Ср. у Саксона Грамматика в 7-й кн. (мой перевод и комментарий):
{7.9.7} В те времена своими грабежами и жестокостью наше Отечество терзал морской разбойник по имени Рёдо , [родом] из рутенов. 2 Его суровость была широко известна, так что если другие [разбойники] щадили своих пленников и не раздевали их догола, то он не видел ничего неприличного в том, чтобы отнимать у них даже ту одежду, которой прикрывают самые срамные места на теле. 3 Именно поэтому жестокий и ужасный разбой мы до сих пор называем «Рёдоран». 4 Иногда он применял следующий мучительный вид казни: крепко привязав правую ногу [жертвы] к земле, а левую — к ветвям специально согнутого для этой цели дерева, [он отпускал ветвь], которая, возвращаясь в исходное положение, разрывала тело [несчастного] надвое1. 5 Желая обрести славу и почести, король острова Фиония Хано попробовал напасть на Рёдо со своим флотом, но обратился в бегство, [вернувшись домой] с одним лишь слугой. 6 В насмешку над ним и появилась эта поговорка: «Хано могуч лишь у себя дома».
1. Ср. у Диодора о разбойнике по имени Сини(с/д) (IV, 59.3): «Вторую победу Тесей одержал над обитавшим на Истме Синидом, который, согнув две сосны и привязав к ним руки [пленника], сразу же отпускал сосны. Таким образом, [сосны] разрывали тела со страшной силой, и несчастные погибали ужасной смертью»; т.с. у Павсания (II, 1.4): «Есть в начале Истма <место>, где разбойник Синис, взявшись за сосны, пригибал их книзу, и тех, кого он побеждал в бою, он привязывал к этим соснам, а затем отпускал эти деревья; тогда каждая из сосен тянула привязанного за собой и так как при¬вязь ни с той ни с другой стороны не разрывалась, но одинаково тянула в свою сторону, то привязанный <к деревьям> разрывался пополам. Таким же образом погиб и сам Синис от руки Тесея». Саксон мог познакомиться с этим мифом, например, благодаря «Метаморфозам» Овидия (VII, 440-2): «Мёртв и Синис, во зло применявший великую силу, — / Перегибавший стволы, до земли наклоняющий сосны, / Чтоб, разорвав, разметать широко телеса человечьи». — Упоминание русов (рутенов) у Саксона тоже может быть далеко не случайным. Известно, что похожей смертью погиб киевский князь Игорь, который, согласно от Льву Диакону (VI, 10), «отправившись в поход на германцев {согласно ПВЛ — на древлян}, был взят ими в плен, привязан к стволам деревьев и разорван надвое».
|