Представленное на пресс-конференции в Киеве исследование, проведённое социологической компанией Ukrainian Sociology Service при Институте социологии НАН Украины, показало новые тенденции — всё больше украинцев идентифицируют себя с греко-католиками. Ранее, 21 ноября, патриарх Московский и всея Руси с озабоченностью указал, что в последнее время "усилилась и прозелитическая деятельность униатов на исконно православных землях на востоке Украины".
21,3% — такова, как следует из опроса Ukrainian Sociology Service, доля отнёсших себя в ходе опроса к униатам граждан страны. Для понимания стоит указать: год назад, по данным той же конторы, в качестве греко-католиков определили себя 11% опрошенных. А в 2014 году, согласно большому исследованию авторитетного социологического Центра Разумкова (Киев), таковых было лишь 7,8% респондентов, причём данная цифра стабильно держалась в этих пределах с 2000 года.
Таким образом, получается, что с 2014-го число униатов (точнее — определяющих себя как таковые) удваивалось на Украине каждый год, а за два года возросло в три раза.
21,3% — это очень значительная цифра, потому что число отнёсших себя к канонической Украинской православной церкви (крупнейшей христианской Церкви страны), по данным Ukrainian Sociology Service, в этом году составило 36% опрошенных граждан.
Безусловно, подобные цифры вызывают большие сомнения. Однако активность греко-католиков (о которой говорил и глава РПЦ) в нетрадиционных для них землях Украины действительно сильно увеличилась в последнее время. Лайф уже рассказывал в июне этого года о начатом в 2015 году масштабном храмостроительстве (сразу 10 униатских церквей на общую сумму в 1 млн долл., которую пообещал предоставить действующий за рубежом Всемирный конгресс украинцев), синхронно начавшемся в различных городах в Донецкой и Луганской областях, которому предшествовало "миссионерство" униатских капелланов, прибывших туда с военными частями.
— В каком направлении нас поведёт сегодня Дух Святой? Это направление сегодня нам указывает сам Святейший отец папа Франциск. Это направление сегодня нам указал его эминенция — кардинал Паролин, начавший свой визит с востока Украины, с Запорожья, куда созвал нас, владык, чтобы показать нам, что будущее нашей Церкви и нашей Украины куётся сегодня там, где война и где страдают люди, — заявил 19 июня в кафедральном соборе Святого Юра во Львове верховный архиепископ Киево-Галицкий Украинской греко-католической церкви (УГКЦ) Святослав Шевчук.
Об этом же глава УКГЦ говорил 16 июня в Запорожье, куда он прибыл вместе с Паролином.
— В своём выступлении перед прихожанами архиепископ отметил, что греко-католики, как и вся Украина, сейчас переживают исторический момент. Поэтому церкви нельзя "спать": нужно идти к нуждающимся — прежде всего на востоке Украины, в зоне АТО. Об этом зачастую просят жители Донбасса, которые положительно оценили греко-католических военных капелланов, находящихся в зоне АТО вместе с нашими военными, — излагает слова Шевчука украинское издание "Время новостей". — Греко-католики... приняли решение создать десять "пастырских станиц" по всей линии размежевания в зоне АТО.
Эти заявления были подкреплены делом. На прошедшем 7—8 июня 2016 года заседании Синод УГКЦ принял решение "поручить правящим архиереям в сотрудничестве с благотворительным (католическим. — Прим. Лайфа) фондом "Каритас Украины" создать пасторально-социальные миссии на линии размежевания в Донецкой, Луганской и Харьковской областях". А десять — видимо, по указанному выше числу возводимых на зарубежные средства храмов в Донбассе.
Впрочем, как можно понять, в рамках этих миссий также идёт храмостроительство.
— Тернопольско-Зборовская архиепархия получила под свою опеку духовные миссии и приходские общины в городе Лисичанске (Луганская область. — Прим. Лайфа). В настоящее время им уже предоставлена определённая финансовая помощь, — сообщило 20 сентября этого года интернет-здание "В час пик". — Также передан проект будущего храма, строительство которого входит в обязанности Тернопольско-Зборовской архиепархии.
Как отмечается в репортаже Еспресо.TV, "средства на строительство первой греко-католической церкви в Лисичанске помогают собирать прихожане с Тернопольщины". Вот и ещё один источник финансирования ударного униатского храмостроительства.
— По мысли римского Престола, униаты должны были начать массовое обращение в свою веру населения Украины ещё в конце 80-х годов прошлого (ХХ. — Прим. Лайфа) века. Но из-за крайней заполитизированности этой церковной организации, где большинство церковного клира было помешано на украинском национализме, она так и не смогла осуществить миссионерский прорыв, практически полностью законсервировав себя в Галичине, — писал в 2011 году после интронизации Шевчука на пост главы УГКЦ заместитель главреда газеты "Донецкий кряж" Алексей Иванов. — Видимо, задачу исправить сложившуюся ситуацию и поставили в Риме перед новым предстоятелем греко-католиков.
Эта возможность представилась ей после победы поддержанного ею Майдана и начала военных действий на востоке, жертвам которых униаты сейчас намерены "помогать".
— Сегодня УГКЦ хочет "упрочить свои позиции за пределами родного ей запада страны, действуя на волне растущего украинского самосознания в центральных регионах Украины", как говорит независимый эксперт по религии в бывшем Советском Союзе Джеральдина Фэйган (Geraldine Fagan), написавшая книгу Believing in Russia — Religious Policy after Communism ("Вера в России. Религиозная политика после коммунизма"). Чтобы добиться этого, говорит она, униатская Церковь воспользовалась неразберихой, вызванной конфликтом на Донбассе, который унёс жизни более 4700 человек и поставил государство на грань банкротства, — осуждающе писала в сентябре 2014 года американская газета The Christian Science Monitor. — Непосредственно участвуя в конфликте, униатская церковь надеется завоевать на свою сторону новых последователей внутри страны, которая всё больше раскалывается из-за этнических и религиозных противоречий.
https://life.ru/t/%D1%80%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D0%B3%D0%B8%D1%8F/936609/kriestovyi_pokhod_xxi_vieka_kak_ukrainu_pierievodiat_v_uniatstvo