Не моё. Но обобряю.
Цитата:
В моей смерти виновными считать kpi (подпись: цель)
Когда следователи прибыли на место преступления - им предстала страшная картина: развороченная разодранная в клочья цель лежала в углу. А по всему помещению были разбросаны kpi, от больших до маленьких. И если большие грузные неповоротливые kpi уходили в небытие медленно и величаво, делая последний вздох и замирая, то тельца маленьких, незначительных, никак не связанных с целью, kpi доживали последние минуты с надрывом: их показатели еще иногда вдзрагивали, а сами они крикливо повизгивали, но в общем тоже постепенно отходили. Все это происходило в каком-то завалившемся на бок, неопрятном, с грязными окнами, помещении под названием бизнес.
- Всё ясно. Банальный случай. Сказал старший следователь. Нечего расследовать.
- А что ясно? Что в рапорте-то напишем? - уточнил младший
- Ну так то и напишем: цель разбили на kpi. тем самым надругались. цель погибла от множественных колющих ранений kpi. Хотя, знаешь, не удивлюсь, что у зачинщиков не было никаких плохих мотивов. Искренне верили, что это нормально и ничего не будет. Ну да ладно, пошли.
Они вышли, последний kpi последний раз вздрогнул, дверь захлопнулась, в этот раз навсегда.
Я не верю в бизнес без цели. Это не бизнес тогда, а способ выживания его владельца.
Бизнес с цели начинается. И цель дает бизнесу жизнь. Бизнес целью живет и целью дышит.
А цели, в свою очередь, жизнь дает основатель, ну или основатели.
Но что такое цель? Я считаю очень верным определение - целостный образ будущего результата.
Само слово «результат» мне не очень нравится, слово творение, наверное, бы подошло больше, но оно немного напыщенно, так что оставим результат.
Но ключевым в определении является именно целостный, цельный, неделимый. Отсюда и цель.
Итак бизнес начинается с целостного образа. Так Джобс когда-то представил, что компьютер будет у каждого человека и выглядеть он будет, как страница тетради. А Шульц в свое время задумал, что создаст идеальное место между домом и работой, где могут встретиться друзья - и создал Starbucks
Цель, образ цели рождается в голове основателя. Для того, чтобы реализовать цель - он создает бизнес.
Проверить цель в голове основателя возникла или нет - просто: надо задать вопрос - а зачем тебе эта цель? Он ответит: потому что я творческий человек - и в этом мой творческий замысел, это моя мечта и моя идея. И я дерзаю свою мечту и свой замысел воплотить, и через это изменить жизнь к лучшему, и через это я, как творческий человек, реализуюсь - в этом мой смысл.
Ну то есть он может и не так скажет, но как-то примерно так. Поэтому цель: улучшение быта максимального количества людей путем предоставления им красивых и качественных товаров, которые помогут им обустроить свой дом и сделать его красивым - это цель. Это кстати Икеа. И ответ на вопрос зачем им это - понятен. А вот увеличить долю рынка в два раза - ну, или, например, добиться выручки в миллион долларов, целью быть не может. Потому что, а как тут ответить на вопрос - а зачем? И не цели это, а скорее показатели, ну, или, если их по умному называть, как раз вот те злополучные kpi
Однако же вернемся к цели. В голове основателя возникает цель. И, это лично мое мнение, но вот уже в тот момент, когда он свою цель на словах старается передать - она уже часть целостности своей теряет, она уже как бы на шаг от себя самой отходит. Потому, если руководитель точно и на словах передать свою мечту и цель не может - то это скорее нормально. Достоевский, чтобы какую-то ключевую мысль свою максимально целостно донести, чтобы другой его мог услышать и понять и тоже самое пережить - роман пишет. Так Достоевский - гений. А бизнесмен, предприниматель - он не гений и не писатель - у него просто в голове идея, и он хочет её реализовать, а высказать словами до конца он её не может, да и не надо.
И если бы основатель мог бы сам все своими руками сделать - он бы осуществил задуманное просто и максимально верно. Но тогда он бы был ремесленник. А у нашего бизнесмена задача посложнее, ему для того, чтобы создать то, что он помыслил - другие люди нужны. И он им свой замысел передать должен. А кроме того, он ещё как-то должен между ними задачи распределить, выполнение их проконтролировать, и вот уж совсем незадача - за эффективностью всей этой конструкции непрерывно следить.
И вот дальше происходит трагедия цели. Приходится делить её на kpi.
И здесь цель свою целостность совсем теряет. Потому что kpi - это не цель, и отражают они её очень отдаленно. Как-то конечно отражают. Так же, как кол-во извилин и размер головы - отражают мудрость, кол-во денег - отражает счастье, а кол-во подаренных цветов - любовь.
Так что же делать? Неужели не ставить kpi? И не планировать? А как тогда управлять? Ведь не можем мы просто так человека нанять и никаких цифр ему в плане не поставить?
Ставить kpi, и планировать, и отклонения смотреть!
Но помнить, всегда помнить - никакие kpi, никакая их динамика и никакая из комбинация не отражает - достигает ли бизнес своей цели или нет.
За конверсиями, долями, средними чеками, рентабельностями и кол-вом лидов - очень легко потерять задуманное. Очень быстро мы начинаем гнаться за цифрой, которая ничего не отражает, в себе ничего не несет - это под-kpi, какого-то kpi, который запустили несколько лет назад, когда это было актуально.
Так и что делать?
Смотреть в свой бизнес!
Что я хочу и что у меня есть? Это ли я помышлял? И об этом ли я мечтал?
Смотреть в свой бизнес! Покупать в своем магазине, жить в своем отеле, разговаривать с клиентами, пользоваться своими услугами.
И задавать себе вечные вопросы: об этом ли я мечтаю? в этом ли мой замысел? Этого ли я хочу?
Цель живая, и живая цель меняется.
А kpi - это всего лишь временное и неточное отражение моей мечты в материальном мире. И надо быть очень внимательным, может быть время этого kpi уже давно ушло!
Дверь захлопнулась. Следователи ушли, так и не заметив, что рядом с разорванной целью сидел хозяин, обхватив голову руками и качающийся из стороны в сторону.
Слишком незаметный и потерявшийся на фоне многочисленных kpi, заполонивших весь его бизнес, он качал головой и повторял: но ведь показатели росли. ведь показатели росли.
Показатели действительно росли, удобренные умирающим бизнесом и перегнивающей целью.
А потом не стало цели. Не стало жизни.
И бизнес умер.