Из жизни инвесторовВчера
Власти «по определению» положено излучать оптимизм, обещать скорое наступление хороших времен и процветание. Нужно понимать, именно с этим связано то, что Google разместил в сети карту: «Предприятия, открытые в Украине с начала 2015 года» (дескать, не все у нас плохо, а будет еще лучше)
И что сразу бросается в глаза: подавляющее большинство новых объектов инвестирования это так называемые зеленые электростанции, зернохранилища, зерно- и масло-терминалы.
Двадцать солнечных и пять ветроэлектростанций – огромное достижение, если бы не одно но – их рентабельность достигается исключительно за счет того, что вырабатываемая ими электроэнергия закупается по так называемому «зеленому тарифу» многократно превышающему не столько стоимость энергии от «традиционных» производителей, но и отпускную цену потребителям. Они же и оплачивают эту масштабную аферу.
Одиннадцать новых элеваторов, шесть зерновых терминалов для отгрузки зерна на экспорт, два терминала по перевалке его внутри страны, один маслотерминал, одиннадцать производств по первичной переработке мяса, подсолнечника, четырнадцать объектов по производству биогаза, удобрений – здравствуй, «великая аграрная держава» Из собственно промышленного производства: несколько цехов по переработке древесины в полуфабрикаты и одна небольшая мебельная фабрика и пара строительных производств.
Что же касается «высоких технологий», то можно отметить, что Холдинг "UBC Group" 10 июня 2016 г. начал строительство завода по производству холодильной техники для напитков и продуктов, объем инвестиций: 16 млн. евро, начало работы намечено на 2020 год и Завод бытовой техники KTD Group в Черкассах, который обещают открыть в июле наступившего года, ну и Завод по производству оборудования для солнечной энергетики в Херсоне (см. выше) о котором легенда к карте Google вообще ни дает никакой информации, а поиск в Интернете сообщил, что речь пока идет лишь о протоколе о намерениях между Херсонской мэрией и литовской кампанией.
Зато успешно развивается.. автомобилестроительная отрасль. Вот список производств:
«Ядзаки-Украина» (Закарпатье). Расширение производства. Сумма инвестиций - 11 млн. евро.
«Fujikura Automotive Ukraine Lviv LLC». Новое производство во Львове (два завода). Суммарно за три года (2016-18 гг.) планируемые инвестиции - 60 млн. евро.
"Кромберг енд Шуберт Украина" (Житомирская область). Сумма инвестиций – 30 млн. евро.
ООО "Аутомотив Електрик Україна" (Черновцы) . Сумма инвестиций около 80 млн. гривен.
ООО "СЕ Борднетце-Украина" (Тернопольская область). Завод работает с 2006 года. В 2016 году было открыто новое производство на 500 рабочих мест.
"Электроконтакт Украина". Компания Nexans. Инвестиции 30 млн. евро.
Завод "Leoni" (Ивано-Франковская область). 15 млн. евро инвестиций.
Завод "Nexans" (Львовская область). 30 млн. евро инвестиций
Минимум три из них в разное время почтил личным визитом президент Петр Порошенко. В ходе одного из них глава государства «подчеркнул, что в Украине уже производится львиная доля составляющих для автомобилей известных мировых брендов» Но, в основном эти заводы выпускают кабельную продукцию.
«2000» уже дали объяснение этого «феномена» – изготовление многожильных кабелей – низкотехнологичное производство, плохо поддающееся механизации, требующее много тяжелого ручного, но при этом не нуждающегося в особой квалификации работников труда. Иными словами – затраты на зарплату составляют львиную долю издержек и размещать такие производства выгодно там, где зарплаты особенно низки» (Плетение кабелей – стратегическая отрасль `новой Европы`№20(772) 20 — 26 мая 2016)
У президента, правда, свое мнение: «Мы на сегодняшний день выиграем конкуренцию с аналогичными производствами, расположенными в Румынии, Болгарии. Почему? Потому что украинцы лучше работают». А может потому, что украинцам можно платить намного меньше, чем в самых экономически слабых странах ЕС, Румынии и Болгарии? И в этом главное «достижение» постмайданной власти.
И вот что говорит на сей счет давно работающий в нашей стране предприниматель пакистанского происхождения Мохаммад Захур:
«Увы, нынешний украинский рынок не интересен не только мне, но и другим инвесторам и бизнесменам. На нем отсутствует покупательная способность. А при таком положении любое дело обречено на провал. Ведь сегодня у обычных украинских граждан попросту нет денег. За последних два года население обнищало: доходы упали в 3—4 раза. Я тоже постепенно сворачиваю свои активы в Украине...» О своих украинских проектах г-н Захур говорит: «До 2013 г. они приносили хорошую прибыль. Но после политических перемен в Украине, увы, все пошло на убыль»
А вот еще один, можно сказать, крик души зарубежного инвестора: «Я больше не хочу иметь ничего общего с этим» — так комментирует австрийский предприниматель Зигфрид Вольф (Siegfried Wolf) прекращение своей деятельности в качестве инвестора Харьковского тракторного завода на Украине (днями появилось сообщение, что предприятие пилят на металлолом).
— Я начал деятельность пять лет назад. Речь шла о развалинах, в которые предстояло вдохнуть жизнь. Мы внедрили технологии и концепции производства, системы качества. Четыре года назад я взял на себя оперативное руководство, и мне понадобилось три года на то, чтобы вывести предприятие на прибыль. Нам это удалось. Последние два года мы платили налоги. Как известно, налоги платят с прибыли, поэтому нам тем более непонятно, что вдруг три тысячи человек выгоняют на улицу, запретив им доступ на предприятие»
А в Киеве заявил об остановке работы завод по производству гипсокартонных плит "Кнауф Гипс Киев", входящий в международную группу компаний Knauf, одного из лидеров мирового производства гипса и стройматериалов. Завод останавливает работу из-за огромных проблем с перевозками по железной дороге.
"Ситуация сейчас, особенно на железной дороге, не просто плохая, она катастрофическая. Плохая – это, когда у нас хоть что-то работает, катастрофическая – это когда вообще ничего не работает. Причем это не только мое мнение, это мнение рынка. Результатом этой ситуации является то, что мы киевский завод уже останавливаем, так как не можем привезти продукцию", – сказал директор по маркетингу и сбыту группы предприятий в Украине Александр Старченко.
По его словам, киевский завод вынужден приостановить деятельность из-за отсутствия подвижного состава на железной дороге для поставок готовой продукции с завода "Кнауф Гипс Донбасс", размещенного в Соледаре Донецкой области (находится под контролем Киева). "С нашего донбасского завода вывозится 20% продукции, остальное мы не можем вывезти по железной дороге", – сказал Старченко.
Действительно, о положении дел на Укрзализныце свидетельствуют такие цифры: за годы независимости Украина приобрела всего около 100 локомотивов. При этом в 1991 году ее парк составлял 1910 электровозов и 4210 тепловозов. На начало 2015 года на Украине осталось 1720 электровозов и 2152 тепловоза. При этом далеко не все наличные локомотивы способны работать. Например, по мнению главы «Infoline-Аналитики» Михаила Бурмистрова, из наличных электровозов на Украине реально в строю лишь около 1200 локомотивов, а из дизельных – не более 1400 единиц.
Не многим лучше ситуация с грузовыми вагонами (да и с пассажирскими, но они за рамками темы этой статьи). Укрзалызныця не справляется с перевозками зерна в приморские порты, что срывает экспортные поставки – а ведь на доходы с рекордного урожая возлагаются большие надежды, с большими проблемами сталкиваются металлурги, несмотря на падение производства в этой отрасли. И что характерно, проблемы «вылезли наружу» (до этого железнодорожники в целом обеспечивали функционирование украинской экономики без особых нареканий) с приходом на Укрзалызницю «высокоэффективного» реформатора из Польши Войцеха Бальчуна.
А если коллапс, контуры которого уже отчетливо просматриваются, на украинских железных дорогах все-таки наступит, не спасет и автотранспорт.
Качество украинских автотрасс общеизвестно, а некоторые из них и вовсе уже превращаются в труднопроходимые «направления» (к примеру, трасса Николаев-Кировоград) и у правительства нет средств для её восстановления.
А к уровню её состояния приближаются и другие магистрали, во многом из-за повышенной нагрузки от большегрузного транспорта (тех же зерновозов). Т.е. и «шоссейный» коллапс в обозримой перспективе нельзя исключать – точнее, пока не видно за счет каких средств его можно было избежать. Показательно, что практически все «кабеленамоточные» предприятия размещаются на Западной Украине, поближе к границе.
И, наконец, последний, личный «штришок». В херсонском микрорайоне, где я обитаю последние двенадцать лет, все это время работало отделение банка «Райффайзен Банк Аваль». Как известно, это один из крупнейших банков Украины, принадлежащий австрийскому Райффайзен Банк, в свою очередь, одному из крупнейших финансовых учреждений Европы, давно и плотно работающему на постсоветском пространстве.
И вот это отделение закрылось, а мне, как клиенту, пришло SMS-уведомление, что по всем вопросам нужно обращаться в отделение, расположенное в другом конце города. Причем речь идет не о закрытии до «лучших времен» -- на помещении бывшего отделения повесили объявление о продаже. Т.е. крупнейший банк западного капитала свою деятельность на Украине если не сворачивает полностью, то значительно сокращает и это «всерьез и надолго». Очевидно, что его аналитики пришли к выводу, что на Украине в обозримой перспективе, извините, ловить нечего. Такие вот дела.
Александр ФИДЕЛЬ
http://www.2000.ua/blogi/avtor ... v.htm