С 20 ноября 1941 года начала действовать знаменитая ленинградская Дорога жизни
22 ноября 1941 года с восточного берега Ладожского озера вышла первая автоколонна с грузом продовольствия для осажденного Ленинграда. Вечером того же дня, преодолев по неокрепшему льду 32 км, колонна прибыла в Осиновец на западном берегу. Началось автомобильное движение по знаменитой Дороге жизни.
Гитлер особое место отводил захвату Ленинграда. Он был уверен, что со взятием города разгром Москвы неизбежен. Поэтому группа армий "Север" получила приказ уничтожить Ленинград. Планировали покончить с ним сразу. Но не получилось. Ленинград жил и работал. И тогда решили заморить жителей голодом. Были отрезаны автомобильные и железнодорожные дороги. А 8 сентября 1941 года, после взятия Шлиссельбурга, началась история блокадного Ленинграда - одна из жутких, но в то же время одна из наиболее героических страниц в истории Великой Отечественной и Второй мировой войн.
С началом блокады в её кольце, по приблизительным подсчётам, оказалось 2,5 миллиона жителей города и около 340 тысяч жителей пригородов. При этом всех продовольственных запасов, имевшихся в Ленинграде, хватало максимум на месяц. Ситуация усугублялась еще и тем обстоятельством, что с началом блокады часть продовольственных складов была уничтожена немецкой авиацией.
Эвакуировать население в нужных количествах также не представлялось возможным. После того как в конце августа немецкие войска перерезали последнее железнодорожное сообщение города со страной, эвакуация промышленных предприятий и населения была приостановлена. А доставлять в город продовольствие и боеприпасы можно было только по воздуху и водным путём по Ладожскому озеру.
В срочном порядке на побережье Ладожского озера со стороны города были построены три причала в бухтах Осиновец, Гольцмана и Морье, способные принимать баржи и катера, а также автомобильные дороги и узкоколейные железные дороги, соединявшие бухты с основными транспортными магистралями. Между тем проблема с продовольственным снабжением ощущалась с каждым месяцем всё острее, число голодных смертей в городе стало стремительно нарастать.
Из-за наступившей ранней зимы навигацию пришлось завершить уже в начале ноября. Оставшийся способ доставки грузов по воздуху продолжал действовать, однако его возможности были совершенно недостаточны — над населением города нависла угроза полного вымирания от голода.
В этих условиях 13 ноября начальником тыла Ленинградского фронта Феофаном Лагуновым был подписан приказ «Об организации постройки ледяной дороги по водной трассе мыс Осиновец — маяк Кареджи». При этом стоит сказать, что работы по подготовке к строительству ледовой трассы через Ладожское озеро начались еще в октябре.
Военно-автомобильную дорогу предполагалось устроить шириной 10 метров для двустороннего движения автотранспорта. 19 ноября командующим Ленинградского фронта был подписан приказ об организации автотракторной дороги через Ладожское озеро. Автотракторная дорога с суточным грузооборотом в 4 000 т должна была пройти по маршруту мыс Осиновец — о-ва Зеленцы с разветвлением на Кобону и на Лаврово. Через каждые 7 км предполагались питательно-обогревательные пункты.
Для прохождения грузовика с тонной груза через озеро по льду его толщина по всей трассе должна быть не меньше 20 см. К 20 ноября толщина льда достигла 18 см, и в этот день на восточный берег Ладоги был отправлен конно-санный обоз из 350 упряжек. Вечером того же дня он добрался до Кобоны, загрузился мукой и отправился ночью в обратный путь, прибыв в Осиновец 21 ноября с грузом 63 т муки.
22 ноября на восточный берег была отправлена автоколонна 389-го отдельного автотранспортного батальона, состоящая из 60 автомашин с прицепленными санями. Загрузив на восточном берегу 70 т продовольствия, автоколонна отправилась назад и прибыла в Осиновец вечером того же дня.
Автомобильное движение по Дороге жизни было открыто. В ноябре по трассе доставлялось в среднем немного более 100 т грузов в сутки, в начале декабря, по мере усиления льда, около 300 т и к концу месяца уже около 1 000 т.
Трасса через Ладогу до 15 декабря проходила по направлению Коккорево — банка Астречье — острова Зеленцы — Кобона. Из-за слабости льда в начальный период эксплуатации дороги её маршрут приходилось часто менять. Для предотвращения проваливания под лёд сразу нескольких автомобилей дистанция между машинами в колонне была не менее 100 м. Дорогу обслуживали 350 регулировщиков на 45, а с 19 декабря на 75 регулировочных постах. Вдоль ледовой дороги была проложена воздушная линия связи на вмороженных в лёд столбах.
Только за первый ледовый период работы дороги, с ноября 1941 года по апрель 1942 года, было эвакуировано из Ленинграда около 550 тысяч жителей, а в город доставлено свыше 350 тысяч тонн грузов. С началом навигации перевозки продолжились по воде. Всего же за время работы Дороги жизни по ней было эвакуировано из Ленинграда свыше 1 370 000 жителей, а также перевезено более 1 600 000 тонн грузов.
Дорога жизни официально функционировала с 12 сентября 1941 года по март 1943 года. После освобождения Шлиссельбурга было восстановлено железнодорожное сообщение города со страной, и основной грузопоток пошёл по железной дороге.
Одним из символов Дороги жизни стал автомобиль ГАЗ-АА, более известный как полуторка. Именно на эти машины и ЗиС-5 легла основная тяжесть работ по снабжению блокадного Ленинграда продовольствием, а также эвакуация жителей из города.