Для начала стоит прояснить, что такое вообще «меметика», «мем» и «меметическое оружие».
В социологическом, культурном, информационном смысле понятие «мем» (meme) ввел Ричард Докинз в своей книге «Эгоистичный мем» в 1976 году. Слово означает «репликатор», «подобный». Автор книги выдвинул теорию, что «meme» являются своеобразной единицей информации на подобии человеческого гена. Репликаторы, как микробы или вирусы, могут также свободно распространяться. И именно Докинз применил новую категорию к различным социокультурным процессам. Ученый относил к репликаторам мелодии, фразеологические обороты, цитаты и многое другое. Эта концепция единицы информации, как культурного гена, породила новую науку – «меметику». Она изучает теорию содержания сознания и эволюцию культуры.
Однако немногим позже концепция изучения и использования «мемов» вышла за грани обычного исследования социокультурных явлений. Многие заинтересовались репликаторами с другой стороны. «Мем» стал рассматриваться как специфический вирусный элемент, который можно использовать в социуме для манипуляции сознанием. Иными словам, начали создавать «социальный вирусный посев» для того, чтобы люди его самостоятельно распространяли.
Сегодня можно с уверенностью сказать, что все мы в разной степени сталкивались с подобными манипуляциями. Например, вирусная реклама или ролики. Они призваны привлечь внимание аудитории к определенному продукту и сконструированы таким образом, чтобы люди подсознательно повторяли мелодии из рекламных роликов или отчетливо запоминали образы. Вспомнил Новый Год и пришла в голову реклама Кока-Колы – это результат вирусного воздействия. В основе современных «мемов» может находиться: ассоциативный принцип, парадокс, юмор и многое другое. К парадоксальной вирусной рекламе можно отнести ролик о «Файлообменнике Skype», где вычурно накрашенные девицы нарочно несут околесицу. В конце концов, можно вспомнить обо всех известных репликаторах типа «troll-face» и многих других....
Не сложно догадаться, что такие разработки «придутся по вкусу» не только маркетологам и юмористам, но также и политтехнологами, которые используют «мемы» для создания нужного политического информационного посыла и пропаганды.
Применение «мемов» и изобретение Украины
Необходимо отметить, что правильно посеять вирусный «политический мем» - крайне сложная и многокомпонентная задача. Ведь нужно учесть много факторов: общественные настроения, последние тренды, уровень образования, необходимо определить целевую аудиторию и найти способ ретранслировать информацию (в эпоху соц. сетей это значительно легче сделать), а также многое другое. Иными словами - нужны масштабные социологические исследования. Делается это для того, чтобы задуманный вирус не был отторгнут как «инородный элемент» и начал распространяться. Создать действительно рабочий медиавирус очень сложно. Более того, некоторые исследователи считают, что в принципе невозможно в виду непредсказуемости реакции аудитории. Существует «фактор случайности» - подхватят «мем» или нет.
В этой связи, заявление украинского политолога о создании «меметического оружия» очень интересно. Как минимум по двум причинам. Во-первых, Лидия Смола практически открыто в прямом эфире сказала, что на Украине «щеневмерликам» будут промывать мозги. Во-вторых, матерная кричалка, по сути своей, как культурная единица информации, несет в себе негативный посыл. В итоге возникает сложный вопрос: действительно ли в «Незалежной» создали «медийное оружие» и будет ли оно воспринято и реплицируемо украинским обществом?
В интервью изданию «ПолитЭксперт» на эти вопросы ответил российский политолог, журналист, общественный деятель, директор Центра геополитических экспертиз, заместитель руководителя Центра консервативных исследований социологического факультета МГУ, член Евразийского комитета, заместитель руководителя Международного Евразийского движения, главный редактор Информационно-аналитического портала «Евразия», постоянный член Изборского клуба Коровин Валерий Михайлович.
Политолог отметил, что на Украине действительно удастся поместить «мем» в социум. Но только отнюдь не из-за гениальности политтехнологов.
«Меметическое оружие создается под определенную среду, которая и является объектом воздействия. Если брать нынешний украинский культурный контекст, наполненный такой вот заподенской деревенщиной, понаехавшей из хуторов или взять в расчет людей из Киева, участвовавших в захвате власти, то их культурный уровень представляет собой довольно специфическое явление. Если практично подходить к вопросу воздействия на таких вот «молодцов», «новой элиты майдана», которая наполнила собой украинскую столицу, то логично использовать тот набор фраз, выражений, слов и терминов, на котором они общаются. Такой язык им близок и понятен. Отсюда идея использования матерных выражений, нецензурной лексики, слоганов и жестов, кривляний и прыжков на месте для того, чтобы воздействовать на эту целевую аудиторию абсолютно понятна. Украинский политолог абсолютно права, действует технологично в рамках заданной группы и поставленной задачи для достижения необходимого успеха. Этот подход будет работать только в нынешних постмайданных условиях, от которых Украина до сих пор не может оправиться», рассказал Валерий Михайлович.
Также политический эксперт озвучил мнение, что украинское «меметическое оружие» можно использовать лишь в рамках крайне низкого культурного уровня украинцев.
«Мем – это единица культурной информации, культурный квант. Его основная фукнция заключается в распространении «из уст в уста». Вот кто будет передавать матерные кричалки? Воспитанный человек пожмет плечами забудет об этом, как о страшном сне. Образованный человек даже слушать такое не станет. В культурной среде такое распространяться не будет. А потому тиражироваться такая кричалка будет лишь в специфической заподенском, хуторском, деревенском, понаехавшем, низко образованном социуме, где рады бесплатным камуфляжам и возможности трясти лохов на улице. Вот на них и рассчитаны подобные «мемы» в преддверии нового майдана, супермайдана, ультранового майдана. С каждым новым майданом культурный будет уровень все ниже и ниже. Следующим «мемом» может стать издание звука, с помощью которого орангутанг привлекает самок или будут повторять боевой клич гиббона. Не стоит исключать имитацию звуков Тарзана, которыми он оповещает о приближении врагов. Это будет ультрамайдан следующий генерации, где культурный уровень достигнет дна – пробьет его и двинется дальше», поделился своим видением ситуации известный российский журналист.
Необходимо отметить, что, по мнению Коровина Валерия Михайловича, даже открытое заявление Лидии Смолы о пропаганде, не помешает «щеневмерликам» «дико угорать» и «скакать от счастья».
«Чтобы возмутиться потенциальной промывке мозгов – нужно эти мозги иметь. С помощью них необходимо проводить несложный анализ ситуации, сопоставлять высказывания и выражать возмущение. Если мозгов нет, то собственно, анализировать нечего и возмущаться нечему. А потому, аудитория будет потреблять созданный для них продукт. Будут «дико угорать», радоваться, плясать, орать «Героям слава» и все будет вполне гармонично. И женщина-политтехнолог знает, о чем говорит, что делает и чего добивается. При помощи таких мемов можно свергнуть власть, пропихнуть закон, избрать депутата – отличные условия для реализации своих интересов. Придумал матерную кричалку, и вот уже аудитория весело гогочет и поддерживает», подытожил эксперт.
Вместо вывода
Можно ли сказать, что на Украине создали уникальное меметическое оружие для великой победы над Россией? Однозначно, - нет. Скорее Лидия Смола в прямом эфире подложила «здоровенную свинью» всем своим согражданам и выставила украинцев далеко не в лучшем свете. Потому что под видом презентации небывалого достижения «Незалежной», своей фразой об уникальных матерных кричалках, политолог фактически расписалась под несостоятельностью, быдловатостью и необразованностью определенного круга «щеневмерликов». Это ведь теперь нормально говорить на Украине о прочистке мозгов - все равно не поймут. А так хоть слова новые услышат - меметическое оружие. Здорово же. Скачи и радуйся....
http://politexpert.net/22598-s ... bbona