Закат похож на таракана


 [ Сообщений: 76 ]  Стрaница Пред.  1, 2, 3, 4  След.
Автор  
 
Сообщение  
Старожил
Аватара пользователя

Регистрация: 23.08.2014
Сообщения: 6831
Благодарил (а): 92 раз.
Поблагодарили: 124 раз.
СССР
Фидель писал(а):
никогда рэп не слушал. но один тут понравился.

Расцвет был где-то в начале 2000-х. Сейчас совсем всё печально, за редким исключением. Стёб над рэпом смотрится круче, чем оный.

phpBB [media]

_________________
Когда не знаешь, что искать, то находишь жареные парадоксы.

   
  
    
Теги
Закат похож на таракана
 
Сообщение  
Ветеран

Регистрация: 20.08.2014
Сообщения: 26582
Откуда: РФ
Благодарил (а): 3 раз.
Поблагодарили: 449 раз.
Россия
Фидель писал(а):
одиноко тебе? поговорить хочешь?.))

вот вижу, что тянешься к общению

Дурень Ромуальд думкой богатеет :rzach:

   
  
    
 
Сообщение  
Ветеран

Регистрация: 20.08.2014
Сообщения: 26582
Откуда: РФ
Благодарил (а): 3 раз.
Поблагодарили: 449 раз.
Россия
Бендер писал(а):
Сейчас совсем всё печально, за редким исключением. Стёб над рэпом смотрится круче, чем оный.

И слава богу)

Изображение

   
  
    
 
Сообщение  
Старожил
Аватара пользователя

Регистрация: 31.08.2014
Сообщения: 7444
Благодарил (а): 82 раз.
Поблагодарили: 181 раз.
Фидель писал(а):
Трамвайный хам писал(а):
Фидель писал(а):
такая же ситуация, кстати, и с фильмом левиафан получилась. каждый увидел что смог. в силу собственной ограниченности.


Звягинцев замечательный художник, только к нему в данном конкретном случае есть оч большой вопрос - почему действие Левиафана происходит именно в России, тогда как действия остальных его фильмов разворачиваются в какой-то абстрактной нейтральной стране. Случайность? Не думаю. Как не случайность и то, что фильм всячески раскручивался либероидным СМИ.

а мне как раз не нравилось, что предыдущие фильмы звягинцева шли без конкретной географической привязки. я за то, что бы культурный контекст был завязан на Россию.
А зачем нужна эта привязка?

Раньше Звягинцев снимал без привязки к какой-либо стране. Хотя Елена тоже привязана к России. А тут пасквиль получается.

   
  
    
 
Сообщение  
Старожил
Аватара пользователя

Регистрация: 31.08.2014
Сообщения: 7444
Благодарил (а): 82 раз.
Поблагодарили: 181 раз.
Та вапще споли все это, рок-н-ролл мертв и все такое... Когда был написан первый вальс бы ажиотаж, конечно. Прошло хер знает сколько времени, ажиотаж спал, но вальс как жанр остался. Так же и с роком. И классиков рока будут вечно помнить, как помнят сегодня Штраусса.

   
  
    
 
Сообщение  
Ветеран

Регистрация: 01.09.2015
Сообщения: 27092
Благодарил (а): 134 раз.
Поблагодарили: 438 раз.
Бендеру респект.

Фиделя я бы не слушал - он врач по титькам, но не музыкант. Но самое страшное не это. Он пишет неграмотно. Это млять катастрофа для человека публичного. На месте бабцов я бы бежал от такого врача, закрыв лицо руками и протяжно крича от ужаса на звук "а".

А статья Сёмина, с которой начата ведко - очень хорошее исследование - хоть и не полнообъёмное. Да и ленинградский рок-клуб - это было на моих глазах. Где-то в районе улицы Рубинштейна недалеко от Невского. Вот там была не то что кислотная атмосфера, то есть, наркотическая - а это была царская вотка, смесь наиболее агрессивных кислот, которая разъедала любое золото.

Что же такое Цой и Гребенщик? Первый - чурбан, даже генетически неспособный воспринимать музыкальную культуру европейского типа. Гребенщик - еврей, про которых мы знаем достоверно - они заведомо бездарны.

Что же остаётся? Понты. Вечные и непреходящие понты - о которых так метко говорит автор статьи. Понты были у них. Они есть и у Фиделя - ничтожества, которое даже не научилось писать грамотно, но берясь важно рассудить о музыке и прочем.

   
  
    
 
Сообщение  
Старожил
Аватара пользователя

Регистрация: 18.08.2014
Сообщения: 5117
Благодарил (а): 1 раз.
Поблагодарили: 96 раз.
ваащета закат больше похож на мандавошку.. Зудит.

   
  
    
 
Сообщение  
Старожил
Аватара пользователя

Регистрация: 18.08.2014
Сообщения: 5117
Благодарил (а): 1 раз.
Поблагодарили: 96 раз.
А Коля, которое Мачача, ваще иблан тупой. Лабай свои семь нот и не отсвечивай.

   
  
    
 
Сообщение  
Ветеран

Регистрация: 01.09.2015
Сообщения: 27092
Благодарил (а): 134 раз.
Поблагодарили: 438 раз.
Волегчег тоже известная сскатина - и тоже неграмотная. Их 12 нот, а не семь. Переведи слово слово "додекафония", которое так любили бездарные евреи-халявщеки в 30-40 гг 20-го века Шёнберг, Берг и другие. Узнаешь, сколько же нот на самом деле.

Один из моих препов по истории музыки, Митрий Митричь Воробьёв, чистокровный рыжеволосый грузин и отличный пианист, очень увлекался додекафонистами. Правда, потом Митричу потом поставили диагноз "шизофрения" и определили в психиатрическую лечебницу. Любой свихнётся, пытаясь найти гармонию и логику там, где её никогда не было, а только всегда воняло носками австрийских евреев-халявщеков.

Но не об этом речь. Яндекс в зубы - и вперёд.

   
  
    
 
Сообщение  
Старожил
Аватара пользователя

Регистрация: 18.08.2014
Сообщения: 5117
Благодарил (а): 1 раз.
Поблагодарили: 96 раз.
Коля. мне апсалюна похрен каой дефекацией ты увлекаешься. Я немношка в курсе аб искусственности нотного ряда, что не делает меня приверженцем усяких истественных звуков издаваемых тобой.

   
  
    
 
Сообщение  
Ветеран

Регистрация: 20.08.2014
Сообщения: 26582
Откуда: РФ
Благодарил (а): 3 раз.
Поблагодарили: 449 раз.
Россия
Не смешите мою пентатонику!

   
  
    
 
Сообщение  
Ветеран

Регистрация: 01.09.2015
Сообщения: 27092
Благодарил (а): 134 раз.
Поблагодарили: 438 раз.
Волегчег, пусть рванёт твой пукан!

эпиграф


ЛОБОТОМИЯ В СТИЛЕ РОК - окончание

Весной 1996, незадолго до президентских выборов, один наш знакомый, игравший в местной группе, решил закончить выступление дерзкой фразой: "Ельцин, пошел в ж@пу!" Не успели музыканты зачехлить инструменты, как отважного рокера уже учили жизни в подсобке благодарные "слушатели" с крепкими кулаками и очень убедительными корочками. "Не ходил бы ты, Ванёк, во солдаты". Знакомый отделался переломами и ушибами, а вся тусовка быстро смекнула — шутить про Ельцина перед голосованием не стоит. Шутим лучше про Ленина.


.

Вот шутить про Ленина можно было сколько угодно. Никто не сломал бы тебе ребра, а зал, напротив, всегда реагировал бы с восторгом. Можно было открыть клуб с названием "Ленин". Можно было установить бюст Ленина, украсить его презервативами или стрелять по нему из пневматического ружья. В крайнем случае в дверях нарисовалась бы группа потешных, ободранных пенсионеров, которые, налакавшись валокордина, проклинали бы тебя на все лады. Я окончательно понял это, когда наша горе-группа решила замиксовать не реабилитированный еще гимн Советского Союза с известным хитом Guerilla Radio. Полупьяный зал, состоявший из малолеток и патлатых ветеранов, визжал, прыгал, скакал, вместе с нами пародировал гимн на все голоса. А я понемногу начал осознавать, что участвую в каком-то жутком непотребстве, которое сам же и придумал.

.

Как вытекает кровь из пробитой головы, так и 90-е закономерно вытекли из 80-х. И чем больше было этой крови, тем заметнее становился диссонанс между тем, о чем пели патентованные бунтари-рокеры, и тем, что творилось вокруг — на улицах больших и малых городов. Демократическая революция уже победила, расстреляла из танков, сожрала и даже переварила своих детей, а рокеры все продолжали нудить про "не спеши ты нас хоронить", словно на Лубянской площади по-прежнему торчал не мемориальный камень, а угрюмый железный мужик.

.

Деградация приняла лавинообразный характер. Отражалось это на всем, не только на музыке, конечно. Каждое новое поколение, выпускавшееся из школ, оказывалось на порядок глупее предыдущего.

Поколение 80-х — эти язвительные и дерзкие ниспровергатели Совка — выглядели на студенческих капустниках настоящими виртуозами слова, недосягаемыми для нас гениями. В 90-е в вузы повалили откровенные дебилы, но спустя год даже эти дебилы начинали казаться вполне себе интеллектуалами — на фоне следующего поколения дегенератов. Перешибить инерцию советского образования, советского мышления, конечно, было не так просто. И вот эта инерция, а также предчувствие неотвратимого, но почему-то задерживающегося капиталистического завтра, действовали как анестезия — не позволяли многим осознать, в какую пропасть мы валимся.

И даже когда наши города обросли гранитными кладбищами, принявшими в себя сотни тысяч здоровых мужчин; когда пули засвистели над центральными площадями; когда унитазы в школьных туалетах забились шприцами; когда каждая собака обязана была иметь крышу, чтобы выжить; когда после Абхазии, Осетии, Ингушетии дошел черед до Чечни — даже тогда у огромного количества людей все еще сохранялась вера: ну чуть-чуть, ну еще чуть-чуть и заживем по-новому, по-правильному. Как "у них". Вера эта теплилась вплоть до 1998-го, наверное. В крайнем случае, до весны 1999-го.

.

Это время, 90-е, стало эпохой обвального банкротства всего, что называется сегодня русской рок-музыкой. Парадокс, казалось бы. Натянутые, как струны, нервы перворокеров делали их отзывчивыми ко всем бедам и чаяниям советского общества, помогали высвечивать язвы и червоточинки социалистической системы, бороться с угнетающей свободу государственной машиной.

Но начиная с августа 1991-го эти же самые нервы почему-то провисли и потеряли чувствительность к язвам, бедам и чаяниям. Некогда острое зрение притупилось. Слух тоже. Всесильный враг испарился. Голиаф рухнул к ногам Давида. Ответственность за будущее лежала теперь на Давиде. Капитанский мостик свободен, куда плывем, шеф? А вот к этому-то ни рокеры, ни их горячие поклонники из числа младореформаторов готовы не были совершенно. Поэтому Давид, чтобы не потерять аудиторию, а вместе с ней и средства к существованию, продолжал размахивать кулаками и... правильно, гоняться за Лениным. Это просто, безопасно, а главное — выгодно.

.
Дальше. Пану Зюзе и Москалю з Батькивщины читать всё так же обязательно
Союза не было, но на концертах звучали старые гимны, старые рефрены. Все те же "черные фары у соседних ворот". Впрочем, появилось и кое-что свеженькое. Вслед за питерской и московской волнами рок-музыки на страну с полной силой обрушилась волна уральская. К этому обязывали и географическое положение, и высокий статус Екатеринбурга как колыбели ельцинской демократии. Коммерчески успешным проектом стал Наутилус Помпилиус, а еще спустя некоторое время всех нас накрыло Агатой Кристи. Однако если Илья Кормильцев продолжал увлеченно ковыряться в том, что музыкальные критики называют "внутренним миром человека", то Агата Кристи привнесла новизну:

.

Напудрив ноздри кокаином,

Я выхожу на променад.

И звезды светят мне красиво,

И симпатичен ад.

(Агата Кристи, Опиум)

.

Каждая икона массовой культуры является проекцией неких происходящих с обществом процессов.

Поэтому 80-е с их видеосалонами, кооперативами, драками и восточными единоборствами требовали Цоя и получили Цоя. 90-е познакомили широкую аудиторию с героином, ханкой, джефом, винтом, экстази, лсд. Они требовали Агату Кристи и получили Агату Кристи.

Именно в 90е, после нашего позорного ухода из Афганистана и жуткой гражданской войны в Таджикистане, заработал канал валовой переправки наркотиков в Россию. Поп-культура должна была отражать эти перемены, и она, как могла, отражала. Я абсолютно уверен, что в 90-е и рок, и попса синхронно и слаженно работали на одну цель — максимальную популяризацию наркотиков.

.

Если же говорить о наркотической эстетике, то и тут пригодилась уже обкатанная в 80-е технология адаптации западных образцов к российским реалиям. Так же как Цой в свое время, Братья Самойловы предложили стране собственное прочтение творчества группы Cure. Но кто в России слушал Cure? Агату Кристи слушали все. Это был тонкоголосый, визглявый, беспросветный депресняк, знакомый миру, наверное, со времен Оскара Уайлда или Эдгара По. Общая идея: "Ничего не хочу, все — тлен, все помрем".

Эпохе постсоветского упадка "Декаданс" Агаты Кристи соответствовал идеально, как соответствовали русскому военно-революционному лихолетью все эти бесчисленные мережковские и гиппиусы. А преобладание кислотных синтезаторов, искусственных басов и ровной, пульсирующей бочки делало подобную музыку совершенно незаменимой для дискотек и того, что называлось рейвами.

Скептики брюзжали из углов — мол, рок ли это вообще и позволительно ли рокерам косить бабло с таким размахом? Однако голоса поборников "чистого рока" быстро утонули в мощной наркотической симфонии 90-х. Справа от Агаты набирали обороты Макс Фадеев и Линда:

.

Ма-ма, ма-марихуана,

Ты ее не трогай, лучше без нее.

(Линда, Марихуана)

.

Слева от Агаты заряжал всенародно любимый Мистер Кредо (Александр Махонин):

.

Бола-бола, каждый вечер он зовет моя душа.

Бола знает: в этом мире правит джэф и анаша.

На игла садится шило, и назад дороги нет.

Бола-бола - моя сила, бола-бола - моя смерть.

(Мистер Кредо, Бола-Бола)

.

Не надо только заводить старую шарманку о том, что рок и попса это разные вещи. Это одно и то же. И с музыкальной точки зрения (любую Алену Апину можно переделать в грайндкор, любой Cannibal Corpse — в Алену Апину), и с точки зрения кассовых сборов, а главное — с точки зрения карманов, в которые эти сборы попадают. Так вот 90-е это, конечно, прежде всего деградация, наркотики и смерть. Все, как обещал Цой, собственно говоря. Вот тебе война. Вот эпидемия. Вот снежный буран. "Ворона" Линды, "Опиум" Агаты, "Крылья" и "Титаник" Наутилуса. Упоение смертью. Смертью отдельного человека — будь то Анатолий Крупнов или Александр Козлов, или смертью народа, государства, цивилизации.

.

Логика явно отсутствовала. Вроде бы строим процветающее капиталистическое общество. Почему же тогда заводы разрушены, подъезды переполнены наркоманами, а трассы проститутками? Почему от свободы разит аммиаком, как из лифта с оплавленными кнопками этажей?

Первой отрезвляющей пощечиной стал декабрь 1994. Все-таки про октябрь 1993 народ из передач Сванидзе народ мало что усвоил. Ну бузят у них где-то там, в Москве. А вот картинка из сгоревшего Грозного касалась каждого города, каждой деревни, где был военкомат. К ельцинскому марафону "Голосуй, а то проиграешь" 1996-го страна уже насмотрелась и на площадь Минутка, и на Буденновск, и на ростовский морг. Всем хотелось думать, что это просто какая-то ошибка. Сбой в составленной юными академиками и профессорами программе экономических преобразований. Массовая культура упорно молчала. Только юродивый Юра мог вывалиться где-нибудь с гитарой на сцену, чтобы пропеть, как и в 1993:

.

"Правда на правду

Вера на икону

А земля да на цветы.

Это я, да это ты."

(ДДТ, Правда на правду)

.

Где правда, какая икона, какие, в бога душу мать, цветы? О чем он вообще? После казней заложников, после первых терактов, после физиономий Яндарбиева и Масхадова в каждой новостной программе стало понятно, что кто-то кого-то крупно нагрел. Уже в 2000-х один из бывших вице-спикеров Госдумы, о котором мы снимали сюжет, расскажет мне шепотом, что Зюганов вообще-то выиграл те выборы. Не "по слухам", не "может быть", а выиграл по данным ЦИК.

Но отказался от своих результатов по ряду обстоятельств "непреодолимой силы". Народ же, запуганный массированной агитацией (листовка "купи еды в последний раз" персонально в почтовый ящик, увещевания "знаменитостей" из любого утюга), купившийся на подсунутого ему Березовским бравого генерала Лебедя, через два месяца получил в морду Хасавюрт.

А рокеры, участвовавшие в "Голосуй или проиграешь", по сути дела помогавшие Семибанкирщине устроить российскому капитализму аортокоронарное шунтирование, мигом попрятались по углам.

Я был на тех ельцинских концертах и прекрасно помню, какие нынешние рок-динозавры в них поучаствовали. Обратите внимание, и сегодня наиболее преданными поклонниками рок-музыки остаются состарившиеся семибанкирчики вроде Коха с Чубайсом. Рокеры отвечают им взаимностью. Не диво. Ведь многие "бунтари" годами были надежно вписаны в рекламные бюджеты СПС.

Как бы то ни было, 1997 оказался точкой излома. Стало окончательно ясно, что рокеры со всей их отвлекающей дребеденью это лишь фоновое сопровождение для убийства страны. Они не собираются петь о войне, о пленных, об отрезанных головах. Они не собираются петь о приватизации и обнищании. Они не собираются петь о всевластии преступных группировок. Они не собираются петь о тех, кто сделал все это возможным. Как и в 1987 году, их по-прежнему интересует только дедушка Ленин. Ну или какой-нибудь отвлеченный Яблокитай. Почему? Вы все правильно поняли. В первую очередь потому, что они получают бабки от тех, кого русская катастрофа абсолютно устраивает.

.

Кстати, ни один крупный рок-фестиваль в 90-е не проходил без спонсорской поддержки авторитетного пивзавода или уважаемой табачной фабрики. Иногда ликеро-водочные деньги разбавлялись деньгами от заходивших на новый рынок производителей средств контрацепции. Все это неминуемо приводило к тотальной, скотской пьянке по периметру каждого стадиона, каждого дворца спорта. Никто, наверное, уже не помнит популярное в 90-е пиво "Амстердам-Максиматор", три банки которого убивают лошадь? А я вот очень хорошо помню себя, на снегу перед "скорой помощью", после очередного мега-концерта, в компании десятков таких же сопливых искателей рок-приключений.

.

Впрочем, постепенно и у самих рокеров, конечно, начали отслаиваться шаблоны. Наш гитарист, великий поклонник "Алисы", как-то вернулся после интервью с Кинчевым и объявил, что "Костя сошел с ума". На протяжении разговора не снимавший черных очков Костя уклонялся от всех вопросов и как заведенный повторял одну фразу — "нам всем надо в храм, в храм, просить прощения, а перед этим — в баню, где мы должны отмывать душу." Примерно с этого времени начался другой Кинчев и другая "Алиса", о которых я предлагаю поговорить в заключительной части "Лоботомии".

Вроде бы пробовал отвлечься от борьбы с ненавистным совком и Юра-музыкант. Но проблема Юры в том, что он не владеет русским языком. Поэтому из его песен про войну было нельзя понять решительно ничего. Юра против войны? Юра за войну? Юра вообще кто и за кого? Как в 1997-2000, так и теперь, Юра и все ему подобные остаются борцами за хорошее против плохого. При этом ни одного внятного критерия, помогающего отличать одно от другого, они до сих пор не предложили. Вот почему не стоит ждать, что кто-то из них посетит Новороссию с концертами.

.

Очень кстати и вовремя к середине 90-х до России докатилась еще одна музыкальная волна. Альтернативная музыка. Альтернатива или инди-движение (indie, independent) выросли из очередного конфликта отцов и детей, совпавшего на Западе с окончанием Холодной Войны. Поколение отцов воевало во Вьетнаме, зажигало под длинноволосых и обкурившихся Цепов, Дорзов, под размалеванных и жирных Киссов и Ганзов, под смешной рычащий Мановар. Поколение детей увидело экономический кризис 1987-го года, депрессию, а потом — внезапный триумф Западной потребительской культуры. Гибель СССР обессмыслила их жизнь. Стало некого бояться. Заросла тропинка в бомбоубежище. Поколение Х задохнулось от внезапно свалившейся на него свободы и такого же внезапного клинтонского изобилия. Для детей "детей цветов" рок уже не был никакой революцией, это был пахнущий родительской рвотой мейнстрим. Появилось первое поколение, которое хотело могло с уверенностью сказать — я ненавижу рок.

.

Sell the kids for food

Weather changes moods

(Nirvana. In Bloom)

.

С точки зрения музыки и стиля "альтернатива", заявившая о себе как об антироке, это, конечно, убогая попытка нагадить в ботинки Ричи Блэкмору, Ингви Мальмстиму или Джимми Пейджу. Мы — простые парни из этого квартала. В чем грузим коробки в Costco, в том и играем. Ни к чему нам ваши хайры, кожаные лосины и забубенные соло-партии. Мы смеемся над вашим тейпингом и флажолетами. В наших песнях, может быть, не три аккорда, как в ваших, а всего один, зато в них есть "правда". "Правда" жизни. Внебрачная дочь панка, альтернатива с самого начала противопоставила себя обществу, провозгласив вместе с лидером Nirvana Куртом Кобейном — "Кругом одни продажные сволочи. Я ненавижу себя, я хочу умереть". В 1994, подав пример многим поклонникам, Кобейн разобрался с собой с помощью героина и охотничьего ружья. Для полного счастья постсоветской России не хватало только такого символа. Она с радостью его приняла. К середине 90-х лишь убогие отщепенцы у нас продолжали косить под Виктора Цоя. Продвинутые музыканты подражали Soundgarden, Pearl Jam, Alice in Chains, Smashing Pumpkins. Лишь спустя многие годы я огромным удивлением узнал, что напрасно искал в текстах Nirvana высокий поэтический смысл. Они на 3/4 состоят из наркоманского сленга. The water is so yellow, I'm a healthy student — просто намек на обязательный для учеников проблемных американских школ тест на наличие следов опиатов в моче. Вскоре и в наших школах такие тесты стали обыденностью.

.

Да, конечно, не стоит забывать и о том, что весь "культурный" мир в этот момент пудрил ноздри вместе с Квентином Тарантино, повторял вместе с героями Trainspotting:

.

Выбери жизнь. Выбери работу. Выбери карьеру. Выбери семью.

Я не выбрал выбирать жизнь. Я выбрал что-то другое. Причина? Кому нужны причины, когда у тебя есть героин?

(Trainspotting)

.

Любопытно, что неопытной России кое-кто заботливо помогал не отстать от мейнстрима. У нас в городе на день американской независимости звездно-полосатое консульство устраивало бесплатные просмотры "Криминального Чтива", а Британский Совет, пачками отправлявший школьников за границу, в разгар чеченских событий развлекал детей концертами этно-террористической группы Fun-Da-Mental. Но это, разумеется, была чистая филантропия. Культурный обмен. Так ведь?

.

Еще одним "достижением" 90-х в рок-музыке стала легализация гомосексуализма. Вообще говоря, феминизация общества, феминизация массового сознания и так шла полным ходом, в прямом соответствии с любым учебником по психологической войне. Чтобы одержать верх над противником, его необходимо демотивировать, сломить его волю к сопротивлению, обабить. Это был аккуратный, но абсолютно последовательный процесс. И опять, изучая декаданс 90-х, можно наткнуться на множество параллелей с декадансом 1914-1918, с его морфинизмом и тягой к извращениям. Сначала "Я оптимист, а оптимист, я гетеросексуалист" — затянули братья Самойловы (затянули так, что разумный человек никогда бы не мог заподозрить в них гетеросексуалистов). А чуть позже настоящим прорывом для гомосексуальной темы стало восшествие на музыкальный Олимп группы "Мумий Тролль". Народ, я никого не хочу обидеть, но не надо тут рассказывать о скрытых в творчестве Лагутенко высоких мотивах.

.

"Кот кота ниже живота

Водку любишь? Это трудная вода."

(Мумий Тролль. Кот Кота)

.

Это, кажется, был первый клип МТ на ЦТ. Напомаженный Лагутенко в нем скачет в латексных штанах. И когда сегодня этот персонаж мурлычет про "йогуртом по губам", в сущности, неважно, какой он там на самом деле ориентации. И интонации, и сценический имидж, и тексты совершенно однозначно снимали в массовом сознании табу с некогда запретной темы. Кстати, и пресловутую статью УК либералы, боровшиеся с совком, оперативненько и очень ко времени отменили. Наркотизация и педерастизация. Через Трейнспоттинг и тарантиновское Чтиво, через моментально разлетавшиеся в провинции Птюч и ОМ, через прочую замануху для дурных, незрелых голов.

Справа в том же направлении ударно работали какой-нибудь беззубый Шура или Оскар, слева — Ночные Снайперы и Гости из Будущего. Ну а дальше — понеслась душа в рай. Еще раз — я не утверждаю, что Лагутенко сделал гомосеками всех, кто слушал "Морскую". Но я своими глазами видел, как нормальные с виду парни начинали косить под "Мумика", рисовать перед концертами брови и отращивать челки.

Ну вот спросите себя, что такое призыв "Утекай", обращенный к миллионной аудитории? Любая массовая культура — большой обезьянник. Столичная группа передирает иностранную. Провинциальная группа передирает столичную. Цепная реакция. И вот представьте — в такую электрическую цепь посылается сигнал — Утекай! Кстати, это одна из причин, по которым наш ныне покойный коллектив старался держаться за километр от всех подобных подражателей. У нас в какой-то момент была даже собственная телега "Утекай", посвященная описанному выше феномену. Уж простите за низкий стиль, но лоботомия так лоботомия:

.

Умирает страна, собирай чемоданы

В Чечне режут глотки, в Лужниках играет Чайф

Умирает страна, какой-то п;;дор с экрана

Уже шепчет тебе в ухо — утекай!

.

Тут можно много чего добавить. И про поющую на радость Абрамовичу Земфиру, и про других представителей того же самого зоопарка. В какой-то момент я начал лихорадочно шерстить свою фонотеку, искать в дорогих мне треках хоть что-нибудь, что отражало бы реальность, реально происходящие за окном события, что-то, что можно было бы хоть как-то соотнести с действительностью, чтобы выбраться из этого безумия. Но нет, 9 из 10 коллективов продолжали петь о какой-то абстрактной ерунде, о взаимоотношениях полов (кровь-любовь), о звездах, судьбе и прочих межгалактических категориях, о вывернутых кишках и сухожилиях (всевозможные death-black-doom металлисты и прочие ненормальные бродили по местным кладбищам и разрывали могилы), о бутылке кефира и половине батона. О том, что наша страна катится в пропасть, ясным, понятным языком не пел практически никто. Только рок-пенсионер Кормильцев сообщал, что "пришел попрощаться с нами и нашим кораблем", да из Питера иногда доносился грохот Кирпичей:

.

Сегодня я гуляю, меня выгнали с работы

Денег не дали, выпить охота

Кинули, кинули, меня на деньги кинули

Развели на деньги и по морде двинули.

(Кирпичи. Байка)

.

Возможно, этих исключений больше, но я нашел только два. В 1996 у питерской группы Текиладжаззз (любимой группы аффтара, должен раскрыть наконец карты) вышел альбом "Вирус". На мой взгляд, это главное, что сделал в своей длинной музыкальной жизни Женя Федоров, однофамилец известного депутата-цоефоба. И хотя Женя сегодня — человек болотного или околоболотного настроения, в 90-е он воспринимался совершенно иначе, хотел он сам того или нет. "Вирус" прошелся практически по всем темам, о которых тогда было принято молчать:

.

Старый попугай орет, что "есть такая буква"

Это — в минус.

С золотой каретой едет черная машина.

Это — в минус.

В Марьино малина лупит бархатную клюкву

Это — в минус.

Жиголо с Фонтанки едет к б...ди из Берлина

Это — в минус.

Вирус! Вирус! Вирус.

(Вирус)

.

Вот пуля просвистела, улетела, мой товарищ упал

И не было ей дело до того, что он хрипел и стонал.

(Ага)

.

А пока входили в город именитые войска,

Девки брили себе череп от лобка и до виска,

"Новый русский" бриллианты доставал из сундука,

А после хвастался подруге, что купил у Собчака

Полевые командиры посчитали: раз, два, три,

А по ТВ миссионера распирало от любви,

"Зелёные" жевали шоколадки sugar free,

А "голубые" в ночном клубе танцевали до зари.

(Бей, Барабан)

.

Меня не спросят, меня на месте бросят,

Улетят бухать на острове Кипр.

Пока не вспомнят про то, что рыба тонет

И про мой универсальный калибр.

Ухожен и промазан, я черен, зол, тяжел

Курок - боек, предохранителя нет

Привык работать - два выстрела и рвота

Ну сколько там тебе было лет?

Не помню. Не помню.

(Пистолет)

;

Вторым исключением стали наши хорошие знакомые, группа Смысловые Галлюцинации. Да и вообще вся тусовка, выросшая вокруг них, вокруг общаги екатеринбургского архитектурного института и открытого в ней клуба J22. Народ в J22 числил себя под "альтернативой", конечно. Слушал всякое Faith No More и постоянно издевался над роком. Где-то рядом была Чичерина.

Где-то забытая теперь группа "Голый ПистАлет", менявшая имидж раз в сезон сообразно конъюнктуре и крутейшим образом троллившая каждого нового мумийтролля. Но, конечно, главным заводилой оставался Буба, лидер СГ Сергей Бобунец. В его поведении было очень мало философии, а тем паче поэзии. Он, непроизвольно, наверное, создал тот единственный сценический тип, которого и заслуживали 90-е. Назовем его условно поющим гопником. Поющий гопник — пацан с района, которому не хватает ума и слов, чтобы выразить свое отношение к происходящему вокруг ужасу. Но его ужас реален, правдив и естественен.

Он не содран с Роберта Планта или Роберта Смита, он абсолютно аутентичен, как написал бы высоколобый критик. Аутентичен, как спортивный костюм и кроссовки Adibass. Весь его вид — медицинский диагноз. И ему самому, и обществу, в котором он живет. И, в принципе, было понятно, почему — когда на сцену местного рок-клуба поднималась очередная порция идиотов в футболках "Металлика" и принималась подметать гривами пол — Буба мог схватить бутылку и запустить ее на сцену, как гранату. За этим неминуемо следовала потасовка, в которой тоже при желании можно было бы разглядеть какую-то драматургию смыслов, борьбу эстетических концепций. Возможно, была там и драматургия. В текстах ранних СГ (а слушать у них надо, по совести, только один альбом) постоянно обыгрывалось "творческое наследие" рокеров, передавались злые, задиристые, постмодернистские "приветы" Бутусову, Гребенщикову, Шахрину и всей честной компании.

.

Потом я встретил какую-то женщину,

Я ел бутерброды и читал ей стихи.

Пил вино и орал, что гребЕнщиков

Х сосал у меня, что они все — м...ки..

(Я хочу есть)

.

И мы поднимемся в тамбур, предъявим билет

Вагон заскользит и поедет отсюда

Мы оставим любовь и пустую посуду

"И те, кто нам верил, посмотрят нам вслед"

И вот колеса звенят как звенели стаканы

Вино набирает свой ход оборотами

Мы едем в чужие теплые страны

От смерти бежим, как козлы — огородами

(Прощание со Свердловском)

.

Но, конечно, "вершиной" творчества СГ стала песня "Ален Делон", в которой лирический герой 90-х ведет заочный спор со всеми комиссарами русской рок-революции разом.

.

Мы будем жить с тобой в высохшей скважине,

Если нас выгонят из маленькой хижины

Будем промышлять с тобой мелкими кражами

Будем смотреть на всех глазами бесстыжими.

(Ален Делон)

.

В общем, неудивительно, что в Брате-2 у Балабанова, ярчайшего представителя рок-поколения в кино, заглавной музыкальной темой стала песня Смысловых Галлюцинаций "Вечно Молодой" (Вечно Пьяный). В этой строчке — самая точная характеристика всей эпохи, начавшейся с радостного опьянения и закончившейся тяжелейшим похмельем. От оптимизма и восторга первых постперестроечных лет ("Все только начинается", клялась из выпуска в выпуск программа "Взгляд") — к мрачному бодровскому озарению:

.

— Вот скажи мне, американец, в чём сила? Разве в деньгах? Вот и брат говорит, что в деньгах. У тебя много денег, и чего? Я вот думаю, что сила в правде. У кого правда — тот и сильней. Вот ты обманул кого-то, денег нажил. И чего, ты сильнее стал? Нет, не стал. Потому что правды за тобой нет. А тот, кого обманул, за ним правда, значит, он сильней.

(Брат-2)

.

Только вот даже среди рокеров Балабанова, мобилизовавшего на Брат-2, кажется, весь уральский рок-клуб, не нашлось никого, кто мог бы об этом... спеть. Пришлось довольствоваться старым, обращаться к ненавистному совку, доставать из подсобки заплеванный и разрисованный гипсовый бюст:

.

Я узнал, что у меня есть огромная семья—

И тропинка, и лесок

В поле каждый колосок

Речка, небо голубое

Это все мое, родное.

Это Родина моя!

Всех люблю на свете я.

.

Где-то рядом, в том же направлении, но параллельным курсом, двигался еще один протрезвевший — Егор Летов. Правда, двигаться ему оставалось недолго.

Петь обо всем этом, мучительно подбирая слова, предстояло уже следующему поколению. Его нельзя будет назвать рокерским.

Да и новые песни будут не всегда похоже на песни. Собственно, здесь предлагаю поставить очередное многоточие, чтобы в заключительной части "Лоботомии" задать наконец вопрос — может ли популярная, массовая культура использоваться не только для разрушения общества, но и для его защиты?

Может ли этот процесс быть инспирирован сверху? Какой след оставят в массовой культуре поздние 2000-е? Какой новой революции они послужат?

Константин Сёмин

   
  
    
 
Сообщение  
УкроТролль
Аватара пользователя

Регистрация: 18.03.2016
Сообщения: 11380
Откуда: Киев
Благодарил (а): 18 раз.
Поблагодарили: 69 раз.
Украина
Бендер писал(а):
Я бы сказал, шо и рэпа уже нет, хе-хе.
Рэп это композиции индивидов,у которых нет слуха,голоса и умения писать стихи.
Зато у них есть теплые шапочки и кенгурушки.

_________________
Der morgige Tag ist mein.

   
  
    
 
Сообщение  
Ветеран

Регистрация: 01.09.2015
Сообщения: 27092
Благодарил (а): 134 раз.
Поблагодарили: 438 раз.
Надо сказать, что первый пост ветки - это третья часть цикла статей К. Сёмина. Четвёртую, окончательную, я дал выше.

А здесь выложу вторую. Согласитесь, на укрофоруме всё должно быть по-кугутски. Последней будет часть первая.

***

ЛОБОТОМИЯ В СТИЛЕ РОК - часть 2


Содержание предыдущей серии одной строкой: "в 80-е западная рок-музыка использовалась для взлома советского массового сознания и доведения страны до самоубийства. Этот эффект едва ли мог быть достигнут без участия Центрального Телевидения". Некоторые читатели усомнились: разве можно приравнивать гитары и кассетные магнитофоны к таким системным факторам, как цены на нефть, продовольственный дефицит и очереди, Ош и Сумгаит, Спитак и Чернобыль! Можно. И вот почему.

Все то, что усилиями либерального консенсуса принято считать смертельным для СССР диагнозом, это ведь, в сущности, никакой не диагноз. Перенесите его, как трафарет, с 1989-го года на 1947-й. Нужно продолжать? СССР развалился не из-за отсутствия еды, а потому, что была проиграна война мировоззрений. А война мировоззрений была проиграна не без прямого участия импортной и домашней массовой культуры, наиболее деструктивной частью которой была и остается рок-музыка. Поэтому продолжим отслеживать коррозийное влияние рока на советское/российское общественное сознание. С картинками. С примерами. С пояснениями.

Откуда у автора такая дерзость? Кто дал ему право мешать с грязью Гребенщикова и записывать Цоя в агенты ЦРУ? Поверьте, автор в теме. Просто поверьте автору на слово. "Все не так однозначно".

Одно из самых недооцененных изобретений 20-го века — это ударная установка, проще говоря концертные барабаны. Неизвестный умелец, который первым догадался расположить рабочий, бочку, хэт, тарелки таким, кажется, идеальным по компоновке образом, достоин нобелевской премии. Серьезно. Он создал ядерное оружие. Психологическое оружие. До тех пор ритмический рисунок любой песни выступал лишь своеобразным фоном для мелодии. С появлением ударной установки ритм, ритм-секция стали значить в музыке больше, чем мелодия, больше, чем, собственно, музыка, больше, чем текст.
(прим. какламачачи - барабаны майдана помните? А хто нэ скаче помните?)

Секрет любого популярного рок/поп произведения, в сущности, довольно прост. Это повторение. Именно повторение, навязчивое повторное воспроизведение (тактов, куплетов, припева, музыкальных фраз) — вот то, что заставляло девушек на концерте Битлз биться в экстазе. Это и вправду имеет что-то общее с сексом (rock and roll). Грубое, но верное определение: рок-музыка — лучший способ трахать мозги. Этим рок-музыка принципиально отличается от джаза, парижского шансона, классической музыки. Повторное воспроизведение коротких фрагментов — самый эффективный метод погружения человека в транс, упорядочивания человеческой общности. Это справедливо для Агитации и Пропаганды, во все времена основанной на повторном воспроизведении смыслов. Это справедливо для массовой музыкальной культуры. Повторение — мать учения.

дальше.
Ритм-секция— невидимый маятник, чьи колебательные движения настраивают человеческую массу, толпу на нужную частоту. Барабанный рисунок есть постоянный повтор: бочка, бочка, рабочий, бочка, бочка, рабочий и параллельно — хэт, хэт, хэт, хэт, хэт, хэт. Секрет же такого магического воздействия — в одномоментном звучании басового барабана и бас-гитары. У музыкантов есть для этого простое определение — "кач" (сильная доля у баса и барабанов "попадают друг в друга"). Хорошая ритм-секция (сыгранные басист и барабанщик), как сказал один мой знакомый, "бьет прямо в грудь", она обеспечивает 90% успеха любой группы, выступает эта группа на Уэмбли или в дешевом кабаке. Каждый, кто хотя бы раз присутствовал на живом концерте, поймет, о чем речь. Это тоже, наверное, можно объяснить научно. Можно порассуждать о воздействии низких частот на психику.

Но скорее, тут речь о некоем глубинном, подсознательном, племенном инстинкте, доставшемся каждому из нас от доисторических предков, которых звуки там-тамов собирали у первобытных костров. На дискотеке или на стадионе барабаны и бас — мощнейший способ невербальной мобилизации масс, способ заставить сердца биться в одном ритме. Именно поэтому без уличных концертов уже лет 30 не обходится ни одна революция. Американцы довольно быстро поняли, насколько это перспективная штука. После Вьетнама охватившая их общество депрессия вылилась в бесконечные уличные фестивали (вудстоки и пр), каждый из которых можно было считать лабораторией по изучению поведения толпы. Оптимизм вернувшихся с победой бэби-бумеров тогда сменился депрессией и эскапизмом 60х. Все их хиппи, металлисты, панки — проекция, эхо экономических кризисов и войны во Вьетнаме.

Важно: рок-музыка — это диктатура минорных тональностей. Веселые послевоенные битловские облади-облада быстро утонут в нудных, как зубная боль, гитарных партиях Цепов, Перплов, Флойдов. Рок — это, как правило, тоска, недовольство, агрессия. Теперь перенесемся в поздний СССР. Вместо вьетнамского синдрома у русских — афганский. Но суть та же. Депрессия, разочарование, утрата веры в собственные силы и в казавшееся еще вчера светлым будущее. В первую очередь это касается главного революционного сословия — молодежи.

Власть не в состоянии предложить ей убедительную концепцию завтрашнего дня. Власть сама потеряла веру в себя. С этой точки зрения, главная причина гибели СССР, конечно, разложение управленческой элиты, предательство элитой интересов народа, поражение элиты в войне мировоззрений. "Великое рок-н-ролльное надувательство" (термин И.Кормильцева) — следствие такого поражения, а не его причина, конечно. Придурочный хрущевский принцип "догнать и перегнать Америку" при последующих руководителях превратится в не менее идиотскую концепцию "социализма с человеческим лицом" или в абсурдный тезис о "конвергенции двух систем". Эта злосчастная конвергенция и научила советское общество сначала интересоваться, потом уважать, а в конце концов, и любить своего врага. То, что началось с повального увлечения Хэмингуэем (когда Лера Новодворская была еще маленькой), увенчается концертом Металлики на руинах СССР осенью 1991. Я внимательно изучал американскую массовую культуру.

Никогда, ни на одном этапе Холодной Войны американцы не впадали в аналогичную очарованность. Русский (неважно, Толстой, Достоевский или какой-нибудь подзаборный Цой) в их массовой культуре — всегда источник опасности, всегда враг. Так было, есть и будет. Мы же шли по совершенно иному пути. Вспомните ковбоев из "Человека с Бульвара Капуцинов". Вспомните Пола Дика, американского журналиста из "ТАСС уполномочен заявить". Руководствуясь классовым подходом, мы искали и находили в Америке достойных людей, перестав в итоге обращать внимание на недостойных. Вот почему все попытки советской пропаганды дать какой-то ответ влиянию западной культуры сводились в первую очередь к подражанию образцам западной культуры.

Стараясь отвлечь обывателя от боевиков и вестернов, в СССР снимали свои боевики и вестерны. Чтобы отвлечь от рок-музыки, налаживали выпуск одомашненной, стерильной рок-музыки. Вот откуда родом всевозможные "земляне", юрии антоновы и, кстати сказать, макаревичи. Партийные идеологи 80-х были не в состоянии предложить обществу что-то новое, свое, революционное.

Что-то подобное Дунаевскому/Л-Кумачу образца 1937:

Кто привык за победу бороться,
С нами вместе пускай запоет,
Кто весел - тот смеется,
Кто хочет - тот добьется,
Кто ищет - то всегда найдет!

Таким образом, к началу 80-х и советская эстрада встала на путь культурной капитуляции. Это проявлялось во всем. Даже инструменты у гастролировавших по стране маститых эстрадных исполнителей были преимущественно импортными (хотя в СССР существовала целая индустрия по производству музыкальных инструментов и аппаратуры: гитар, синтезаторов, усилителей… все это погибнет в 90-е). Что уж говорить о самой музыке. Надо заметить, изначально у советской эстрады (музыки для масс) были отличные оборонительные позиции. На эстраду работали замечательные композиторы, прекрасные поэты-песенники.

Советская эстрада была сложна, многомерна, интеллектуальна. Оставаясь, в общем-то, низким жанром, она тем не менее тянула человека вверх. Лично мне нужно было пройти все этапы рокенрольной деградации для того, чтобы начать ценить Александру Пахмутову. Дай ей Бог здоровья. Простите их и простите нас, Александра Николаевна! Рок-музыка обошлась со всем этим многообразием так же, как уличный хулиган с интеллигентом-очкариком. Рок отменил любые тональности, кроме какого-нибудь дворового Ля-минора (помните — по возможности, никакого мажора!). Рок отменил любые (свойственные кстати, и русскому шансону, и, конечно, советской песне) размеры, кроме 4/4. Рок на годы вперед впаял нам в мозг американскую схему куплет-припев-куплет.

Тут надо оговориться. Если для американцев этот процесс был в значительной степени закономерен и не противоречил их культурной традиции (сыграйте Metallica на банджо, получите кантри), то для русских наступление рок/поп-музыки означало полное разрушение культурного кода, уничтожение культурной самобытности. Группа Чайф, помнится возмущалась: Нахрена уральский парень занимается тай-чи? А нахрена ты, Володя Бегунов, вцепился зубами в чужую, обслюнявленную губную гармошку? Нахрена твои гитарные риффы звучат так, будто Рабинович напел тебе Джимми Пейджа по телефону? Ты вообще понимаешь, что для любого американца вся музыка группы Чайф — натуральный цирк-шапито? Как китайский панк примерно. Никогда, даже в страшном сне, американец не начнет подражать русскому Ивану, играть на балалайке и ложках.

А мы занимались и занимаемся именно этим до сих пор. Весь "русский рок" - драпчик с чужого плеча. Начиная с 80-х наши вкусы, наши предпочтения стерты и прописаны заново. Это и есть то, что профессор Гарвардского университета Джозеф Най назвал как-то мягкой силой — soft power. Я встречался с Наем в его офисе и мы подробно говорили о том, что это такое, как это работает. Най упивается своей правотой и известностью. Имеет право, наверное, Он верит в непоколебимость американского лидерства. Мне запомнилась фраза: "Рок-музыка и кока-кола сделали для Америки больше, чем ядерное оружие". От "наевского" оружия больше всего пострадала, конечно, наша народная музыка. Но это отдельный разговор.

Итак, к 90-му году в СССР есть четыре центра рок-культуры — Москва, Ленинград, Свердловск, условная Сибирь. Каждый вносит свой, уникальный вклад в разрушение страны. Ленинград — окно в Европу. То есть в первую очередь — канал проникновения фарцы. Здесь интересно привести пример забытой уже иконы советского рок-движения Андрея Панова (Свинья, Автоматические Удовлетворители), родители которого, танцовщики Валерий и Лия Пановы (Шульман) много колесили по свету (в конечном счете, осядут в Израиле). Свинья, как и 99% деятелей рок-движения, не обладал никакими талантами, однако привилегированное положение родителей позволяло ему снабжать тусовку западными новинками и пользоваться в неформальской среде солидным авторитетом. Панов — показательный пример того, как бездарность становится знаменитостью, если быстрее других начинает барыжить подсмотренным за границей музлом, прикидом, стереотипами поведения. Поскольку в СССР не было Джонни Роттена и Сида Вишеза, Андрей Панов становится первым панком на деревне. И проблема даже не в том, что он мочится со сцены в зал или поет о своем желании сдохнуть.

Проблема в том, что до Свиньи это 150 раз сделали на Западе. Свинья безнадежно вторичен. Но посмотрите, с каким почетом этого человека провожают на тот свет центральные каналы российского телевидения в 90-е! Питерский рок-клуб — вообще очень темная история. Этот инкубатор для буйных дегенератов работал, как известно, под бдительным надзором госбезопасности. Чем руководствовались авторы эксперимента? Не напоминает ли это аналогичный опыт с выращиванием олигархов из ранних кооператоров, под чутким контролем тех же органов? Разогнать или просто иначе замотивировать этот клоповник было делом нехитрым. И ничего бы не случилось, земля бы не перевернулась.

Все описанные выше технологии работы с массовым сознанием прекрасно известны "компетентным товарищам", известен их разрушительный потенциал. Почему ничего не было сделано? Как говорится, “меня терзают смутные сомнения”. Кураторы курировали, курировали, да не выкурировали. Питерский рок-клуб подарил стране трех коней советского апокалипсиса: Кино, БГ, ДДТ. Три сивых мерина: Цой, Гребенщиков, Шевчук. Равно бездарные, они тем не менее внесли разный вклад в общее дело. Слово бездарность тут ключевое, мы разберем его позже, когда доберемся до текстов. Как бы то ни было, вегетарианское блеяние про старика-Козлодоева и даже заумное блеяние про "этот поезд в огне" все же мало кому угрожали. Ну не просятся ноги в пляс, хоть ты тресни. То же самое можно сказать о юриных "черных фарах у соседних ворот", положивших начало музыкальной десталинизации. Иное дело — Кино. Вот это были два мощных, два направленных взрыва: Кино и Ласковый Май. Инь и Янь конца Перестройки. На Цое, коль скоро в сотрудничестве с ЦРУ его обвинил сам депутат Федоров, стоило бы остановиться подробнее.

http://www.nakanune.ru/article ... .dpuf

   
  
    
 
Сообщение  
Старожил
Аватара пользователя

Регистрация: 23.08.2014
Сообщения: 6831
Благодарил (а): 92 раз.
Поблагодарили: 124 раз.
СССР
Plant писал(а):
Рэп это композиции индивидов,у которых нет слуха,голоса и умения писать стихи.

Рэперы не поют, они читают (некоторые считывают). А стихи для текстов сейчас уже никто и не пишет. Или набор не связанных между собой рифмованных фраз, или перепевка старых.
Кстати, среди рэперов много с дефектами речи. Картавых, шепелявых, гнусавых. Но им пох.

_________________
Когда не знаешь, что искать, то находишь жареные парадоксы.

   
  
    
 
Сообщение  
Ветеран

Регистрация: 01.09.2015
Сообщения: 27092
Благодарил (а): 134 раз.
Поблагодарили: 438 раз.
Ну, и самая первая статья...

ЛОБОТОМИЯ В СТИЛЕ РОК - начало


Рок-музыка пришла в дом каждого советского человека не через пластинки фирмы "Мелодия", не через распространявшиеся спекулянтами кассеты и бобины, не через ксерокопии журнала Rolling Stone, не через джинсы и кожаные куртки, не через фильмы антисистемных режиссеров с фигой в кармане, не через макаревичей-гребенщиковых. Нет.

Рок-музыка пришла в дом каждого советского человека через Центральное Телевидение. До тех пор подавляющему большинству советских людей было абсолютно параллельно, что там творилось в клубе одиноких сердец сержанта Пеппера. Рано утром граждане самой большой в мире страны собирались на работу, отправляли детей в садики и школы, днем работали на работе, а вечером, возвращаясь с работы, посвящали себя домашним делам, просмотру программы "Время", чтению книг, в общем, чему угодно, только не прослушиванию последнего альбома Black Sabbath. Были, конечно, и те, кто жил иной жизнью. Но, как и сегодня, такие — "продвинутые" — чаще встречались в столицах, чем, скажем, в Новокузнецке или Красноярске. В общем, массовым интерес к рок/поп-музыке до середины, если не до конца, 80-х не был.
.
Все изменилось, когда рухнули переборки цензуры и цветастый, горластый, пенистый поток до краев наполнил советский телевизионный аквариум. В утренних передачах — между местными, международными, спортивными новостями, между аэробикой и прогнозом погоды от Поля Мориа начали крутить музыкальные клипы. Только это были не просто клипы. Это были деревянные клинья в черепную коробку советского человека.
.
Ранее клиповый монтаж вообще отсутствовал в нашей массовой культуре. У нас работали с большими формами и большими смыслами. Продолжительность телевизионного кадра — от 5 секунд. Некоторые выступления звезд советской эстрады сняты одним кадром/одним планом, без монтажных склеек. Все это отражало умиротворенность, равновесность, неторопливость советского образа мысли. Еще момент. Цветной телевизор хотя и не считался редкостью, доступен был все же не каждой семье — многие обходились черно-белыми. Причем по растровым характеристикам и по гамме какой-нибудь цветной Рекорд ВЦ-311 не сильно отличался от монохромной Юности. А следовательно и спектрограмма мира у большинства зрителей была все-таки довольно ровная — без перепадов и скачков.
.
дальше
И вот на этот неподготовленный, но отлично впитывающий холст в 1987-1991 выливаются кубометры безумных, незнакомых, провокационных красок и смыслов. Параллельно происходит еще одна революция — технологическая. В СССР получают распространение видеомагнитофоны VHS (S-VHS). До сих пор мало кто осознает, какую роль (наравне с рок-музыкой) видеомагнитофоны сыграли в дроблении и уничтожении советского массового сознания. По сути дела, была уничтожена монополия Центрального Телевидения на воспроизведение контента. Это раньше любимого фильма дожидались, вычитав в газете время показа и спланировав свои дела так, чтобы не отвлекаться ни на что. С приходом "видиков" каждый превращался в "сам себе Центральное Телевидение". Между прочим, ситуация 1 к 1 напоминает приход в Россию широкополосного интернета, соцсетей, ютуба и прочих прелестей цивилизации. Поставьте тут галочку, и вернемся к клипам.
.
Все помнят, чем отличается VHS картинка? Правильно — яркими, сюрреалистичными, контрастными цветами. Ярко-зеленый, ярко-розовый, ярко-красный. Точно такими же цветами наполнены старинные клипы западных исполнителей — будь то М.Джексон, Iron Maiden или Madonna. Заговоры-заговорами (ни в коем разе не утверждаю, что Мадонна специально помадила губы так, чтоб развалить СССР), но эта цветастая картина мира входила в прямое эстетическое противоречие с в общем-то монохромной нашей повседневностью. Повседневностью, будем справедливы, не советской, а исконно русской — наша часть суши ни в "Медном Всаднике", ни в "Братьях Карамазовых", ни в "Тихом Доне" никогда не могла похвастаться попугайской палитрой. И тут, после регулярного утреннего просмотра клипов западных исполнителей, у советского человека подспудно вызревает новый эстетический запрос. Некоторым хочется солнца покраснее, травы позеленее, неба поголубее. Как у них. Как на Западе, то есть.
.

Может, там веселей и богаче,
Ярче краски и лето теплей,
Только также от боли там плачут,
Также в муках рожают детей.
.
Это группа Воскресение, вероятно, предчувствуя еще в 1981-м, какие настроения охватывают молодежь, пыталась образумить поколение будущих борцов с системой. Но кто слушал Воскресение? Все слушали Машину Времени.

Лица стерты, краски тусклы
То ли люди, то ли куклы
.
И вот к концу 80х по телевизору друг за другом идут клипы, клипы, клипы. В целом процесс соответствовал горбачевскому курсу на слив СССР и вступлению в интимные отношения с "международынми партнерами". Однако в какой-то момент уже трудно было понять — это горбачевщина перекраивает массовое сознание, или массовое сознание заставляет горбачевщину сливать страну еще быстрее? К примеру, когда в 1988 в утреннем эфире на всю страну раз за разом заряжают You're in the Army Now — это связано или не связано с предстоящей в 1989 эвакуацией СА из Афганистана?
.
Тебе говорят — стреляй по всему, что движется,
Палец на курке, но ты понимаешь — это все неправильно.
.
Какая разница, что Статус Кво вроде бы обращаются к американскому солдату? Кто в Союзе (да и сегодня в России) разбирает слова иностранных песен? Шизгара! Главное, что тебя — уникальную, неповторимую личность — заставляют воевать, а ты-то хочешь жить, ты-то желаешь мира! Требуй мира! Вали из Афганистана! Вали из Германии! Семена этого статусквошного пацифизма оплодотворят сознание целого поколения русских рокеров. Один будет петь про "не стреляй", другой про "шар цвета хаки", третий про солдатскую грусть:
.
Так нет, найдем же, блин, куда ввести войска
Вражьи кости нам - как снег под каблуком!
.
А по лесам бродят санитары,
Они нас будут подбирать.
Эгегей, сестра, лезь ко мне на нары
И будем воевать, будем воевать.
.
Они не понимают, что иногда, если не стреляешь ты — стреляют в тебя. Убивают тебя. Твоих близких. Твой народ. Ластиком стирают твою культуру и историю. А ты — условный шевчук, чиграков, бутусов — подыгрываешь этому уничтожению. Не тем, что призываешь к миру. Мир — это здорово. Мы все помним "пусть всегда будет мама". Да только нельзя, как говорил Мао, добиться мира, не взяв в руки оружия. Ты же призываешь к непротивлению злу насилием. Не по-толстовски только, без "Севастопольских рассказов", не предлагая никакой оборонительной стратегии. Ты вводишь своего слушателя в состояние кроткой подопытной мыши. Любой, кто хотя бы отдаленно знаком с теорией психологической/пропагандистской войны, знает: первостепенная задача такого противоборства — феминизировать, обабить, деморализовать противника, заставить его мечтать о мире. Заставить любить своего врага. Здесь ничего не изменилось со времен Сунь Цзы. И поэтому США во время Вьетнамской войны абсолютно закономерно выжигали каленым железом свое домашнее непротивленчесвто. А разные джимы моррисоны и джимми хендриксы своевременно отдавали богу душу от злоупотребления пацифизмом и тяжелыми наркотиками. В крайнем случае к ним приходил их собственный Марк Чепмен.
.
Впрочем, всплеск пацифизма и любви ко всему без исключения человечеству (вытеснившей советскую любовь к трудящемуся человечеству) — это лишь частный, но не единственный пример того, как в 80-е работала кофемолка массового сознания. ЦТ продолжало накачивать беззащитную обывательскую подкорку разрушительными мемами и смыслами. Помните харизматичного Боббми МакФеррина, который с 1988 года напевает "Не парься, будь счастлив!" Это Don't Worry Be Happy ведь точно такой же гимн 90-х, как и какой-нибудь "Бухгалтер" Алены Апиной. Только кто из советских граждан хотя бы раз вдумался в смысл боббиного Don't worry? Кто в 1989 мог представить, что миллионам подражающих МакФеррину советских людей придется почувствовать себя в шкуре его лирического героя?
.
Тебе негде переночевать?
Кто-то занял твою кровать?
Не парься, будь счастлив!
Лэнлорд сказал, ты просрочил платеж?
За неуплату в суд пойдешь?
Не парься, будь счастлив!
.
Помню, что в 90-е по телевизору без конца крутили песню Б.Спрингстина "Улицы Филадельфии" (из фильма "Филадельфия"). Клип, очевидно, воспринимался аудиторией как слепок американской жизни, в которой разноцветные дети играют в салочки, а взрослые мило машут руками друг другу и проходящему мимо рокеру. Между тем, Брюс Спрингстин в этом клипе поет буквально о следующем:
.
Я был избит до полусмерти
Я не мог узнать себя
И свое отражение в окнах
Брат, неужели ты оставишь меня умирать на улицах Филадельфии?
.
И куда же держит путь главный герой песни и один из самых популярных в Америке рокеров? Через трущобы Филадельфии Спрингстин идет к мосту Бенджамина Франклина, мосту через реку Делавер, за которым находится город Кэмден — город нищих, гангстеров и наркоманов, заброшенная корпорациями промышленная столица Восточного Побережья. Самый опасный город в США. Мог ли простой постсоветский человек догагаться, что это не Спрингстин идет к Кэмдену, это Кэмден через телевизор пробирается в его — обывателя — привычную жизнь? Что вскоре такими же кэмденами станут города и поселки на огромной территории от Владивостока до Калининграда?

   
  
    
 
Сообщение  
Завсегдатай

Регистрация: 19.08.2014
Сообщения: 4158
Благодарил (а): 80 раз.
Поблагодарили: 52 раз.
Сходил вчера поплясал.
phpBB [media]

Хорошая была дискотека.

А тут старый пианист, сидящий к публике толстым задом, клеймит советских говнорокеров. Ну какое это все отношение к музыке имеет?

   
  
    
 
Сообщение  
Старожил
Аватара пользователя

Регистрация: 23.09.2014
Сообщения: 8613
Благодарил (а): 258 раз.
Поблагодарили: 633 раз.
Как говорил один мой хороший знакомый, затягиваясь цигаретой "Бонд" з секретом-"Рок-это все фуйня!"- и, прищурив один глаз, включал очередной хит Ларисы Черниковой, довольно выдыхая дымъ сигарет почти з ментолом..

   
  
    
 
Сообщение  
Старожил
Аватара пользователя

Регистрация: 25.10.2014
Сообщения: 5070
Благодарил (а): 12 раз.
Поблагодарили: 156 раз.
Новороссия
Полный бред. Кино уже в 88 году в захолустных райцентрах была популярна. Без всякого промоушна... В Питере, Москве еще раньше. Запрос был у народа на это. Рок тексты того времени, будучи по сути самодеятельностью на порядок умнее западных. С музыкой беда, конечно. Но искать причины развала СССР в деятельности Стингрэй глупо.

   
  
    
 
Сообщение  
Старожил
Аватара пользователя

Регистрация: 25.10.2014
Сообщения: 5070
Благодарил (а): 12 раз.
Поблагодарили: 156 раз.
Новороссия
Антисоветский джаз
Антисоветское танго
Антисоветский фокстрот
Антисоветский твист
Антисоветский рокнролл
Панк, хардрок, хэвиметал, брейкдэнс, ламбада, дэсметал, ска, фанк, ньювэйв и т.д.

   
  
    
 [ Сообщений: 76 ]  Стрaница Пред.  1, 2, 3, 4  След.




[ Time : 0.111s | 18 Queries | GZIP : Off ]