Джеймс Стивен Фоссетт родился 22 апреля 1944, в Джексоне, штат Теннесси. Детство и юность прошло в Гарден-Гроув в Калифорнии. С юных лет Стив Фоссетт был участником скаутского движения. В 1966 году Фоссетт окончил Стэнфордский университет по специальности «экономика». В 1968 году ему было присвоено звание магистра экономики в университете Вашингтона в Сент-Луисе, штат Миссури. В этом же году Стив Фоссетт женился на Пегги Виланд.
До 40 лет Фоссет был известен исключительно в деловых кругах. Он сделал весьма успешную карьеру на бирже, и даже стал основателем крупнейшей трейдинговой корпорации США Lakota Trading Inc., совладельцем фирмы Scaled Composites.
В 1985 году, видимо, заскучав от достижений в бизнесе, Стив Фоссетт решил переплыть Ла-Манш. Это был просто вызов самому себе — и с четвертого раза он сделал это. Кстати, интересно, что свое первое экстремальное достижение Стив совершил, не вложив в него ни доллара. В дальнейшем он также будет чрезвычайно практично отдаваться своей страсти к экстремальным развлечениям.
Потом последовали 8 лет, в течение которых Фоссет не привлекал к себе внимания общественности. Известно, что он занимался различными необычными видами спорта, вроде марафонских гонок на лыжах по горам Колорадо, где жил с женой. Там же он участвовал в горном марафонском забеге. Уже тогда стало понятно, что Фоссета привлекает не столько скорость, сколько марафонские дистанции. Его конек — выносливость и настойчивость.
Видимо, тренировки на холоде и сподвигли его на следующее дерзание — в 1992 году Фоссет решил принять участие в гонках на собачьих упряжках. Ему предстяло проехать более тысячи миль по заснеженной Аляске. Стив Фоссетт справился и с этим, но довольно бесславно. Его упряжка пришла к финишу сорок седьмой.
В 1993 году он попробовал заняться автогонками — причем опять на длительные расстояния. Фоссет принял участие в Le Mans Sports Car Race, французском марафонском ралли на гоночных автомобилях. Но и тут его ждала неудача — команда, в которой выступал Стив, пришла тридцать шестой.
В том же 1993 году Стив Фоссетт, наконец, нашел достойное призвание, в котором ему предстояло установить свои первые мировые рекорды. Устав от гонок на суше, он обратился к воде, которая когда-то в первый раз позволила ему почувствовать себя победителем. Фоссет начал плавать на скоростных яхтах, и это был уже настоящий спорт миллионеров.
В 1993 году он поставил свой первый мировой рекорд скоростного плавания на яхте — за 44 часа Фоссетт обогнул Ирландию. С этого момента Стив начал всерьез заниматься этим спортом. Он сконструировал скоростной катамаран PlayStation (впоследствии корабль будет носить более «благородное» имя Cheyenne) и совершил еще 24 рекордных заплыва. Самым знаменитым из них считается «кругосветка» 2004 года, когда Стив Фоссет и его команда проплыли вокруг земного шара на 6 дней быстрее, чем предыдущие рекордсмены.
Впрочем, к этому времени «плавательные» достижения стали для экстремала чем-то обыденным. В конце концов, чего стоит достижение, которое уже через год (как случилось с кругосветным рекордом Фоссета) было улучшено другим таким же спортсменом, и благополучно забылось во всем мире. После плавания 2004 года Фоссет объявил о том, что он больше не занимается яхтами. К тому времени яхты стали для него детской игрушкой, потому что ему было чем гордиться всерьез.
С 1995 года Стив Фоссет лелеял заветную мечту. К тому времени он не раз испытал эйфорию человека, который «побил» чей-то рекорд, и хотел большего. Фоссет мечтал стать рекордсменом, который сделает что-то впервые и тем самым навсегда останется в истории человечества. Он принялся изучать историю человеческих достижений — и нашел то, что искал.
Это казалось невероятным, но за всю историю воздухоплавания еще ни один человек в мире не совершал кругосветного перелета на воздушном шаре. Это было то, что нужно — испытание, в котором разом требовались и выносливость Стива, и его деньги. Он знал, что победит, потому что ни у одного тренированного спортсмена не найдется нужной суммы, чтобы сконструировать воздушный шар, который сможет лететь достаточно долго. При этом едва ли найдется миллионер, подобный ему, который преодолеет любые трудности марафонского полета — без сна, нормальной еды, при пониженной температуре и в разреженном воздухе.
Что касается холода и разреженного воздуха, тут Фоссету опыта было не занимать. Он поднимался на высочайшие горы (в том числе дважды на Эверест) практически всех континентов (кроме Антарктиды) — и, кстати, оставил это увлечение, так же, как и увлечение яхтами, — тут все рекорды были установлены до него. Однако, задумав лететь вокруг света, Стив Фоссетт снова стал серьезно заниматься лыжными марафонами в горах Колорадо. Он даже сконструировал специальную капсулу, внутри которой имитировались атмосферные условия на высоте 3 километров, и спал в ней несколько ночей подряд. В итоге это позволило ему находиться на высоте 7 километров в одной только кислородной маске.
Для того чтобы сконструировать аппарат, способный облететь вокруг света, Фоссет нанял специальную команду экспертов, в которую входили люди, установившие рекорды дальности полетов на воздушных шарах. Он потратил на свое детище 300 тысяч долларов (кстати, на порядок меньше английской и швейцарской команды, которые в то же время планировали установить этот рекорд и вложили в свои шары миллионы долларов). Шар Фоссета был сравнительно прост, в сравнении с шарами конкурентов. Англичане и швейцарцы посвятили много времени на конструкцию специальной капсулы, в которой воздухоплаватель не чувствовал бы дискомфорта на большой высоте, в то время как американец Фоссет рассчитывал, что сможет выдержать перелет и без капсулы.
И вот настал исторический момент — в 1996 году Стив Фоссет совершил первую попытку беспосадочного кругосветного перелета на воздушном шаре. Попытка окончилась неудачей — стартовав в Южной Дакоте, шар смог долететь лишь до Канады. Впрочем, его швейцарские и английские конкуренты не сделали и того — их воздушные шары выходили из строя уже в первые дни полета.
А Стив Фоссет с истинно марафонской настойчивостью совершил второй полет — в этот раз его шар долетел от Миссури до Индии, третий полет — опять же из Миссури до России, четвертый полет — который чуть было не закончился его гибелью, когда шар попал в шторм и стал стремительно терять высоту над Австралией… Но даже смертельная угроза не остановила Фоссета. Он совершил пятую безуспешную попытку и на шестой раз добился своего. В 2002 году, стартовав из Австралии, Фоссет через 14 дней, 19 часов и 50 минут вернулся в исходную точку.
|