Георгий Бовт о том, почему в российской политике так и не научились «думать по-крупному»
В последнее время мы часто слышали про лозунг «Вернем Америке величие» (Make America Great Again), который (а не русские хакеры) позволил Дональду Трампу стать президентом. Под схожими лозунгами собирается штурмовать Елисейский дворец Марин Ле Пен. Все правые популисты схожи. Многие из них, включая Трампа и Ле Пен, в чем-то симпатизируют практикуемому нынче в России консерватизму. За что оппоненты обвиняют их в пристрастиях к «авторитаризму», который на Западе персонифицирован в лице российского президента. Его там демонизируют, конечно. А в Америке и вовсе скандал вокруг «русских хакеров, вмешавшихся в выборы» обретает все признаки политической паранойи и кампании «охоты на ведьм» в духе «маккартизма».
Демонизация России на Западе происходит в основном на внешнеполитическом материале. Мол, политика «возвращения России величия» вылилась в «агрессию» против Украины, возвращение Крыма, вынашивание якобы агрессивных планов по поводу постсоветского пространства и укрепление военной мощи. Примерно на этом же — на внешнеполитическом материале — построена и российская пропаганда.
В этом смысле лозунг/политика «Вернем России величие» не обрела внутриполитического и, главное, внутриэкономического, социального содержания. В отличие от тех же ярких правых популистов в лице Трампа и Ле Пен.
Первого в последнее время явно отодвинули как фронтмена российского медийного пространства. Возможно, не только потому, что наивные ожидания некоторых насчет потепления отношений России и Америки не оправдались, а оправдываются как раз другие прогнозы — что его администрация во внешней политике в большей степени будет напоминать рейгановскую с ее доктриной «Мир с позиции силы». А некоторые его лозунги, не дай бог, могут оказаться «заразными». Например, про строительство стены против мигрантов. Про триллион долларов в инфраструктуру. Про «надо заниматься своей страной, а не Ближним Востоком» и т.д.
До нашей предвыборной президентской кампании еще далеко. Хотя соответствующие структуры уже начинают подготовку к 2018 году. Главный месседж кампании пока непонятен. Однако условный лозунг «Вернем России величие!» в электорате востребован. Три года назад он нашел выражение в «крымском эффекте». Но когда и сейчас на федеральных телеканалах зажигательно-истеричные ток-шоу строятся вокруг, условно (условно — потому что речь идет вообще о выстраивании пропаганды преимущественно вокруг внешнеполитической тематики), темы «Как там у хохлов?», это выглядит уже нелепо. Больше обсудить нечего?
В остальном же правительству в экономике и социальной сфере не просто не хватает «мечты о будущем» и прорывных идей развития. Собственно, и целостной концепции того, что называется «стратегией развития», не просматривается. Популярен разве что столыпинский лозунг про «дайте двадцать лет тишины — и вы не узнаете России». Но достаточно ли в наше время одной лишь только тишины, на которую вроде поставлено уже все?
В английском языке есть выражение (коли мы тут уж Трампа поминали) «think big» (мыслить по-крупному), в отличие от «think small» (думать по-маленькому). Второе в корпоративной культуре называется «недостаточной амбициозностью». Можно сколько угодно клеймить советских руководителей, особенно на стадии маразма системы, начиная с 70-х, но они, по крайней мере, ставили вопросы стратегического развития.
Наше же правящая бюрократия вместо разговоров о стратегии пускается в какие-то второстепенные детали, бормоча далекие от народного понимания цифры бизнес-планов или выдавая на публику то, что той кажется сущим сумасбродством. Потому что, к примеру, проблемы нашего школьного образования не сводятся, мягко говоря, к прямоугольной геометрии учебных классов, на которую посетовала вице-премьер Голодец.
Лишь однажды, в начале 2000-х, правящая партия рискнула выйти на выборы с некоей детально прописанной перспективной программой. Которая теперь часто является объектом язвительных насмешек как оказавшаяся совершено завиральной в своей конкретике. К настоящему эта партия исправилась: как известно, прошлые парламентские выборы она блестяще выиграла практически вообще без всякой программы.
Если теперь этот опыт кураторы политических процессов собираются повторить «на бис» на президентских выборах в 2018 году, превратив их в референдум о любви и доверии, то это по-своему логично. Однако в этом случае о всяких там интенциях «вернуть России величие» надо окончательно забыть. Потому что «величие», проявляемое только вовне, без мощного экономического роста, плоды которого вкушают широкие слои населения (а не отдельные приближенные к скудеющему пирогу), в политической истории называется термином «Колосс на глиняных ногах». Мы — еще не он, но тенденции закрепления «прозябания да выживания» настораживают. Да и потом — какой Колосс «думает по-маленькому».
_________________ Технические достижения в России как у Полкана из "Летучего корабля": "Построишь?" — "Куплю!"
|