично :hoh

_________________
живи своим умом

  Профиль  
  
    
#2212  Сообщение 25.08.17, 11:25  
Белый и пушистый
Аватара пользователя

Регистрация: 16.08.2014
Сообщения: 11865
Откуда: ДВРФ
Благодарил (а): 515 раз.
Поблагодарили: 528 раз.
Россия
Wal писал(а):
А вот здесь код посадочной программы для желающих.
http://authors.library.caltech ... 9.pdf

Верю! Этому коду верю. Чмыри в памперсах там накуя?

  Профиль  
  
    
#2213  Сообщение 25.08.17, 11:26  
Старожил
Аватара пользователя

Регистрация: 13.06.2015
Сообщения: 7158
Благодарил (а): 387 раз.
Поблагодарили: 276 раз.
Цитата:
Что это за графоманская хуйня? :zed:
Графомания, это когда сам. Тут банальный тупой копипаст - любимое оружие интернет пролетариата. Свои мозги у них отсохли давным давно.

  Профиль  
  
    
#2214  Сообщение 25.08.17, 11:26  
Ветеран

Регистрация: 18.08.2014
Сообщения: 10805
Откуда: от верблюда
Благодарил (а): 14 раз.
Поблагодарили: 494 раз.
Vatican City State
Far East писал(а):
Wal писал(а):
А вот здесь код посадочной программы для желающих.
http://authors.library.caltech ... 9.pdf

Верю! Этому коду верю. Чмыри в памперсах там накуя?

Чтобы его запустить в нужный момент

  Профиль  
  
    
#2215  Сообщение 25.08.17, 11:27  
Ветеран

Регистрация: 29.11.2014
Сообщения: 24276
Благодарил (а): 1 раз.
Поблагодарили: 475 раз.
Roman3007 писал(а):
Ворчун писал(а):
Дмитрий писал(а):
Это ты Ворчуну скажи, он в глухой мухинской защите, что нет.


У меня есть чертежи паровой тележки Кюньо. И чо дальше?

Ну вот , это как раз железно доказывает , что омериканци были на луне.
По моему логично :hoh

Именно такие "доводы" у членов секты свидетелей полёта пендосни на Луну.

  Профиль  
  
    
#2216  Сообщение 25.08.17, 11:31  
Белый и пушистый
Аватара пользователя

Регистрация: 16.08.2014
Сообщения: 11865
Откуда: ДВРФ
Благодарил (а): 515 раз.
Поблагодарили: 528 раз.
Россия
Wal писал(а):
Far East писал(а):
Wal писал(а):
А вот здесь код посадочной программы для желающих.
http://authors.library.caltech ... 9.pdf

Верю! Этому коду верю. Чмыри в памперсах там накуя?

Чтобы его запустить в нужный момент
Твою ж маму. Автомат это сделает в 1000 раз быстрей и вовремя, а не твое чмо якобы шесть суток лежащее в очень ограниченном пространстве, не понимающее где оно, и срущее и ссущее под себя. (Потом весело скачущее под рампами голливуда), тьфу!

  Профиль  
  
    
#2217  Сообщение 25.08.17, 11:35  
Завсегдатай
Аватара пользователя

Регистрация: 19.08.2014
Сообщения: 2849
Благодарил (а): 115 раз.
Поблагодарили: 98 раз.
СССР
Ворчун писал(а):
Тут ключевое, что я на дачу езжу. Езжу на том, что довезёт.
А пендосня типа приобрела себе дачу (на Луне), но не ездит туда - не понравилась, грибы не растут.

Передергиваешь. Здесь ключевое, что я не могу доехать на труднодоступную дачу, т.к. в магазин я езжу на Оке. А насчет грибов, - растут, но дома запасец есть и стоимость этого запасца вышла ого-го. Да и дача далеко, таджики дорого просят за сбор. А вот картошку посадить, - пока никак. И лопаты нет, вырастет ли неизвестно и опять же стоимость. От и стоит дачка неприкаянная и белаз оказался нафиг не нужен. Зато нос соседу утёр, - дача дальше. Ато, понимаешь, развел он активность на своем пригородном огороде, - обидно, да.:sm:

  Профиль  
  
    
#2218  Сообщение 25.08.17, 11:35  
Ветеран
Аватара пользователя

Регистрация: 12.09.2015
Сообщения: 18105
Благодарил (а): 1230 раз.
Поблагодарили: 1368 раз.
Россия
Bear22
Не летали. Просто писали

_________________
Ой, да нормальная у меня самооценка. Целуй руку.

  Профиль  
  
    
#2219  Сообщение 25.08.17, 11:37  
Ветеран

Регистрация: 29.11.2014
Сообщения: 24276
Благодарил (а): 1 раз.
Поблагодарили: 475 раз.
Дмитрий писал(а):
Ворчун писал(а):
Тут ключевое, что я на дачу езжу. Езжу на том, что довезёт.
А пендосня типа приобрела себе дачу (на Луне), но не ездит туда - не понравилась, грибы не растут.

Передергиваешь. Здесь ключевое, что я не могу доехать на труднодоступную дачу, т.к. в магазин я езжу на Оке.

:) Типа непрофильный актив, голова болит, спать хочу, на работе неприятности, зелёный виноград, что я там не видел, надоело ....

Дополняй список "доводов"...

  Профиль  
  
    
#2220  Сообщение 25.08.17, 11:37  
Ветеран

Регистрация: 18.08.2014
Сообщения: 10805
Откуда: от верблюда
Благодарил (а): 14 раз.
Поблагодарили: 494 раз.
Vatican City State
Far East писал(а):
Wal писал(а):
Far East писал(а):
Wal писал(а):
А вот здесь код посадочной программы для желающих.
http://authors.library.caltech ... 9.pdf

Верю! Этому коду верю. Чмыри в памперсах там накуя?

Чтобы его запустить в нужный момент
Твою ж маму. Автомат это сделает в 1000 раз быстрей и вовремя, а не твое чмо якобы шесть суток лежащее в очень ограниченном пространстве, не понимающее где оно, и срущее и ссущее под себя. (Потом весело скачущее под рампами голливуда), тьфу!

_Сейчас_ может и сделает, но не тогда

Они _сами_ определяли свое местоположение, вводили данные в программу, и запускали в нужный момент. Далее, самый последний участок они сажали вручную, так как у них не было искусственного интеллекта, определявшего их положение и движение относительно поверхности. А микродетали поверхности, которые потенциально могли быть опасны (каменюки, кратеры) были заранее неизвестны, такое разрешение с Земли даже сейчас не получить. И джипиэс на Луне тоже нет даже сегодня. По приборам точность была относительно хреновой.

  Профиль  
  
    
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 17060 ]  Стрaница Пред.  1 ... 108, 109, 110, 111, 112, 113, 114 ... 853  След.



   Похожие темы   Автор   Ответы   Последнее сообщение 
В этой теме нет новых непрочитанных сообщений. Опрос для жителей Украины: кого бы вы хотели видеть президентом России? - 2

Таксибе

39

25.03.19, 12:28

В этой теме нет новых непрочитанных сообщений. США определились с датой высадки на Луне

Чупакабра

12

20.03.19, 15:15

В этой теме нет новых непрочитанных сообщений. Москали на Луне

чукча

4

20.03.19, 07:24

В этой теме нет новых непрочитанных сообщений. Будут ли российские космонавты на Луне?

Жигули

114

19.03.19, 21:52




[ Time : 0.104s | 23 Queries | GZIP : On ]